Pretty woman, дословно "Красивая женщина" - в русской версии справедливо - "Красотка" - это хит 1990-го года, имеющий уже культовый статус.
По сюжету воротила большого бизнеса Эдвард (Ричард Гир) случайно оказывается на машине на улице, где работает проститутка Вивьен (Джулия Робертс), и вместо того, чтобы снять ее по профессии, он пользуется ее услугами как водителя.
Герой Ричарда Гира явно пребывает в личностном кризисе. Вот его описание из оригинального сценария:
ЭДВАРД ХАРРИС стоит у окна, бесстрастно смотрит вниз на вечеринку. Эдвард красивый, хорошо ухоженный мужчина около сорока лет. Он выглядит уставшим; такой тип утомления, который нельзя излечить ночным сном.
/Перевод Lanaskino/
Вивьен, будучи из совсем другой среды, дает ему свежий взгляд на его жизнь, ну и заодно она его привлекает физически.
Изначально сценарий предполагал социальную драму с очень плохим концом: богатый мужчина снимает на улице проститутку, проводит с ней несколько дней, а в конце они ссорятся в машине, он выкидывает ее из машины на том же месте, где и "взял", швыряя деньги вслед. Не слишком похоже на ту версию, которую увидел зритель, верно?
Фильм отрабатывает классический сюжет, принятый в ромкомах: неочевидная пара (разные социальные круги, несхожесть характеров и взглядов на жизнь и т.д.) случайным образом сходится - они сразу нравятся друг другу на физическом уровне, внешне относятся друг к другу как минимум с подозрением, а лучше с открытым раздражением и неприятием. Затем наступает стадия сближения - и, пострадав, они все-таки оказываются вместе.
Джулия Робертс (и ее телесный дублер Мисс Шелли Мишель (Shelley Michelle)) - молоды и полны очарования, Ричард Гир, которому было 40 лет на момент выхода фильм - со зрелой сединой, уверенным богатством, прекрасен, но...
Недавно пересмотрев фильм, я почувствовала какую-то гримасу от создателей и весьма недоброжелательную будто бы.
Давайте представим, что продюсеры фильма читают сценарий про неблагополучную историю, в общем грязную и полную жестоких отношений между полами.
И я могу себе представить, как они на обсуждении говорят, что, мол, сколько можно "реализма", мы же Голливуд, а у нас тут фабрика грез. А давайте из этого сделаем сказку-сказку? И люди "поведутся" на историю любви проститутки и богатого мужчины. А что такого?
Не зря же герой Гира везет Вивьен на свидание на оперу "Травиата" - историю по роману Дюма-сына "Дама с камелиями", в которой куртизанке Виолетте молодой человек предлагает любовь и изменить жизнь. Она даже соглашается пожить в любви, но у них возникает три проблемы: денежная, несогласие отца молодого человека с таким союзом и смертельная болезнь главной героини, последняя и составит трагический финал на фоне оптимистичной волны позитивных изменений.
И эту усмешку я чувствую, потому, что я вижу этот фильм от начала и до конца искусственное создание - как некое интеллектуальное упражнение по абсурдизации и романтизации грубого социального сюжета до состояния, когда зритель все равно его воспримет красивым, приемлемым, когда он будет "завидовать" главным героям.
Разве нет холодного сарказма в одном из слоганов "Красотки":
Кто бы знал, что так весело быть проституткой?
/Перевод Lanaskino/
Никто не знал, потому что скорее всего это невесело (особенно в предложенной истории). А у создателей все получилось.
Забава и в том, чтобы зрительницам будто бы невольно захотелось бы оказаться на месте Вивьен, то есть сбежать из дома, переменять несколько "не тех парней", из страха возвращаться домой "оплеванной" пойти на панель, работать на улице, жить с наркоманкой, чтобы... однажды очень богатый (и весьма травмированный тоже) мужчина случайно заехал бы к ней "на район" на роскошном авто. Какова вероятность такого исхода? А разве это завидная судьба?
Да и если взглянуть на героев, то странно ожидать, что после титров их ждет хорошая судьба.
Эдвард признается, что он не готов к отношениям с женщиной, а Вивьен всю неделю демонстрировала лучший сервис: снимала ему обувь, встречала его обнаженной с работы и тому подобное. Вряд ли пара будет в состоянии держать такой темп при таких противоречиях.
Честно говоря, сценарий этого фильма мне не по душе. И возможно, по этому фильму можно препарировать "магию Голливуда". При неприятной истории и злобном к зрителю посыле мы получаем конечный продукт, который дарит нам позитивные эмоции. Почему же так происходит?
1. "Заряженные" личным обаянием и межличностной химией исполнители главных ролей
Джулия Робертс юна и прекрасна, Ричард Гир - сама привлекательность. И "химия" между персонажами замечательная. Они - актеры - продают нам эту историю так хорошо, чтобы мы забываем про критический анализ, мы хотим верить и видеть только хорошее.
2. Добротные второстепенные персонажи с понятной односложной (на первый взгляд) конструкцией
Управляющий отеля (Гектор Элизондо) следит за тем, чтобы в отеле с виду все было идеально, а гости были довольны. И чем важнее гость, тем на большие уступки он идет. Но разве не прекрасно, как он по ходу (хотя бы внешне) проникается к Вивьен?
(Если включить критическое мышление, возможно, и здесь придется принять возможность того, что у управляющего есть главная ценность - счастье его привилегированных клиентов. Тогда, заметив симпатию героя Гира к Вивьен, он подыгрывает, ведь есть вероятность, что они станут постоянной парой в Лос-Анджелесе и даже поженятся. Так что в его интересах "авансировать" уважение для Вивьен ради спокойствия гостя)
Но зритель может этого и не заметить, ведь герой Ализондо так мило учит Джулию Робертс пользоваться приборами, так здорово подбирает ей костюмы и так уважителен с ней в конце фильма.
3. "Злодей"
Партнер героя Ричарда Гира - Стаки - омерзительный персонаж, оттягивающий на себя все негативные эмоции зрителя, что отвлекает от негативных черт главных персонажей и вопросов к сюжету в целом. Качественный антагонист позволяет сплотить героев со зрителем, направить весь негатив на него: мол, какой же он мерзкий, как же он мешает нашим героям стремиться к вечному-доброму-светлому.
4. Милый юмор
Комичные ситуации с лифтером, переходящие фразы от одного к другому, полет улиток из эскарго..
5. Броский саундтрек, отлично подстроенный под ритм картинки
6. Голливудский счастливый конец, так же известный как happy end
В этом фильме он выписан до того фантастически, что даже для этого фильма он выглядит чересчур.
Но для счастливого придуманного финала не бывает чересчур, ведь так? Фильм поступает со зрителем так, как Эдвард с Вивьен в магазине одежды: он заставляет всех "облизывать" зрителя, успокаивать его, с щедростью переодевает его, дает все, что тот хочет..
Если говорить о мелодрамах, то мне больше по душе фильм "Незабываемый роман" 1957 года с Кэри Грантом и Деборой Керр.
Там тоже о взаимном преображении друг ради друга, о притяжении, о сложностях, об откровенности друг с другом, но в нем герои действительно заслуживают счастье друг с другом, опираясь на свои усилия и любовь к своему партнеру. В "Незабываемом романе" оба героя прилагают много усилий и строят свое будущее вместе.