Раз уж на канале вспоминаем подзабытые подборки картин, то пора напомнить читателю о грибном сезоне, стартовавшем еще летом, но сейчас, осенью, явно набравшим ход в большинстве регионов России (а может уже и подходящим к концу - зависит от того, где именно вы живете). Для тех, кто пропустил прошлую статью, публикую ссылку на нее и рекомендую ознакомиться при наличии интереса к сюжету, конечно же:
Начнем, как водится, с академической живописи и первым будет малознакомый широкой публике Иван Трофимович Хруцкий (1810-1885). Второй вариант его имени "Ян", как и фамилия, намекает нам на польское происхождение художника, и это действительно так, ведь отец его был польским шляхтичем, обосновавшимся на территории современной Белоруссии. Обучался Хруцкий в Академии художеств и, как часто случалось в те времена, во время обучения молодой академист неоднократно копировал полотна европейских живописцев из собрания петербургского Эрмитажа.
Перед нами работа художника как раз таки из его академического периода, возможно, даже ученическая работа, ведь Хруцкий закончит Академию только спустя два года, после создания этой картины:
На следующей картине персонажей нет, но сами грибы уже есть и дожидаются тех, кто их наконец соберет. Автор полотна - известнейший русский пейзажный лирик Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897). Данная работа также относится к периоду обучения живописца, ведь картина была создана по окончании художником Московского училища живописи и ваяния.
Будучи представленной на выставке Академии художеств, она была высоко оценена профессорами и привела их создателя к званию академика, полученного в 1854-м году. Знаменитые "Грачи прилетели" будут много лет спустя, но можно сказать, что с этой картины началась дорога к самому известному шедевру Саврасова. Хотя, быть может, это излишняя патетика, так что отправимся дальше, пожалуй.
И в этот раз мы не обойдемся без работ специалиста по лесу и живой природе Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898). Современник Саврасова, приверженец академизма, оставил такой же весомый вклад в историю русской живописи, хотя я нахожу его манеру более жизнеутверждающей, если вам угодно. Впрочем, это мои ассоциации, вы же делитесь своими в комментариях - автору всегда интересно знать мнение своих читателей, по крайней мере, относительно себя я точно могу так утверждать.
Как это часто бывает у Шишкина, главное на данных картинах - это лес, природа, пейзаж, а люди только его элементы и не самые значительные, будем объективны. Близко ли вам такое видение? Или у вас вообще другое мнение относительно творчества "царя леса"?
Далее посмотрим на картину Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918), где грибники тоже теряются на лесной опушке, изображенной в хмурый, пасмурный день в самом конце лета:
Гораздо более приятный и светлый денек изобразил на своей картине великий мастер жанровых сцен Владимир Егорович Маковский (1846-1920). Самое любопытное в этой картине - это как раз таки ее нетипичность для художника, но тем интереснее ее разглядывать как любопытный образец пейзажной живописи младшего из плеяды Маковских:
Далее перейдем к менее известному имени, хотя в вологодских краях он гораздо более знаком и узнаваем, ведь речь идет об основателе собрания краеведческого музея Тотьмы Феодосии Михайловиче Вахрушове (1870-1931). Отучившись в Петербурге, в том числе у знаменитого Ильи Репина и долгое время прожив в Малороссии, он в итоге вернулся в родной город, где построил дом по своему собственному проекту. Больше он родные края уже не покидал, занимаясь кроме искусства этнографией и краеведением, неоднократно отправляясь в экспедиции и путешествия по Русскому Северу.
Следующим у нас будет живописец, трудившийся на сломе эпох, успевший получить дореволюционное художественное образование и известность, но впоследствии не оказавшийся не у дел с приходом советской власти. Речь идет о Федоте Васильевиче Сычкове (1870-1958) и нескольких его картинах, разделенных во времени, но не сюжетно:
Грибная охота явно удалась и крестьяне разных возрастов возвращаются из леса с корзинами полными его даров, теперь главное - это добраться до дома сухими ведь переход через речку действительно не прост, как следует из названия этого замечательного живописного произведения.
Художник явно считал этот сюжет весьма удачным, уже через несколько лет он создаcт картину со схожей композицией, только грибы в корзинке заменит на яблоки, а сам переход станет более длительным и таким же непростым:
И в подтверждение мысли об удачности сюжета и композиции, еще одна живописная работа, созданная много лет спустя, уже совершенно в другой стране, по крайней мере, если говорить о ее названии, хотя суть ее никогда не менялась, на мой взгляд. Но не об этом речь сегодня, а о грибниках, вновь довольных и возвращающихся домой с богатой добычей:
Далее мы с вами увидим сцену чистки грибов, а как же без этого?.. Конечно это гораздо менее увлекательное и более утомительное занятие, нежели их поиск, но что поделать - тоже обязательная часть грибной "охоты". В данном случае перед нами работа еще одного представителя вологодской земли - Феодосия Николаевича Бочкова (1901-1952):
Следующей будет работа Татьяны Алексеевны Ереминой (1912-1995) - детского художника и специалиста по плакату, иллюстрациям и графике, а значит и картина выполнена в соответствующей стилистике:
Далее мы с вами будем разглядывать известную картину одного из "столпов" советской живописи - Аркадия Александровича Пластова (1893-1972). Обратимся к описанию картины на сайте Русского музея, мне кажется автор кратко, но весьма вдохновенно изложил суть смутных образов и мыслей, возникающих при взгляде на данное полотно:
Сияющий солнечный свет струится на лесную поляну и как по воле волшебника, все обыденное становится колдовством. Пушистая зеленая трава, будто ковер, застилает землю и принимает людей в свои объятия. Художник говорил: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее, думаешь, что надо об этом поведать людям…». Поляна и стволы березок вспыхивают разноцветными огнями, добавляя золота травам и теплого сияния фигурам отдыхающих грибников. Композиция построена так, что фигура девочки данная крупным планом, позволяет художнику четко обрисовать открытое лицо, подчеркнув одновременно юность и взрослую серьезность.
Завершать сегодняшнюю публикацию будет работа Владимира Васильевича Марковского (1926-1976), живописца-фронтовика, получившего художественное образование уже после окончания Великой Отечественной войны. На ней мы видим семью отправляющуюся в самый разгар осени за грибами - они еще не знают удастся ли сегодня забрать дары леса, но, думаю, что в предвкушении этого отправляются в ближайший к озеру лес. По крайней мере, загорелая девочка в центре картины точно пребывает в ожидании лесных чудес и открытий:
Мне почему-то представляется, что они вернутся домой не с пустыми лукошками и ведрами, а как кажется вам, уважаемые читатели?
На этом у меня сегодня все, надеюсь, вам было интересно вместе со мной рассматривать представленные сюжетные картины. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".