Такого никто не ожидал!
Привет, уважаемая публика!
Пролетел ещё один год владения нашим электромобилем Nissan Leaf (ze1), и пришло время посмотреть, насколько снизилась доступная ёмкость его высоковольтной батареи, и в целом оценить темпы деградации ВВБ за три полных года.
Вводные данные
Не только постоянные подписчики читают этот материал, поэтому напомню о нашей машине:
- Nissan Leaf 2-го поколения (ze1) из Европы
- 2018 год выпуска
- батарея ёмкостью 40 кВтч
- передний привод
- двигатель пиковой мощностью 150 л.с.
- пробег на момент покупки в ноябре 2021 года: 84 тыс. км.
Состояние батареи в предыдущие года
Напомню, что у любой батареи есть параметр SOH (State of Health), который и отражает её остаточную ёмкость в процентах.
Кроме того, с помощью приложения "Leaf Spy" в батарее Nissan Leaf можно увидеть реальную ёмкость в ампер-часах, а также показания параметра Hx, который отражает способность батареи "держать" сопротивление на ячейках.
Давайте посмотрим, как менялись эти параметры с годами на нашем Nissan Leaf. На скринах ниже параметр "SOH" отображается как "Здоровье".
На момент покупки (машине 3,5 года, пробег 84 тыс. км.):
Через год нашей эксплуатации (машине 4,5 года, пробег 113 тыс. км):
Через два года нашей эксплуатации (машине 5,5 лет, пробег 147 тыс. км):
Как видим, в первые два года нашей эксплуатации SOH проседал достаточно существенно. Грубо говоря: падал на 4% в год. Давайте посмотрим, как он повёл себя по итогам третьего года.
Третий год эксплуатации - такого не ожидал никто!
В начале декабря подключился к машине через приложение LeafSpy, сделал скрин и... обомлел! За третий год мы проехали 25 319 км, а показатель SOH не только не уменьшился, а наоборот - увеличился!
Итак, показатели батареи через 3 года нашей эксплуатации (машине 6,5 лет, пробег 173 тыс. км):
Вырос не только SOH, но и общая ёмкость в ампер-часах: год назад было 93,89 Ач, сейчас - 93,92 Ач. А вот показатель Hx снизился на 4,84% до значения 73,49%.
Удивительно! С чего вдруг SOH и общая ёмкость стали расти? Ведь в предыдущие два года оба эти показателя только падали, причём, существенно падали...
Признаюсь, что вначале я не поверил. Вдруг, LeafSpy глючит, или ещё что-то идёт не так? Поэтому повторно, через несколько дней, подключился через LeafSpy и... увидел все те же самые значения. Решил перестраховаться, и воспользовался другим приложением: LeafHacker. Но и оно считало практически те же значения:
SOH и ёмкость в ампер-часах здесь полностью совпадают с тем, что показал LeafSpy, а показатель Hx - выше, чем в LeafSpy почти на 2%, но это не удивительно. По моим наблюдениям, Hx постоянно "плавает" туда-сюда, а показания ЛифСпаем и ЛифХакером я снимал в разные дни (видно по числу медленных зарядок). И ещё заметил за годы эксплуатации, что Hx растёт, когда часто пользуешься быстрыми зарядками, и снижается, когда ими НЕ пользуешься. Посмотрел по своим записям: последняя быстрая зарядка у нашего Лифа была 25 мая. То есть на протяжении последних шести месяцев машина заряжалась только переменным током.
Что ж, как видите, в истории с SOH электромобиля Nissan Leaf второго поколения не всё так однозначно. Как выяснилось, он может не только снижаться, но и слегка подрастать!
Это, конечно же, радует, но я не живу в розовых очках и понимаю, что физику не обманешь: доступная ёмкость батареи в любом случае будет снижаться с годами. Но вот темпы этого снижения, оказывается, не очень-то и линейные.
Несмотря на то, что машине скоро исполнится семь лет, и несмотря на то, что пробег уже перевалил за 170 тыс. км, остаточная ёмкость ВВБ всё ещё держится на достаточно высоком уровне и превышает 80%.
Наш Leaf по прежнему способен проезжать 200+ км летом на одном заряде, и менять или ремонтировать батарею на нём нет никакой необходимости.
Я продолжу наблюдать и рассказывать, а вы обязательно подпишитесь на канал - впереди много интересного.
-------