Среди всех сложных сценариев фотографии, с которыми можно столкнуться, фотографирование отражающих объектов без бликов может быть самым неприятным. Многие начинающие и профессиональные фотографы сталкиваются с тем, что блики от блестящих объектов вызывают проблемы с качеством изображения, экспозицией и способностью фотографии рассказать убедительную историю.
Так как же лучше всего фотографировать блестящие объекты без бликов?
Хотя существуют некоторые методы постобработки для исправления бликов на фотографиях, лучше всего уменьшить блики до съемки. Существуют варианты их уменьшения или устранения с помощью освещения, специализированного оборудования или настроек камеры.
Знание того, как бороться с бликами с помощью правильной техники съемки и инструментов постобработки, поможет уменьшить трудности при фотографировании блестящих объектов без них.
Что такое блик и почему фотографы избегают его?
Прежде чем пытаться решить проблему бликов в фотографии, лучше всего узнать, что это такое и почему они вызывают проблемы на фотографиях.
Блики описывают, что происходит, когда свет отражается от поверхности и попадает в глаза или в объектив камеры.
Он создает на снимке область, где цвета, текстура или поверхность не могут быть переданы из-за слишком яркого света.
Он может снизить контрастность изображения или вызвать непреднамеренную дымку.
Он также может отвлекать взгляд от объекта съемки.
Чтобы получить блик, необходимы две вещи: отражающая поверхность и свет, падающий на поверхность под углом.
Величина блика может меняться в зависимости от угла и интенсивности света.
Некоторые блики могут быть полезны в фотографии.
Блики необходимы, чтобы передать истинную природу блестящих объектов, таких как автомобили и ювелирные изделия.
Он может подчеркнуть текстуру и четкость на фотографиях натюрмортов, например, при съемке еды.
Блики даже могут быть полезным инструментом повествования в абстрактной или уличной фотографии.
Но, как уже говорилось выше, когда речь идет о бликах, слишком много хорошего приводит к проблемам.
Что вызывает блики?
Одна из причин, по которой блики на фотоаппарате легко устранить, заключается в том, что свет действует предсказуемым образом. Настолько, что блики можно описать с помощью так называемого «закона отражения».
Закон отражения объясняет, что свет, попадающий на отражающую поверхность под углом (например, на переднюю часть очков человека), отражается обратно под тем же углом.
Другими словами, угол падения равен углу отражения.
Например, встаньте возле зеркала, расположенного на земле.
Вы увидите, как окружающая вас обстановка комнаты отражается в зеркале.
По мере того как вы будете обходить зеркало, угол отражающихся в нем предметов будет меняться, увеличиваясь и уменьшаясь в зависимости от того, насколько близко или далеко от зеркала вы находитесь.
Согласно закону отражения, угол отражения в зеркале точно равен углу падения.
Когда речь идет о бликах или свете, отражающемся от поверхности, угол блика, который вы видите, точно равен углу падения света.
Если изменить угол падения или место, откуда исходит свет, можно изменить отражение или количество бликов, отражающихся от поверхности объекта.
Определение источника блика (освещения), угла падения света и отражающей поверхности - важнейшие факторы для уменьшения или устранения блика на фотографии.
Распространенные объекты, вызывающие блики
Отражающие поверхности бывают разных форм и размеров. Хотя этот список не является исчерпывающим, вот некоторые из распространенных поверхностей, на которых необходимо корректировать блики:
- Зеркала
- Водоемы или мокрые поверхности
- Транспортные средства (фары, ветровые стекла, любые металлические или хромированные поверхности и т.д.)
- Предметы из стекла (окна, экраны электроники, столовая посуда, витрины магазинов, аквариумы и т.д.)
- Очки или солнцезащитные очки
- Ювелирные изделия, часы и металлические аксессуары
Независимо от типа отражающей поверхности, все объекты подпадают под действие закона отражения.
Свет будет следовать одним и тем же принципам независимо от типа поверхности, и с ним следует работать, используя одни и те же приемы.
Как фотографировать блестящие объекты без бликов
Существует три основных способа борьбы с бликами на фотографиях.
Первый - и, несомненно, лучший - способ уменьшить блики - это регулировка освещения на снимке.
Второй и третий способы предполагают использование специализированного оборудования и конфигурации камеры, чтобы уменьшить количество бликов, улавливаемых матрицей камеры.
Учитывая, насколько важно освещение для бликов, лучше всего сначала рассмотреть эти методы.
Лучшие приемы освещения для фотографирования блестящих объектов
Как упоминалось выше, с помощью закона отражения регулировка освещения - самый простой способ изменить количество бликов на фотографии.
Ниже приведены некоторые рекомендации по использованию света и закона отражения для минимизации или устранения бликов с помощью освещения.
Рассеять свет
Самая простая стратегия фотографирования блестящих объектов без бликов - это рассеивание источника света.
Распределив источник света более равномерно, можно уменьшить количество бликов на фотографии.
Рассеивание может быть выполнено различными способами.
Можно использовать студийное осветительное оборудование, тканевый отражатель или просто поместить объект съемки подальше от солнца в тенистое место.
Чем больше контроля над освещением, тем больше контроля над бликами.
Такие приемы, как отражение источника света от другого объекта до того, как он отразится от объекта съемки, добавление второго источника света для распределения углов падения или размещение модификатора света между источником света и объектом (см. оборудование для фотоаппарата ниже).
Создайте настольную студию
Если объект, который вы собираетесь фотографировать, небольшой, например, ювелирные изделия или продукты питания, подумайте о создании настольной студии для рассеивания света.
Настольные световые студии можно купить или сделать из белого картона, сформировав коробку вокруг объекта.
Белая поверхность рассеивает свет, направленный на внешнюю сторону коробки, и рассеивает углы падения, чтобы уменьшить или устранить блики.
Это также дает больший контроль над расположением источника света.
Подсветка объекта может быть полезна для отражающих и прозрачных объектов, таких как стеклянная посуда.
Для таких предметов, как ювелирные изделия или часы, попробуйте поместить предмет в настольную студию, а затем подвести боковое освещение с двух сторон или под углом 45 градусов.
Для металлических предметов расположите освещение сверху или под максимально возможным углом.
Настольная студия также позволяет перемещать источник освещения ближе или дальше от объекта.
Близкое освещение может создать более интенсивный световой рисунок.
Чем больше расстояние до объекта, тем более рассеянным будет свет.
Измените угол, под которым ведется съемка
Если вы сделали все возможное, чтобы отрегулировать угол падения света (источник освещения), но по-прежнему присутствуют блики, можно рассмотреть возможность изменения другой переменной в законе отражения (угол камеры).
Особенно при съемке портретов в очках, небольшая корректировка угла наклона камеры может существенно повлиять на количество бликов на готовом изображении.
Наклоните голову объекта съемки немного вниз или слегка наклоните очки вперед на его лице.
Подумайте о том, чтобы изменить угол камеры немного ниже или немного выше лица объекта съемки.
Точно так же, как вы меняли углы, обходя зеркало на полу, можно изменить угол отражения, меняя угол съемки.
Для крупных объектов снимайте в «золотой час» или в пасмурный день
Для некоторых объектов невозможно снимать на импровизированной столешнице или с использованием студийного освещения.
Для пейзажей с водоемом или крупными объектами, такими как автомобили, может не оказаться возможности искусственно отрегулировать свет.
В этом случае единственный способ уменьшить или устранить блики - это как можно грамотнее подойти к естественному освещению.
Две стратегии, которые следует рассмотреть, - это съемка в «золотой час» или в пасмурный день.
Золотой час - это фотографический термин, описывающий первые несколько часов утреннего света или последние несколько часов в конце дня.
В это время солнце находится низко в небе и не создает резких теней или бликов на объектах, как в ясную погоду.
Съемка в золотой час максимизирует шансы на то, что получится сфотографировать объект с низким или отсутствующим бликом от солнца, находящегося выше в небе.
Съемка в «золотой час» не всегда практична для фотографов.
В этом случае можно выбрать съемку крупных объектов или пейзажей в пасмурный день, когда облачность больше.
Это поможет уменьшить блики и резкие тени на объектах, которые слишком велики, чтобы рассеивать свет или использовать студийное освещение.
Избегайте предметов, которые будут отражаться от объекта съемки
Если нельзя полностью контролировать источник освещения и на фотографии обязательно появятся блики, лучше всего контролировать то, что отражается в бликах.
В этом случае важно нейтрализовать фон в отражении, чтобы он как можно меньше отвлекал внимание.
Наконец, если вы не являетесь объектом съемки, избегайте фотографировать себя и любое оборудование камеры в отражении.
Это быстрый способ отвлечь внимание на любой фотографии, и это проблема, когда зритель перестает смотреть на объект съемки и начинает пытаться изучить человека за камерой, отраженного в изображении.
Лучшая фотоаппаратура для съемки блестящих объектов
Хотя освещение является наиболее важным элементом уменьшения бликов на снимках, есть некоторые хитрости в оснащении камеры, которые помогут уменьшить блики на снимках.
Никакое оборудование не заменит правильной техники, но в определенных ситуациях оно может изменить ситуацию.
Попробуйте добавить его в свою студию или фотосумку, если знаете, что будете фотографировать отражающие объекты:
Инструменты искусственного освещения
Как уже упоминалось выше, если планируется регулярно фотографировать отражающие объекты, стоит обратить внимание на искусственное освещение и современное студийное осветительное оборудование.
Искусственные источники света, такие как непрерывное освещение и вспышки, могут быть полезными инструментами для создания наилучших углов падения с использованием закона отражения.
Модификаторы света, такие как софтбоксы, зонты, отражающие панели и рассеивающая бумага, позволяют лучше контролировать блики на поверхности объекта съемки.
Поляризационные фильтры
Если виновником бликов на фотографиях является съемка через стекло или отражение от воды, возможно, стоит прикрепить к объективу поляризационный фильтр.
Циркулярные поляризационные фильтры бывают разных размеров для разных объективов.
Они навинчиваются непосредственно на конец объектива или могут быть установлены на специальный держатель фильтра.
Это невероятное средство для уменьшения бликов, которое пропускает только определенные длины волн света через себя в объектив.
При работе со стеклом или водой поляризационный фильтр может быть настроен таким образом, чтобы полностью или частично устранить отражение от стекла.
Изображения до и после использования поляризационного фильтра демонстрируют значительный эффект от его применения для уменьшения бликов.
Бленда объектива
Съемка городских пейзажей через стеклянные стены смотровой площадки представляет собой одну из самых сложных ситуаций для фотографа.
Блики от стекла быстро вытягивают детали и качество из изображения.
То же самое относится к аквариумам, витринам магазинов или стеклам автомобилей.
Один из приемов борьбы с бликами при съемке через стекло - прикрепить бленду к объективу камеры, а затем поместить бленду непосредственно на стекло.
Прикладывая объектив непосредственно к стеклу, вы защищаете его от света, отражающегося от поверхности окна.
Бленда также блокирует стекло.
На рынке существует несколько специализированных бленд для объективов, предназначенных для такого типа уменьшения бликов, но дорогое приспособление не всегда необходимо. Если нет бленды, осторожно поместите объектив близко к стеклу и заблокируйте свет левой рукой.
Или носите с собой кусок черной ткани, чтобы накинуть его на конец объектива для защиты от света.
Штатив с дистанционным спуском затвора
Если вы планируете использовать настольную систему освещения или любой тип искусственного освещения для съемки натюрмортов или портретов с блестящими предметами, стоит подумать о съемке со штативом и дистанционным спуском затвора.
Лучшие настройки камеры для съемки блестящих предметов без бликов требуют, чтобы камера была максимально неподвижна.
Любое дрожание камеры будет только усиливаться бликами.
Приобретая штатив и дистанционный спуск затвора, выбирайте высококачественный трипод, который легко установить и отрегулировать.
Убедитесь, что штатив выдержит общий вес камеры и самого тяжелого объектива вместе взятых.
Системы дистанционного спуска затвора бывают разных типов. Проверьте рейтинги и убедитесь, что выбранная система совместима с вашей моделью камеры.
Притупляющий спрей
Притупляющий спрей - это стандартный продукт, используемый в кино и театральных студиях для предотвращения того, чтобы блестящий объект отвлекал внимание актеров, зрителей или на видео.
Притупляющие спреи поставляются в баллончике, как аэрозольная краска, и наносятся непосредственно на блестящую поверхность для создания матового покрытия.
Они удаляют или уменьшают блики на объектах и особенно полезны для объектов, не занимающих центральное место на фотографии (например, столовое серебро или бокал для вина при съемке еды).
Лучшие настройки камеры для съемки блестящих объектов
Если вы освоили трюки с освещением и добавили в свою сумку новое оборудование, также следует узнать, как настроить камеру для съемки блестящих объектов.
Настройка реакции камеры на доступный свет поможет минимизировать или устранить блики, которые невозможно контролировать с помощью манипуляций с освещением или специализированного оборудования.
Поэкспериментируйте с этими настройками в следующий раз, когда будете снимать отражающие объекты:
Выключите вспышку
Возможно, это очевидное начало, но если нет особых причин для использования вспышки или если у нет соответствующих инструментов для рассеивания света, следует отключить вспышку на камере.
Если снимать через окно или портретируемого в очках, вспышка фотоаппарата может вызвать блики.
Когда речь идет о бликах, не используйте вспышку фотоаппарата, если для этого нет особых целей.
Используйте ручной режим или режим приоритета диафрагмы
Фотографы, которые сталкиваются со сложными условиями освещения, всегда должны использовать настройки, обеспечивающие максимальный контроль над тем, что попадает на матрицу камеры.
Если вы еще не снимаете в ручном режиме, то при возникновении ситуаций, связанных с бликами, самое время перейти на него.
В ручном режиме можно максимально контролировать реакцию камеры на доступный свет.
Не чувствуете себя комфортно при съемке в ручном режиме?
Попробуйте вместо этого режим приоритета диафрагмы. Многие профессиональные фотографы снимают в нем, потому что это лучшая альтернатива съемке в ручном режиме.
Он позволяет разумно контролировать свет, попадающий на матрицу камеры, но не требует настройки всех параметров фотографии, как в ручном режиме.
Используйте маленькую диафрагму, более быструю выдержку и самые низкие настройки ISO
Хотя это не устранит проблему полностью, лучший способ настроить камеру в ручном режиме для фотографирования блестящих объектов - это выбрать узкую диафрагму, быструю выдержку и самую низкую настройку ISO, возможную в данных условиях.
Вместе эти параметры будут контролировать количество света на фотографии и слегка недоэкспонировать те области, где блики становятся проблемой.
Маленькая диафрагма также обеспечивает максимальную четкость в тех областях, где блики становятся проблемой.
Попробуйте меньшую глубину резкости
Последняя стратегия, которую можно рассмотреть, когда не удается уменьшить блики на фотографии, - это изменение глубины резкости.
Уменьшив ее так, чтобы блики оказались вне фокуса, можно размыть отражения.
Хотя такое решение не идеально, в некоторых ситуациях этого может быть достаточно, чтобы обеспечить четкость объекта съемки и скрыть все отвлекающие факторы, которые могут быть вызваны бликами.
Как убрать блики с блестящих объектов в Photoshop и Lightroom
Если, вернувшись с фотосессии, вы обнаружили, что лучшие снимки содержат блики, можно удалить или устранить некоторые проблемы при постобработке.
Photoshop и Lightroom предлагают инструменты, позволяющие устранить блики и отражающие объекты без снижения качества изображения.
Как всегда, лучше всего снимать в режиме RAW, чтобы иметь максимальные шансы на это.
Попробуйте использовать следующие инструменты для достижения наилучших результатов:
Инструменты «Клон» и «Заплатка» (Clone & Patch)
Одним из самых популярных способов удаления бликов в Photoshop и Lightroom являются инструменты «Клон» и «Заплатка».
Определите область, в которой есть блик, создайте клон с помощью инструментов клонирования, а затем наложите на эту область альтернативную заплатку.
Для этого также можно использовать инструмент удаления пятен (Spot Removal) или инструмент точечного восстановления (Spot Healing).
Важно отметить, что эту технику следует применять только для небольших областей отражения на изображении, таких как блики от очков.
Он также требует тщательного редактирования, чтобы убедиться, что выбранный участок является реалистичной заменой клонированной области.
При распространении на большие области изображения инструменты клонирования и заплатки могут оказаться не самыми подходящими для уменьшения бликов.
Инструменты размытия
Еще один быстрый инструмент, который может убрать небольшие блики от окон или блики от света прямо за объектом съемки, - это ползунок «Размытие» (Dehaze).
Находящийся в панели «Эффекты» в Photoshop и Lightroom, ползунок может уменьшить дымку, вызванную солнцем, попадающим на изображение из-за объекта съемки.
В некоторых случаях, когда блики разбросаны по всему изображению, этот инструмент также может повысить резкость и качество изображения.
Слайдеры «Тени» и «Блики» (Shadows and Highlights)
Хотя полностью убрать блики или отражения от объекта вряд ли удастся, в процессе постобработки можно применить другую стратегию - настроить ползунки теней и бликов.
Области бликов на изображении могут выглядеть размытыми или переэкспонированными.
Детализация и качество этих участков изображения полностью исчезают.
Ползунки позволяют затемнять и осветлять участки изображения с бликами, а также изменять тон или цвет бликов.
Цель состоит в том, чтобы меньше отвлекать внимание от остальной части изображения.
Опять же, вряд ли это поможет исправить блики на изображении так же, как стратегия клонирования или исправления, но таким способом можно немного подкорректировать переэкспонированные участки изображения.
Добавление отражения в фотографию: Когда блики - это хорошо?
Как уже упоминалось выше, можно найти моменты, когда фотографирование отражающих поверхностей повышает качество снимков.
Творческое использование бликов может быть особенно распространено в уличной, архитектурной фотографии и пейзажах водоемов.
Сколько раз вы видели, как далекие горы отражаются в зеркале близлежащего пруда?
Если вы намеренно хотите использовать блики в своей композиции, некоторые приемы могут помочь получить четкие отражения на снимках:
- Замечайте лучшие отражения. Точно так же, как при попытке убрать блик с изображения необходимо замедлиться и рассмотреть его источник, если вы хотите создать композицию с отражением, нужно найти ситуации, в которых отражения возникают естественным образом. Ветровые стекла, стеклянные здания, металлические предметы, водоемы и любые места после дождя - все это подходящее время для наблюдения за лучшими отражениями.
- Тщательно выбирайте угол съемки. Хотя не всегда есть возможность сначала разведать место съемки, может быть полезно потратить некоторое время на поиск наилучшего ракурса для съемки отражающей поверхности. Как упоминалось выше в законе отражения, угол отражения равен углу падения, или тому, откуда исходит свет. Для поиска оптимального ракурса может потребоваться тщательное планирование и разведка, перемещение ближе или дальше от отражающей поверхности.
- Используйте штатив и спуск затвора. Лучшие снимки отражения получаются на абсолютно неподвижных отражающих поверхностях с использованием штатива. Любое дрожание камеры может испортить эффект отражения.
- Снимайте в «золотой час». Как уже говорилось выше, лучше всего свет отражается от поверхностей, когда источник естественного освещения находится низко в небе. Съемка рано утром или поздно днем позволит более интересно подчеркнуть небо в отражениях.
- Уберите поляризационные фильтры, но попробуйте использовать фильтр нейтральной плотности. Любые поляризационные фильтры определенно повлияют на качество отражения. Лучше всего снимать отражения, тщательно ориентируясь на условия освещения объекта, без поляризатора, который уберет некоторые длины волн отражения. Вместо него можно использовать фильтр нейтральной плотности или градуированный фильтр нейтральной плотности. Они дают фотографам возможность фильтровать освещение в разных частях изображения, оставляя другие открытыми (например, отфильтровать заснеженные горы, но оставить отражение в озере чистым).
- Снимайте в черно-белом режиме. Иногда контраст черно-белой фотографии может улучшить изображение с бликами. В подобных снимках блики и тени работают вместе иначе, чем в цветных, усиливая отражение и рассказывая более убедительную историю об объекте.
Смежные вопросы
Как фотографировать объекты без теней?
Как и при съемке объектов без бликов, при фотографировании объектов без теней все дело в освещении.
Тени могут отвлекать от объекта съемки, скрывать особенности, которые вы хотите показать, или пере- или недоэкспонировать часть изображения.
Естественное освещение всегда предпочтительнее в фотографии, но оно может вызвать проблемы с тенями и резким освещением.
Как и в случае с бликами, может понадобиться изменить условия освещения, чтобы отразить наиболее благоприятный свет на объекте съемки.
Один из вариантов - осветить объект фронтально.
Это может отразить тени прямо за объект вне поля зрения кадра.
Если такой возможности нет, лучше использовать софтбокс или отражатель для рассеивания света с противоположной от источника стороны.
Если вы сделали фотографию с тенями, можно использовать такие программные платформы, как Photoshop или Lightroom, чтобы минимизировать или устранить их.
Также можно продублировать фон, удалить тень с помощью функции ретуширования, а затем заменить фон на оригинал.
Плохое освещение редко может быть полностью исправлено в программном обеспечении.
Лучше всего использовать правильные техники для получения изображений без теней.
В чем разница между софтбоксом и зонтиком?
И софты, и зонты - это модификаторы света.
Они представляют собой набор инструментов в арсенале фотографа для «модификации» или улучшения существующего света, чтобы он лучше ложился на объект съемки.
Они могут изгибать свет, рассеивать его таким образом, чтобы создать наилучшие условия.
Софтбоксы и зонты - два самых популярных типа модификаторов света, которые используются для улучшения существующих условий освещения для создания портретов.
Софтбоксы бывают разных форм и стилей, все они используют искусственный источник света (вспышка, студийный стробоскоп или другой источник) для имитации естественного оконного света.
Свет, излучаемый софтбоксом, направляется наружу с равномерным распределением, что уменьшает тени и очень напоминает естественный оконный свет.
Фотографические зонты, напротив, очень похожи на стандартный зонт для дождливого дня с некоторыми улучшениями.
Они могут использоваться с различными типами источников света (например, солнечный свет, вспышки, стробоскопы, источники непрерывного света) и бывают из различных отражающих материалов.
Зонты популярны среди фотографов благодаря своей портативности и мобильности.
Автор статьи: Эйми С.
Еще больше интересных статей читайте в нашей группе и на сайте www.pano-maker.ru
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!