55 лет могло бы исполнится сегодня крëстному отцу death metal - Чаку Шульдинеру, гитаристу, вокалисту и основателю группы Death, который не только дал серьёзный импульс будущему развитию метала, но и сильно повлиял на многих музыкантов. И ожидаемо в этот день мне захотелось вспомнить этого великого человека, послушать его альбомы, посмотреть его старые интервью, в общем, так или иначе почтить его память.
Уже в 9 лет Чак начал увлекаться игрой на гитаре, чтобы отвлечься от мрачных мыслей после гибели старшего брата, которого он потерял после автокатастрофы. Думал ли этот мальчишка тогда, что станет одной из самых влиятельных фигур в истории тяжёлой музыки? И это действительно спасло его от депрессивного состояния в то время, как и надеялись его родители. Более того, уже к 16-ти годам это помогло ему собрать свою первую группу Mantas, позже переименованную в Death. Как сообщалось, это решение было направлено на то, чтобы превратить смерть своего брата во что-то положительное.
Несмотря на всё это, Чак был весёлым и самым обычным парнем. Он не боялся быть смешным и нелепым. Он очень любил жизнь и все её радости, самые обычные простые ценности. Он очень любил животных, у него были собаки и кошки, которых он просто обожал. Он всегда предпочитал душевный домашний уют, чем шумные копании и вечеринки. Но наверно для каждого металхэда он не был таким вот обычным парнем, а был настоящей легендой тяжёлой музыки, иконой дэт метала и кумиром многих музыкантов.
Да что и говорить, его богатое музыкальное наследие и особенно творчество группы Death трудно переоценить. Каждая эпоха в короткой карьере Шульдинера привлекает своих собственных поклонников, поскольку нет двух пластинок с одинаковым составом. Есть те, кто придерживается раннего материала, такого как Scream Bloody Gore (1987), с его жуткой подвальной атмосферой и лирикой на тему зомби и различных кровавых ужастиков. Это были песни, которые Чак написал в доме своей матери во Флориде после того, как услышал британских экстремалов Venom и почувствовал себя таким испуганным и поражённым одновременно.
Другие же присоединились к альбомам середины творчества Death, таким как Human (1991), в котором яростные трэш/дэтовые риффы были заменены более изощрёнными интересами. Ему было всего 24 года, когда он записал этот релиз, а приглашённым музыкантам из группы Cynic, черпавшим вдохновение в джазе и прогрессивном роке - Полу Масвидалу и Шону Рейнерту и вовсе по 20 лет. Парни творили историю тяжёлой музыки. Но разве кто-то тогда мог это предположить? Вряд ли. Им было важно лишь воплотить свои творческие идеи в жизнь, удовлетворить свои амбиции, реализовать всё то, чем дышали, всё то, чем жила тогда метал-молодежь конца 80-х начала 90-х.
В треках этого альбома Шульдинер предпринял свои первые попытки представить, как может выглядеть взрослая жизнь, помимо обычных пыток и зомби-апокалипсиса. Его лирика исследовала более экзистенциальные проблемы, как повседневное зло, предательство, злоупотребления властью и так далее.
Не найдя настоящих единомышленников для состава Death, он часто менял соратников по группе. Конечно, из-за этого время от времени возникали конфликты, обиды и разногласия между музыкантами. Но неизменным оставалось одно – все они уважали его. Ведь Шульдинер больше всего дорожил межличностными отношениями и очень ценил дружбу. Однажды, он сказал:
Дружба - это сильное понятие, но, к сожалению, оно также для большинства - пустое слово.
И как он был чертовски прав, ведь это то самое желанное сокровище и одновременно с этим - одно из самых больших испытаний, которые только может преподнести нам жизнь.
При всё при этом Чак был чувствительным и тихим, с лёгкой шепелявостью и нежной улыбкой. Но в то же время он мог быть напористым, импульсивным и никогда не боялся высказывать своё мнение. Он отказывался от туров, выступал против СМИ и сжигал все мосты. Иногда его бунт был более беззаботным. Например, когда он появился на MTV Headbangers Ball в 1993 году вместе со сверстниками, которые были одеты в футболки с пентаграммами и неразборчивыми логотипами метал-групп, а его можно увидеть в белой футболке с изображением очаровательных котят.
Во время выпуска Symbolic в 1995 году было трудно предсказать его привлекательность. Некоторых фэнов этот мелодичный поворот разочаровал - альбом не был таким брутальным, как ранний материал, и не таким внешне прогрессивным, как недавний материал. Для мира в целом он пришёл и ушёл, затмеваемый пост-гранжем и надвигающейся волной ню метала. В это время Шульдинер всё больше разочаровывался в своём певческом голосе - элементе, который связывал воедино разрозненные этапы его карьеры. Менее гортанный, чем вокал в дэт метале, и более резкий, чем в трэше. Инстинктивный голос Шульдинера представляет собой неподражаемую текстуру на фоне его музыки. Его мать, вспоминая о тех ранних репетициях в своем подвале после того, как её сын бросил школу, чтобы осуществить свою мечту, говорила об этом так:
Я не знаю, думал ли он когда-либо сознательно петь таким образом. Это произошло само собой, когда он начал петь и играть такую музыку.
Благодаря Symbolic Шульдинер стал одним из лучших гитаристов - человеком, чья игра вызывает исключительный отклик, то чувство, которое можно получить, только слушая его записи. Многие из его риффов яростно бьются о динамики, той же атаки он добивался от своего вокала и часто чувствовал разочарование. Он говорил о привлечении в группу настоящего вокалиста. Его мечтой был Ронни Джеймс Дио. Тем не менее, и по сей день Symbolic сохранил статус классики дэт метала, вечных врат в жанр, от которого музыкант сознательно пытался отказаться.
Шульдинер планировал, что Symbolic станет последним альбомом, который он выпустит под вывеской Death. Он был сыт по горло этим жанром с ограниченными рамками, и на тот момент он видел этот релиз как кульминацию своей работы. Но ему пришлось записать ещё один альбом из-за условий лейбла. Так на свет появился ошеломительный The Sound of Perseverance (1998), ставший заключительным для группы Death. Такие треки как Bite the Pain, Flesh And The Power It Holds и A Moment of Clarity, расширили резкие и мелодичные контрасты Symbolic, ещё глубже погружаясь в человеческую психику с точки зрения лирического вдохновения.
Он успел выпустить лишь один альбом The Fragile Art of Existence со своей новой группой Control Denied, куда вошли практически те же музыканты, что и на прошлогоднем The Sound of Perseverance.
В день выхода этого альбома, когда Чаку исполнилось 32 года, ему диагностировали злокачественную опухоль головного мозга. Несмотря на то, что он немедленно прошёл курс лучевой терапии и даже был прооперирован, ремиссия заняла всего лишь два года.
И к сожалению, в новой игре со смертью он проиграл. Так рано, в 34 года она забрала его с собой. И как бы жестоко это не звучало, но ирония судьбы заключается ведь в этом слове, которое сыграло с ним злую шутку. Вот не зря же существует эта крылатая фраза: «Как корабль назовёшь, так он и поплывет». И ещё вот это подозрительное число 13 не даёт покоя. Дата его рождения, день, когда поставили первый диагноз о раке, день, когда он умер… Все эти события объединяет это злополучное число. И сегодня нам ничего не остаётся, как только почтить память гениального музыканта.
Помимо различных музыкальных сборников и трибьютов, посвящённых Чаку Шульдинеру, в 2018 году был также снят отличный документальный фильм о становлении его как музыканта, и раскрывающий его как разностороннюю личность. Но главное, что спустя более 20 лет после его смерти он по-прежнему живёт в наших сердцах. Покойся с миром, Чак!
©Автор: Валентина Pantera Катышева