Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Чудо из чугуна

О том, как павильон, созданный мастерами Каслинского завода, буквально "взорвал" Всемирную выставку 1900 года в Париже. Всем, кто предлагал за него баснословные деньги, создатели гордо отвечали: "Россия не продаётся!".

Чугунное #литье прославило маленький уральский городок Касли на весь мир. И хотя традиция этого художественного промысла берёт своё начало в Германии, именно мастера Каслинского чугунолитейного завода довели эту технологию до совершенства. В то время фигурное литьё с переменным успехом пытались освоить на каждом втором железоделательном заводе Урала, но каслинцам повезло чуть больше других: местный чугун оказался необыкновенно пластичным и идеально заполнял даже самые сложные литейные формы. Во многом благодаря этому, равно как и благодаря организаторским способностям таких управляющих, как печально знаменитый Григорий Зотов по прозвищу "кыштымский зверь", в Каслях к первой половине XIX века сложилась уникальная художественная школа, а местные #мастера стали признанными авторитетами во всём, что касалось их промысла.

Формовщики Каслинского завода за работой. Начало XX века. Фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Формовщики Каслинского завода за работой. Начало XX века. Фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского

К концу XIX века художественное литье стало особенно модным. По всему миру проходили многочисленные #выставки, на которых сотни мастеров боролись за звание лучших, представляя на суд публики всё более и более сложные и виртуозно выполненные изделия. Конкуренты не сидели сложа руки, и каслинские мастера не могли не заметить, что с каждым годом им становится всё сложнее превзойти соперников. Уделяя внимание каждой мелочи, они решили поработать, как сказали бы сейчас, над манерой презентации своих изделий. На XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая проходила в 1896 году в Нижнем Новгороде, каслинское литьё впервые выставлялось в специально созданном целиком из чугуна павильоне. Его автором был архитектор Александр Иванович Ширшов. Павильон выглядел весьма свежо и необычно и неизменно привлекал внимание посетителей. По итогам выставки Кыштымский горный округ, к которому принадлежал и Каслинский завод, получил Большую золотую медаль и право ставить на своей продукции клеймо с изображением герба Российской Империи –своеобразный знак высочайшего качества своей продукции.

"Бета-версия" Каслинского чугунного павильона на Нижегородской выставке 1896 года. Фотография из открытых источников
"Бета-версия" Каслинского чугунного павильона на Нижегородской выставке 1896 года. Фотография из открытых источников

Таким образом, идея себя оправдала. Её решили повторить на Всемирной выставке, которая должна была состояться в Париже в 1900 году. И если павильон, созданный к Нижегородской выставке, был своего рода "опытным образцом", пробой пера, то новый чугунный павильон должен был стать настоящим произведением искусства. Работу над проектом поручили петербургскому архитектору и художнику Евгению Евгеньевичу фон Баумгартену. В столице он возглавлял ничем особо не отличившееся строительное бюро "Е. Е. Баумгартен и А. М. Гусев", из его работ можно отметить разве что один из корпусов Института инженеров путей сообщений. Баумгартену суждено было вписать своё имя в историю именно как автору Каслинского чугунного павильона.

Согласно проекту Баумгартена павильон должен был представлять собой прямоугольное сооружение площадью около 90 квадратных метров и высотой почти 6 метров – этакий фантастический #дворец. Его отличительной чертой являлись ажурные сквозные орнаменты на стенах – синтез древнерусских, скандинавских, византийских и венецианских мотивов. В них причудливо переплетались элементы, позаимствованные из самых разных культурных традиций: сказочные герои, драконы, вещие птицы с женскими лицами, грифоны, сцены соколиной охоты, корабли, многочисленные изображения животных и рыб. По задумке автора разрозненные элементы должно было объединить лаконичное цветовое решение, поэтому весь павильон архитектор решил всего в трёх торжественных цветах: чёрном чугуне, красном бархате и благородной позолоте. Заказчикам проект пришёлся по вкусу, и в 1898 году его начали претворять в жизнь.

Даже в наш высокотехнологичный век шедевры каслинских мастеров поражают глубиной проработки деталей
Даже в наш высокотехнологичный век шедевры каслинских мастеров поражают глубиной проработки деталей

На деле воплотить задумку Баумгартена в металле оказалось непросто. Несколько десятков лучших мастеров Каслинского завода работали над павильоном почти два года. Им пришлось изготовить свыше полутора тысяч чугунных деталей. Немаловажным было и то, что павильон следовало сделать разборным – ведь его предстояло везти в Париж! Многочисленные детали были пронумерованы и тщательно подогнаны, чтобы их легко можно было соединить друг с другом и закрепить штифтами на деревянном каркасе сооружения. Когда весной 1900 года павильон наконец-то отправили во Францию, вместе с ним на Всемирную выставку поехали 25 каслинских мастеров, которые должны были собрать павильон по прибытии на место.

Групповой снимок мастеров Каслинского завода, участвовавших в создании павильона. Фотография из открытых источников
Групповой снимок мастеров Каслинского завода, участвовавших в создании павильона. Фотография из открытых источников

Павильон фактически представлял собой витрину, внутри и снаружи которой выставлялись многочисленные скульптуры и предметы художественного литья, выполненные на предприятиях Кыштымского горного округа. Центральное место занимала чугунная #скульптура под названием "Россия". Её автором был Николай Акимович Лаверецкий, в своё время принимавший участие в создании барельефов знаменитого памятника "Тысячелетие России" в Великом Новгороде. Скульптура изображала женщину-воина в древнерусских доспехах. В правой руке она держит меч, а щитом в левой прикрывает императорские регалии: корону, скипетр и державу. Жюри Всемирной выставки по достоинству оценило усилия каслинских мастеров: павильон удостоился гран-при и Большой золотой медали. Справедливости ради, высшую награду #выставки тогда завоевали и многие другие российские экспонаты, среди которых, к примеру, кровельное железо Лысьвенского завода и пальма, выкованная из железнодорожного рельса донецким кузнецом Алексеем Мерцаловым. А всего российская экспозиция получила 1589 наград, в числе которых были 212 гран-при и 370 золотых медалей.

Посетители Всемирной выставки 1900 года на фоне Каслинского павильона. Фотография из открытых источников
Посетители Всемирной выставки 1900 года на фоне Каслинского павильона. Фотография из открытых источников

По легенде, среди посетителей выставки нашлось немало желающих купить павильон вместе со всеми выставленными в нём экспонатами. Богатые промышленники, видные политики и даже особы королевской крови готовы были заплатить за него баснословные деньги. Среди потенциальных покупателей были, к примеру, семейство Ротшильдов и президент Франции Эмиль Лубо, причём последний предлагал за павильон совершенно невероятные по тем временам 2 миллиона рублей. Управляющий Кыштымскими заводами Павел Михайлович Карпинский, представлявший на выставке интересы владельцев, передал потенциальным покупателям единственное требование своих хозяев: павильон может быть продан, но только без скульптуры "Россия". На все вопросы и щедрые посулы ответ был категоричным: "Россия не продаётся!". Приобретать павильон без его центрального и, пожалуй, наиболее выразительного элемента, в который многие посетители выставки буквально влюбились, никто не захотел, поэтому сделка не состоялась. Осенью того же года павильон был разобран и в целости вернулся на Каслинский завод.

Скульптура "Россия" на фоне Каслинского чугунного павильона
Скульптура "Россия" на фоне Каслинского чугунного павильона

В 1900 году "Россию" не продали, зато спустя менее чем два десятка лет, в 1917 году, продали Российскую Империю. В революционное лихолетье шедевр каслинских мастеров едва не постигла самая незавидная участь. Молодую советскую власть не интересовали изящные искусства – нужно было поднимать разваленную #промышленность. После окончания Гражданской войны Каслинский чугунолитейный #завод перешёл на выпуск вполне себе приземлённой продукции хозяйственного назначения. В условиях царившей разрухи остро не хватало сырья, а производственный план надо было выполнять. Тогда на переплавку начали отправлять буквально всё, что попадалось под руку: чугунные ограды, надгробные памятники и литые плиты церковных полов бодро превращались в сковородки, печки-буржуйки и утюги. В 1921 году добрались и до Каслинского павильона, который в разобранном виде хранился в подвале дома одного из работников завода.

Формально раритет всё-таки удалось отстоять. На заводе всё ещё работало немало мастеров из числа тех, кто создавал это произведение искусства в прошлом веке. Работники направили в Уралобком просьбу защитить Каслинский павильон от самоуправства нового руководства. Их поддержали и сотрудники Уральского областного государственного музея, в который к тому времени успели преобразовать знаменитый музей при Уральском обществе любителей естествознания. Долгое время судьба павильона буквально висела на волоске, но #история получила широкую огласку, и шедевр уральских мастеров решили сохранить для потомков.

Каслинский павильон в центральном зале Екатеринбургского музея изобразительных искусств
Каслинский павильон в центральном зале Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Правда, пока суд да дело, немалая часть павильона всё-таки успела безвозвратно сгинуть в горнилах заводских печей. Когда в 1936 году Каслинский чугунный павильон был передан в недавно открывшуюся Свердловскую картинную галерею, её сотрудники ужаснулись: почти две трети уникального культурного памятника были утрачены. Оставшиеся разрозненные элементы безусловно представляли определённую художественную ценность по отдельности, но собрать из них оригинальный павильон уже не представлялось возможным. Даже целесообразность реставрации была под большим вопросом, поскольку не сохранилось ни эскизов, ни чертежей, ни моделей. И здесь необходимо вспомнить добрым словом выдающегося уральского исследователя, доктора искусствоведения Бориса Васильевича Павловского, который фактически стал вторым создателем Каслинского павильона. Учёный перелопатил тысячи архивных документов и по сохранившимся старым фотографиям и описаниям павильона смог воссоздать его первоначальный облик.

В процессе реставрации павильона. Свердловск, 1957 год. Фотография из открытых источников
В процессе реставрации павильона. Свердловск, 1957 год. Фотография из открытых источников

Работы по восстановлению павильона начались в 1957 году. За восемь месяцев бригадой из 24 специалистов Каслинского чугунолитейного завода были заново отлиты более тысячи чугунных декоративных элементов. Руководил работами начальник участка художественного литья Семён Михайлович Гилёв. Внуки каслинских мастеров оказались достойны своих дедов: детали, изготовленные ими, ни в чём не уступали созданным более полувека назад. 3 мая 1958 года состоялось торжественное открытие восстановленного Каслинского чугунного павильона. В 1985 году павильон был перенесён в только что построенное здание музея изобразительных искусств на берегу Исети. Попутно восстановили некоторые детали верхнего яруса – тридцатью годами ранее их немного "подрезали", чтобы павильон поместился в один из залов картинной галереи Свердловска.

Отреставрированный Каслинский павильон в картинной галерее Свердловска. Фотография из открытых источников
Отреставрированный Каслинский павильон в картинной галерее Свердловска. Фотография из открытых источников

Последнюю реставрацию Каслинский павильон претерпел двадцать лет назад. В советское время из соображений экономии позолоту заменили слоем бронзовой краски, и это упущение, несомненно, следовало исправить. Спустя без малого сто лет после своего создания Каслинский павильон наконец-то обрёл свой аутентичный облик. Теперь мы видим его таким, каким его увидел весь мир на выставке в Париже. А совсем недавно, во второй половине 2020 года, посетителям музея разрешили заходить вовнутрь павильона – до этого осматривать произведение каслинских мастеров разрешалось только снаружи. Пока внутри павильона как-то пустовато, но, наверное, это дело наживное.

Каслинский чугунный павильон в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в наши дни
Каслинский чугунный павильон в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в наши дни

Сегодня Каслинский чугунный павильон занимает центральное место в экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Создаётся впечатление, что #музей как бы выстроен вокруг него. Если у вас будет такая возможность, обязательно взгляните на это чудо своими глазами, поскольку ни одна фотография не передаёт всей воздушности и изящества этого произведения искусства, выполненного из тяжёлого и, казалось бы, грубого металла. Настоящий феномен промышленного искусства, Каслинский павильон и в наши дни из глубины веков транслирует, пожалуй, самое важное, ключевое сообщение: для настоящих русских мастеров, готовых вложить душу в любимое дело, нет ничего невозможного!