Найти в Дзене
История транспорта

Путешествия в поисках электросекций Ср3

Одним из самых последних хозяев элетропоездов серии Ср3 было локомотивное депо Славянск Донецкой железной дороги. В конце июня 2002 года, за четыре месяца до списания этих «динозваров», я совершил однодневную поездку в депо в поисках информации и для фотосессии. Само путешествие оказалось неординарным. Туда я поехал на ночном автобусе Ростов — Харьков (сел на него в Новошахтинске), который приходил в Славянск в четыре часа утра. Ранее я не был в этом городе, и меня очень удивило то, что автостанция находилась не в черте города, а километрах в шести от него. Городской транспорт в это время ещё не ходил, ни одного такси на удивление поблизости не было. Поскольку времени до начала рабочего дня было еще много, я решил пойти в город пешком. Благо в это время года светает рано. Рассудив, что к железнодорожному вокзалу меня приведет, собственно, железная дорога, я и пошел по ней. В пути я дважды пожалел о своем решении. Первый раз, когда оказалось, что на пути находтится охраняемый железнодорожный мост и что мне засветила перспектива, пройдя несколько километров, возвращаться назад. По счастью, обитатели будки охранника в это время спали, а я старался ступать как можно тише. В середине моста мне своим грохотом помог встречный грузовой поезд. И можно было уже не бояться наступать шумно.

Второй раз я пожалел о пешем путешествии, когда внезапно налетел летний ливень, мгновенно намочивший как одежду, так и фотоаппарат с пакетом документов.

В общем, финишировал я на железнодорожном вокзале Славянска примерно около шести часов утра, мокрый и голодный.

Вид железнодорожного вокзала станции Славянск со стороны пассажирских платформ, 27 июня 2002 года. Фото мое, публикуется впервые.
Вид железнодорожного вокзала станции Славянск со стороны пассажирских платформ, 27 июня 2002 года. Фото мое, публикуется впервые.

Но невзгоды «окупились» сторицей. Во-первых, тем, что на перроне я наконец-то увидел «живую» цель своего путешествия — те самые электропоезда. Выйдя на перрон, я сделал несколько снимков.

Электропоезд из вагонов СрЗ на станции Славянск, утро 27 июня 2002 года. На асфальте видны лужи от недавно прошедшего дождя. Сцепка электропоезда нестандартная, семивагонная с тремя моторными и четырьмя прицепными вагонами. Фото мое.
Электропоезд из вагонов СрЗ на станции Славянск, утро 27 июня 2002 года. На асфальте видны лужи от недавно прошедшего дождя. Сцепка электропоезда нестандартная, семивагонная с тремя моторными и четырьмя прицепными вагонами. Фото мое.
Электропоезд из вагонов Ср3 на станции Славянск, 27 июня 2002 года. Нестандартная семивагонная составность поезда из трех моторных и четырех прицепных вагонов. Фото мое.
Электропоезд из вагонов Ср3 на станции Славянск, 27 июня 2002 года. Нестандартная семивагонная составность поезда из трех моторных и четырех прицепных вагонов. Фото мое.

Во-вторых, руководство ТЧ-2 Дон ЖД оказалось весьма гостеприимным: главный инженер депо показал исторический фотоальбом депо, познакомил с ветеранами, а главное — разрешил покопаться в бумагах депо, в паспортах, формулярах и других ценных документах. И разрешил побродить по территории депо для мини-фотосессии.

Электросекции Ср3 на территории депо Славянск. На переднем плане голова 21590, 27 июня 2002 года. Фото мое.
Электросекции Ср3 на территории депо Славянск. На переднем плане голова 21590, 27 июня 2002 года. Фото мое.
Мотриса из моторного вагона СрЗ-1501 на территории депо Славянск. Фото мое.
Мотриса из моторного вагона СрЗ-1501 на территории депо Славянск. Фото мое.

На прощание работники депо подарили мне несколько архивных фотографий из жизни электропоездов, которыми я, разумеется, поделился в Интернете со всеми любителями нашей железнодорожной истории на двух фотогалереях. Выкладываю эти редкие фотографии и здесь.

Электросекция Ср-741, отремонтированная коллективом цеха периодического ремонта депо Славянск Дон. ЖД. в день коммунистического субботника. На обороте фото надпись: «бригада т. Заика по ремонту электросекций», 21 апреля 1971 года. Источник фото - архив ТЧ-2 Дон. ЖД.
Электросекция Ср-741, отремонтированная коллективом цеха периодического ремонта депо Славянск Дон. ЖД. в день коммунистического субботника. На обороте фото надпись: «бригада т. Заика по ремонту электросекций», 21 апреля 1971 года. Источник фото - архив ТЧ-2 Дон. ЖД.
Вагон электросекции Ср-713 в цеху периодического осмотра, примерно 1971 год. Источник фото - архив ТЧ-2 Дон. ЖД.
Вагон электросекции Ср-713 в цеху периодического осмотра, примерно 1971 год. Источник фото - архив ТЧ-2 Дон. ЖД.
Электросекция Ср3-1339 приписки ТЧ Ярославль на путях депо Славянск. Источник фото - архив ТЧ-2 Дон. ЖД.
Электросекция Ср3-1339 приписки ТЧ Ярославль на путях депо Славянск. Источник фото - архив ТЧ-2 Дон. ЖД.

А во второй половине того же дня я уже покинул гостеприимный Славянск поездом №28 Москва — Кисловодск.

Вид путей станции Славянск с переходного моста. На заднем плане стоит скорый поезд №28 Москва — Кисловодск, на котором я уеду через двадцать пять минут. Под мостом тоже редкость — электровоз ВЛ8м-1388 новочеркасской сборки. 27 июня 2002 года, фото мое, публикуется впервые.
Вид путей станции Славянск с переходного моста. На заднем плане стоит скорый поезд №28 Москва — Кисловодск, на котором я уеду через двадцать пять минут. Под мостом тоже редкость — электровоз ВЛ8м-1388 новочеркасской сборки. 27 июня 2002 года, фото мое, публикуется впервые.

Когда я дома показывал эти фотографии своей жене, она сказала, что фонари на кузове напоминают ей глаза. И что эти глаза на каждом вагоне очень грустные. Как будто знают, что работать им осталось совсем недолго.

Грустный взгляд на прощание.
Грустный взгляд на прощание.

После моего рассказа о поездке спустя несколько месяцев по моим стопам поехал и корифей нашей отечественной железнодорожной истории и статистики — Федя Яшин, ныне, увы, покойный. И потом рассказывал мне, что тоже вернулся из ТЧ-2 не с пустыми руками.

Спасибо за внимание!