Найти в Дзене
История транспорта

Электропоезда Ср: особенности работы высокопольных вагонов с низких платформ

Из известной серии книг Виталия Александровича Ракова про локомотивы и моторвагонный подвижной состав прошлого нам известно, что электропоезда Св и Сд заводом выпускались с выходами только на высокие платформы, а послевоенные Ср стали оборудовать выходами на низкие платформы только в 1950 году. Между тем, до 1950 года в Советском Союзе был целый ряд пригородных участков с низкими и средними пассажирскими платформами, на которых работали электропоезда. Например, на участке Пермь – Чусовская до сих пор есть низкие платформы.

Электропоезд Ср-508 участка Пермь – Чусовская с выходами на высокие платформы, 50-е гг. ХХ века. Источник: trainpix.org
Электропоезд Ср-508 участка Пермь – Чусовская с выходами на высокие платформы, 50-е гг. ХХ века. Источник: trainpix.org

Каким же образом при этом осуществлялась посадка и высадка пассажиров?

На фото ниже – электропоезд Ср, выпущенный в январе 1950 года и с завода поступивший в локомотивное депо Свердловск-Пассажирский. Чтобы пассажиры могли беспрепятственно входить и выходить на низких и средних платформах, под пассажирскими дверями были смонтированы импровизированные съёмные лестницы. Вот как это выглядело на секции Ср-583, работавшей на участке Свердловск – Исеть:

Электросекция Ср-583 с самодельной лестницей для входа и выхода пассажиров, 50-е гг. ХХ века. Источник: группа в Контакте «Советская железнодорожная коллекция»
Электросекция Ср-583 с самодельной лестницей для входа и выхода пассажиров, 50-е гг. ХХ века. Источник: группа в Контакте «Советская железнодорожная коллекция»

Пассажирские лестницы были и меньшего размера, входить и выходить по которым мог только физически крепкий человек. При этом расстояние от уровня пола до платформы зачастую было 1,2 – 1,4 м. Женщины, дети, пенсионеры, люди с младенцами и тяжёлым, негабаритным грузом, сталкивались с серьёзным препятствием, пытаясь войти в поезд и выйти из него. Что наверняка задерживало посадку и высадку. Не исключено, что были и падения, чреватые получением травм.

Электропоезд Ср на стации Одинцово Калининской ЖД с маленькой пассажирской лестницей, 1955 г. Обратите внимание на разницу в высоте между дверным порогом и уровнем платформы в сравнении с ростом взрослых мужчин
Электропоезд Ср на стации Одинцово Калининской ЖД с маленькой пассажирской лестницей, 1955 г. Обратите внимание на разницу в высоте между дверным порогом и уровнем платформы в сравнении с ростом взрослых мужчин

Ситуация изменилась только через несколько лет, когда РВЗ начал делать электропоезда, специально оборудованные под выход на низкие платформы.

Электропоезд Ср-585, оборудованный выходом на низкие платформы. Депо Мурманск, 50-е гг. ХХ века
Электропоезд Ср-585, оборудованный выходом на низкие платформы. Депо Мурманск, 50-е гг. ХХ века

Похожие статьи на тему:

Путешествия в поисках электросекций Ср3

Путешествия в поисках электросекций С, часть 2

Путешествия в поисках электросекций С, часть 3

Спасибо за внимание.