Найти в Дзене

Баланчин: «Серенада» [часть 5]

Продолжаем детальный разбор одного из лучших балетов Баланчина, «Серенады». Если вы не читали предыдущих частей, стоит это сделать хотя бы «по диагонали», бегло, а наиболее вдумчивые могут прочесть весь цикл с самого начала. Вторая часть – Valse (Вальс). Обычно в инструментальных серенадах XVIII века вторая часть всегда была представлена галантным менуэтом, однако Чайковский нарушил эту традицию и заменил его на Вальс с авторскими пометками Moderato, dolce e molto grazioso. В этой части мелодическая линия танца, которая поражает своей необычайной красотой, передает состояние счастливой беззаботности и восторженной радости жизни. В хореографии Вальс начинается с танца двух солистов. Их дуэт изобилует эффектными поддержками, и легкость в музыке транслируется зрителю через легкость балерины. Интересно поставлена вторая часть дуэтного фрагмента – солисты начинают кружиться в вальсе, но при этом балерина вместо привычного pas valse исполняет pas de bourrée на пуантах, вторя трелям и быстры

Продолжаем детальный разбор одного из лучших балетов Баланчина, «Серенады». Если вы не читали предыдущих частей, стоит это сделать хотя бы «по диагонали», бегло, а наиболее вдумчивые могут прочесть весь цикл с самого начала.

Вторая часть – Valse (Вальс). Обычно в инструментальных серенадах XVIII века вторая часть всегда была представлена галантным менуэтом, однако Чайковский нарушил эту традицию и заменил его на Вальс с авторскими пометками Moderato, dolce e molto grazioso. В этой части мелодическая линия танца, которая поражает своей необычайной красотой, передает состояние счастливой беззаботности и восторженной радости жизни.

Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум
Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум

В хореографии Вальс начинается с танца двух солистов. Их дуэт изобилует эффектными поддержками, и легкость в музыке транслируется зрителю через легкость балерины. Интересно поставлена вторая часть дуэтного фрагмента – солисты начинают кружиться в вальсе, но при этом балерина вместо привычного pas valse исполняет pas de bourrée на пуантах, вторя трелям и быстрым пассажам струнных в верхних регистрах.

Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум
Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум

Исполнив несколько кругов такого стилизованного «вальса», солисты на время расстаются — танцовщик уходит со сцены в grand jeté, а танцовщица остается на сцене в характерной позе на одном колене с чуть наклоненным вперед корпусом.

В музыке начинается вторая тема, мелодия исполняется быстрыми восьмыми долями. Мелким pas de bourrée на пуантах, попадая своими шажками в каждую ноту в музыке, поддерживая друг друга за талию, из кулисы выходят восемь девушек кордебалета и, вплотную подойдя к балерине, выстраивают с ней одну линию, приняв точно такую же позу, как она. Еще восемь девушек незамедлительно появляются из противоположной кулисы и так же подходят к центру. Затем после нескольких перестроений солистка отделяется от кордебалета и исполняет свое соло.

Чайковский строит Вальс на чередовании нескольких довольно контрастных тем, и каждый раз смене музыкального материала в хореографии соответствует смена действующих лиц. Баланчин не следует буквально движениям музыки, но обязательно реагирует на ее переключения.

Снова звучит первая тема и перед зрителем свой танец исполняют две девушки из кордебалета.

Следующее проведение второй темы отдано Темному Ангелу, к которой вскоре присоединятся, повторяя ее движения, все присутствующие на сцене танцовщицы. Происходит перестроение кордебалета, Темный Ангел исчезает в кулисе, в музыке — первая тема, на сцене — вновь дуэт солистов, начинавших «Вальс».

Все девушки, включая солистку, исполняют одинаковую комбинацию движений, однако у балерины есть преимущество — большой прыжок pas de basque, который ей помогает делать партнер, поднимая ее высоко в воздух, в то время как остальные танцовщицы вынуждены исполнять прыжок сами.

Кордебалет показывает несколько разнообразных рисунков, после чего на очередной раз исполняемую первую тему начинается замечательный фрагмент с участием Русской: «Треугольник из двух линий по восемь девушек завершается по центру в глубине сцены фигурой семнадцатой – солисткой. Она начинает мерное движение по прямой к рампе, и следом за ней, комбинацией из трех движений — поворот soutenu, опускание на колено с наклоном корпуса и подъем в позу efface — линии, начиная с вершины, пересекают друг друга. К моменту завершения «прочеса» треугольник оказывается перевернутым вершиной книзу, вновь с солисткой, завершающей его».

Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум
Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум

Читайте продолжение...

Читайте часть 1

Подпишитесь, чтобы не пропустить

Мария Хорева — честный балет от первого лица | Дзен

Можно почитать:

Левенков О. Джордж Баланчин. Пермь: Книжный мир, 2007

Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»