13 декабря – особая дата для всех, кто знает и ценит вклад Чака Шульдинера в метал-музыку. Именно в этот день, 23 года назад мир потерял не просто талантливого музыканта, но и настоящего новатора – человека, чьё стремление к совершенству и поиску новых форм выразительности навсегда изменило death metal. Чак Шульдинер был больше, чем просто виртуозный гитарист и композитор. Он был философом, задававшим вопросы о человеческой природе и стремившимся выйти за рамки жанровых клише. Его тексты и музыка открыли новые горизонты для экстремального метала, оставив неизгладимый след в его истории.
Среди достижений Death особое место занимает Human. Этот релиз стал настоящим прорывом в творчестве группы, подчеркнув переход от классического death metal к более техничному и прогрессивному звучанию. Human является свидетельством музыкальной зрелости Чака Шульдинера, его удивительной способности балансировать между жёсткостью, агрессией и технической сложностью. Сегодня мы вернёмся к этому альбому и постараемся понять, что делает его нестареющей классикой метала.
Когда Human вышел в 1991 году, он произвёл ошеломляющий эффект. Учитывая мелодичный уклон Spiritual Healing (1990), а также популярность трэша и альтернативного рока в мейнстриме, этот релиз оказался полной неожиданностью. Его молниеносные риффы, мелодичные соло, мощные гармонические мосты и дикая вокальная подача Чака стали глотком свежего воздуха, который разбудил сцену и дал ей новый импульс. Этот умный "антитрендовый" альбом стал именно тем, что нужно было death metal, чтобы выйти на новый уровень.
Human не содержит бластбитов, сатанинских тем или каких-либо бессмысленных текстов. Зато лонгплей демонстрирует рост, эксперименты и расширение границ жанра, оставаясь верным своей эстетике. Именно это умение использовать инструменты по максимуму сделало альбом легендарным. Плюс нельзя забывать про первоклассных музыкантов, задействованных в записи, которые безусловно помогли Шульдинеру развить свои инновационные идеи для этой пластинки: барабанщик Шон Рейнерт и гитарист Пол Масвидал из Cynic, а также басист Стив Диджорджио из Sadus, вошедший позже в команду Чака для проекта Control Denied (1999).
"Напряжённый" – хорошее слово, чтобы описать Human в целом, поскольку аранжировки, исполнение и продюсирование – всё чётко и выверено, без каких-либо изъянов. Теперь Death полномасштабно начали двигаться в более мелодичном и прогрессивном направлении. Альбом в значительной степени является идеальным балансом между агрессией и жестокостью ранних работ Death и сфокусированной музыкальностью их более поздних релизов. Тем не менее, это по-прежнему довольно злобный опус с резкими атаками, такими как Suicide Machine или Together as One. Игра Чака чёткая и точная, даже быть может здесь представлена его лучшая вокальная работа, сочетающая агрессию с ясностью. Human – прекрасный альбом, синтезирующий в себе наилучшие аспекты мощной энергии Scream Bloody Gore (1987) и их более поздней прогрессивной запутанности на The Sound of Perseverance (1998).
Human стал той самой ключевой точкой, где группа балансировала между двумя своими творческими фазами. Лонгплей демонстрирует более техничный подход, сохраняя при этом фирменную мощь и вероломную сокрушительность в риффах. Тематика текстов также эволюционировала, отойдя от кровавых и мрачных мотивов первых трёх релизов (хотя зачатки этого были заметны уже на Spiritual Healing).
Что касается переиздания, Relapse Records проделали отличную работу, придав этому релизу достойный вид. Впервые альбом был переиздан на CD в 2011 году. Стоит отметить несколько ключевых моментов этой версии, включая обновлённое звучание и добавленные демо-треки. Прослушивая сырые инструментальные версии песен, становится очевидно, что их структура практически не изменилась с момента создания. Основные мелодии и гармонии были лишь слегка доработаны, что говорит о продуманности и зрелости оригинальных композиций. Эти демо-версии представляют собой не столько неожиданные открытия, сколько логическое развитие материала. В качестве бонус-трека был добавлен кавер на God of Thunder группы Kiss, большим поклонником которой являлся Чак.
Позже в 2017 году благодаря той же конторе Human стал доступен на виниле в нескольких цветах. Он был дополнен вкладышем с текстами песен, заметками Пола Масвидала и продюсера Джима Морриса, взятыми из переиздания 2011 года, а также цифровым кодом для загрузки. Дизайн включает в себя коллаж из фотографий, сделанных в студии, и рукописные тексты песен от Чака Шульдинера. Логотип Death на обложке выполнен в глянцевом стиле, подчеркивая величие альбома, который, кажется, звучит так же свежо, как в год своего выхода.
Обновлённый микс добавил яркости саунду, улучшив восприятие деталей. Барабаны Шона Рейнерта звучат чище и отчётливее, что особенно заметно даже на низкой громкости. Это позволяет услышать ранее скрытые нюансы ударных партий. Грубая энергия ремастеринга чувствуется в мощных вступительных треках Flattening Of Emotions и Suicide Machine. Однако чуть более сглаженный звук таких композиций, как Lack Of Comprehension и See Through Dreams, слегка уменьшают их первозданную резкость. Тем не менее, такой подход к переизданию позволяет взглянуть на этот шедевр под другим углом, что лишь усиливает его значимость. Эти дополнения делают Human не просто альбомом, а документом эпохи, раскрывающим процесс его создания.
Некоторые поклонники Death называют Human главным достижением Чака Шульдинера, хотя другие отдают предпочтение Symbolic (1995). Но одно очевидно: более 30-ти лет альбом остаётся непревзойденным и выдерживает испытание временем лучше, чем большинство работ того периода. Human – вечная классика, напоминающая нам о величии Чака Шульдинера и его способности вдохновлять даже спустя десятилетия.
©Автор: Валентина Pantera Катышева