Привет, уважаемая публика!
Много букв и цифр. Хейтеры электромобилей - welcome! :-)))
Знаю, что этот материал ждут многие. Поэтому постарался подготовить его, как можно быстрее.
Если прошлой зимой в наших краях случилось всего три дня с дневными температурами ниже минус двадцати (min -24), и полноценные выводы относительно того, как электромобиль Nissan Leaf переносит отечественные морозы, я сделать не смог, то в этом сезоне приобрёл очень даже хороший опыт.
Вводные данные
Итак, имеем Nissan Leaf второго поколения. Европеец 2018 года выпуска, с батареей на 40 кВтч. Пробег: 117 тыс км, SOH = 85,5% (если это кому-то интересно). Напомню, что никаких систем обогрева или охлаждения высоковольтной батареи (ВВБ) у нашего Лифа нет.
Регион эксплуатации: Казань и Татарстан. Википедия называет наш климат умеренно-континентальным и говорит о том, что средняя температура в январе: -10 градусов. На самом деле, зимы у нас каждый год разные...
Машина круглые сутки стоит на улице, у частного дома. Ни гаража, ни навеса у нас, к сожалению, нет.
Минус двадцать как граница комфорта
Ещё прошлой зимой я заметил, что Leaf не любит температуры ниже -20. Потому и стал фиксировать количество таких дней. В этом сезоне, с 6-го по 10-е января, днём у нас термометр показывал от -24 до -30, по ночам было чуть морознее.
Отвечу на три самых популярных вопроса про то, как Nissan Leaf ведёт себя в такие морозы.
Вопрос первый: способен ли Nissan Leaf включаться и ездить при температурах ниже -20 градусов?
Ответ: да, способен.
В Интернете можно найти много информации о том, что если показание хотя бы на одном из трёх температурных датчиков в ВВБ достигнет -17-ти, или -18-ти, или -19-ти градусов, то Лиф уже не включится. Со всей ответственностью могу сказать, что для Лифа второго поколения это неправда.
Утром 9-го января один из датчиков ВВБ на нашем Лифе показал ровно -19 градусов, при этом машина включилась с первой попытки и успешно поехала.
Где находится та температурная граница, при которой Leaf ZE1 не включится, достоверно никто сказать не может, но в чатах есть подтверждения от владельцев, что они ездили и при -20 и при -21 градусах на датчиках ВВБ.
Стоит отметить, что ВВБ находится в металлическом герметичном корпусе. И если ездить на Лифе каждый день, то температура на датчиках ВВБ всегда будет выше, чем температура окружающей среды. В моём примере 9-го января за бортом было около -30, в ВВБ: от -16 до -19 градусов.
Если же Лифа в 30-ти градусный мороз оставить без движения на несколько суток, то, конечно, ВВБ промерзнёт почти до такой же температуры, которая будет на улице.
Вопрос второй: тепло ли в салоне Nissan Leaf при температурах воздуха ниже -20 градусов?
Ответ: не буду скрывать, что при температурах ниже -20 Leaf при езде уже неспособен прогреть салон настолько, чтобы в нём было жарко.
Здесь большую роль играет рециркуляция. Когда заслонка закрыта и машина гоняет воздух в салоне, ей это удаётся чуть эффективнее. Когда заслонка забора воздуха находится в открытом или полуоткрытом состоянии, уровень нагрева воздуха уже нельзя признать хорошим.
Постоянно с закрытой заслонкой ездить невозможно - запотевают стекла. Поэтому езда в минус тридцать - это постоянная игра с кнопкой рециркуляции: включил-выключил, включил-выключил.
Почему так происходит? Всё просто: в электромобиле, в отличие от машины с ДВС, нет побочного тепла от процесса сжигания топлива. Поэтому нагрев салона производится с помощью тэнов и тепловых насосов. К сожалению, при температурах ниже -15 градусов, эффективность теплового насоса стремится к нулю, а только с помощью тэна Лиф произвести жару в салоне уже неспособен. Вернее так: способен до -20 за бортом, при более сильных морозах он уже пасует.
Не могу сказать, что в -25 или в -30 в салоне холодно, но и не могу сказать что очень тепло или жарко. Если честно, снимать шапку и перчатки уже не хочется. А вот ноги не мёрзнут: в авто-режиме Лиф дует в ноги и на стёкла.
Есть важный нюанс: если Leaf стоит на зарядке, (неважно: медленной или быстрой), то по заданному таймеру прогрева салона, (это штатная функция), он всё же способен нагреть салон до очень тёплого состояния. Причём, чем с бОльшей мощностью идёт зарядка ВВБ, тем быстрее и эффективнее машина прогревает салон. Я замечал, что в -20 или ниже при зарядке 10-ю амперами от домашней сети, Leaf включает климат-контроль за (внимание!) 1,5 часа до заданного времени!
Таким образом, утром мы всегда садимся в прогретый салон. Но если куда-то поехать, выключить машину и оставить её в -30 хотя бы на полчаса без зарядки, то всё: после этого, при езде, тепло в салоне уже не будет, будет свежо.
Вопрос третий: можно ли заряжать Nissan Leaf при сильных отрицательных температурах? Нет ли проблем с этим?
Ответ: да, можно. Думаю, многие слышали историю о том, что "российский" электромобиль EVOLUTE i-Pro отказывается заряжаться, если его ВВБ находится в минусе. Несчастные таксисты уже намучались с этим...
Так вот, у Nissan Leaf таких проблем нет. Даже когда ВВБ нашего Лифа промерзла до -19 градусов, зарядка от домашней розетки шла без проблем.
Быстрые зарядки также проходят, но мощность под 50 кВт в час на замерзшей батарее, конечно, уже не получить...
Почему я загнал машину в тёплый паркинг?
Если Лиф способен заряжаться и ездить даже при -30-ти за бортом, почему я загнал его в тёплый паркинг?
Здесь всё просто. И 6-го, и 7-го, и 8-го января у нас были регулярные поездки в течение дня. А ночью машина заряжалась от домашней сети. И это не давало ВВБ Лифа сильно замерзать.
9-го и 10-го января, когда морозы достигли своего апогея, ездить нам стало некуда: занятия в школе для дочки отменили, работу проводил удаленно, а ехать куда-то по делам, чтобы выходить из машины в такой мороз - совсем не хотелось.
При этом держать Лифа на шнурке двое суток не представлялось возможным: батарея зарядилась бы до 100% за несколько часов, после чего ВВБ начала бы промерзать ещё быстрее. Да и по моим наблюдениям, при минус тридцати градусах на улице, зарядка 10-ю амперами уже не останавливает, а лишь слегка замедляет процесс промерзания ВВБ. (А вот при -15-ти за бортом останавливает).
Поэтому утром в понедельник я отогнал Лифа в тёплый паркинг и вернулся домой на такси. Утром в среду у нас потеплело до -21 -24-х, и я забрал машину обратно. С четверга уже началась школа, да и всякие разные дела накопились.
Выводы
Как сделать так, чтобы ВВБ Лифа не замерзала? Установить обогрев батареи с помощью саморегулирующегося греющего кабеля.
Такой опыт у многих лифоводов уже есть. Делают как от сети на 220 Вольт, так и от 12 Вольт.
Теперь и я задумался об этой тёплой опции.
P. S. Чтобы не раздувать эту статью, об отдельных нюансах эксплуатации в сильные морозы я расскажу в следующих материалах. Также обязательно выложу рекомендации производителя из руководства по эксплуатации и расскажу про один эксперимент, о котором меня просили читатели.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Ну и задавайте ваши вопросы в комментариях - постараюсь ответить.
P. S. Если информация в этой статье была для вас полезной, поставьте, пож-та, лайк. Спасибо!
-------
Nissan Leaf - такой желанный и такой разный! 5 фактов о самом популярном электромобиле в России
Как Nissan Leaf 10 лет был лидером среди всех электромобилей в мире, а потом очень быстро проиграл