Найти в Дзене

Баланчин: «Серенада» [часть 4]

Продолжаем детальный разбор одного из лучших балетов Баланчина, «Серенады». Если вы не читали предыдущих частей, стоит это сделать хотя бы «по диагонали», бегло, а наиболее вдумчивые могут прочесть весь цикл с самого начала. Русская отбегает к центру сцены, начинает кружиться на пальцах, а затем падает на пол, будто бы изнеможенная этим вращением. На тему с пиццикато в нижнем голосе у оркестра с шести сторон ее окружают танцовщицы. Выстроившись в небольшие линии по три человека, в которых ближние к центру девушки садятся на пол, вторые по счету от центра встают на колени, а крайние стоят, они начинают делать руками довольно механические движения, которые будто бы иллюстрируют неумолимый ход времени или жизненные обстоятельства, под натиском которых главная героиня этого фрагмента лишается сил. Но вот солистка встает и, полная новых сил и решимости, продолжает поражать зрителя своей легкостью и невесомостью в прыжках, после чего скрывается за кулисами. Во время последней части репризы

Продолжаем детальный разбор одного из лучших балетов Баланчина, «Серенады». Если вы не читали предыдущих частей, стоит это сделать хотя бы «по диагонали», бегло, а наиболее вдумчивые могут прочесть весь цикл с самого начала.

Русская отбегает к центру сцены, начинает кружиться на пальцах, а затем падает на пол, будто бы изнеможенная этим вращением. На тему с пиццикато в нижнем голосе у оркестра с шести сторон ее окружают танцовщицы. Выстроившись в небольшие линии по три человека, в которых ближние к центру девушки садятся на пол, вторые по счету от центра встают на колени, а крайние стоят, они начинают делать руками довольно механические движения, которые будто бы иллюстрируют неумолимый ход времени или жизненные обстоятельства, под натиском которых главная героиня этого фрагмента лишается сил. Но вот солистка встает и, полная новых сил и решимости, продолжает поражать зрителя своей легкостью и невесомостью в прыжках, после чего скрывается за кулисами.

Во время последней части репризы весь кордебалет оказывается на сцене и выстраивается по полукругу. Две танцовщицы делают tours piqué внутри этого полукруга, вскоре еще две девушки к ним присоединяются. Затем на восемь музыкальных тактов все семнадцать человек синхронно исполняют tours piqué друг за другом по кругу, после чего на два такта, завершающих репризу, девушки перемещаются в рисунок, с которого начинался весь балет.

Жизнеутверждающая первая часть заканчивается торжественным повторением темы вступления в сокращенном виде. На сцене мы видим движения, которые соответствовали вступлению в самом начале балета, но за одним исключением — появляется солистка Вальса.

Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото Н.Разина
Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото Н.Разина

Существует легенда, что идея этой части хореографии родилась у Баланчина спонтанно и причиной ее появления стало интересное происшествие. Случилось так, что одна из исполнительниц опоздала на репетицию, стремительно вбежала в балетный зал и, отыскав свое место среди участниц, подстроилась под них прямо во время танца. И хореограф решил использовать эту ситуацию в своем новом балете — на повторение Andante non troppo солистка выбегает на сцену, оглядывает кордебалет, будто бы она и вправду опоздала, проходит между танцовщиц и на конец первой фразы становится «частью целого», приняв позицию, в которой стоят все остальные.

Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото Н.Разина
Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото Н.Разина

С началом следующей фразы кордебалет разворачивается и начинает уходить со сцены медленными длинными шагами, и одновременно с их уходом из верхней кулисы появляется мужчина-солист. Также медленными шагами он приближается к солистке, которая в это время исполняет то же port de bras, что семнадцать танцовщиц исполняли сразу после поднятия занавеса. Подойдя к танцовщице, он касается рукой ее плеча, и на завершающий аккорд темы вступления оба исполнителя принимают позу, готовясь начать свой танец под первые же звуки следующей части «Серенады».

Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум
Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум

Читайте продолжение...

Читайте часть 1

Подпишитесь, чтобы не пропустить

Мария Хорева — честный балет от первого лица | Дзен

Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»