Найти в Дзене

Баланчин: «Серенада» [часть 1]

Теперь перейдем к непосредственному анализу хореографического материала «Серенады», одного из шедевров Джорджа Баланчина. Допускаю, что подобного рода разбор может быть не интересен значительной части читателей (о чем очень прошу вас обязательно сообщить в комментариях), но не могу удержаться от соблазна проверить это. А вдруг есть несколько десятков или даже сотен душ, ищущих чего-то подобного этой статье? Я не обижусь, если вы бросите чтение детального разбора балета на втором или третьем абзаце, но очень вас прошу — не пожалейте пары слов «не интересно», а уж если еще добавите почему, благодарности моей не будет предела. Итак, приступим. Первая часть «Серенады для струнного оркестра до мажор, Op. 48» П.И. Чайковского — «Pezzo in forma di sonatinа», что переводится как «Пьеса в форме сонатины», написана в сонатной форме, в которой не предусмотрен такой раздел как разработка. Всё начинается с небольшого вступления в неторопливом темпе Andante non troppo, во время которого открывается

Теперь перейдем к непосредственному анализу хореографического материала «Серенады», одного из шедевров Джорджа Баланчина. Допускаю, что подобного рода разбор может быть не интересен значительной части читателей (о чем очень прошу вас обязательно сообщить в комментариях), но не могу удержаться от соблазна проверить это. А вдруг есть несколько десятков или даже сотен душ, ищущих чего-то подобного этой статье?

Я не обижусь, если вы бросите чтение детального разбора балета на втором или третьем абзаце, но очень вас прошу — не пожалейте пары слов «не интересно», а уж если еще добавите почему, благодарности моей не будет предела.

Итак, приступим.

«Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум
«Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум

Первая часть «Серенады для струнного оркестра до мажор, Op. 48» П.И. Чайковского — «Pezzo in forma di sonatinа», что переводится как «Пьеса в форме сонатины», написана в сонатной форме, в которой не предусмотрен такой раздел как разработка.

Всё начинается с небольшого вступления в неторопливом темпе Andante non troppo, во время которого открывается занавес и перед зрителем предстают семнадцать танцовщиц в светло-голубых костюмах с пышными юбками. «Танцовщицы стоят /.../ с сомкнутыми стопами и коленями, с вытянутой правой рукой, устремленной в сторону первой кулисы, с загнутой до предела вверх кистью. Жест-клятва, жест категорического отказа от чего-то для перехода, ни больше ни меньше, в иной мир».

«Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум
«Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум

Затем, вторя размеренности темы вступления, девушки выполняют медленное синхронное port de bras — движение руками. На один из акцентов они быстро разводят носки и их ноги принимают первую балетную позицию, после чего на последние несколько нот вступления они раскрывают руки в стороны, как бы совершая классический preparation (подготовку к движению) и готовясь начать танец, а затем замирают с раскрытыми руками, запрокинув голову. Точно такую позу, только в другом ракурсе и с продвижением на пальцах, танцовщицы будут повторять в самом конце балета, на последние ноты «Элегии».

«Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум
«Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум

«Сосредоточенно-отрешенные танцовщицы воспроизводят начальные па экзерсиса — балетного тренажа. Но как значительно каждое их движение, как согласовано с торжественным строем музыки! Будничный ритуал оборачивается едва ли не священнодействием. После такого зачина «танец при луне» приобретает особый, далеко не однозначный смысл».

Начинается главная тема первой части и вместе с ней — динамичный танец кордебалета. Танцовщицы выполняют несколько синхронных движений в первоначальном построении, затем переходят к смене рисунка, коих в этой части будет огромное количество. На одно из проведений главной темы на сцене появляется солистка — она будет исполнять большинство своих па в «Вальсе», выполняет последовательность прыжков, «пролетая» по диагонали через всю сцену, а затем скрывается в кулисе.

«Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум
«Серенада», Мария Хорева, фото С.Аввакум

Здесь важно сказать, что за двадцать пять лет своего существования после постановки «Серенада» претерпела множество изменений, Баланчин неоднократно создавал новые версии балета и, в частности, менял количество солисток, от одной в редакции 1940 года, до трех в финальной редакции 1959 года, а также по-разному распределял между солистками хореографический материал.

Надо было сказать с самого начала, что читать подробный разбор хорошо бы, имея под рукой запущенное видео с самой «Серенадой», но статей будет еще несколько, поэтому вы не раз еще сможете включить это видео, просмотреть соответствующий кусочек, поставить его на паузу и прочитать относящийся к нему абзац текста.

«Серенада», New York City Ballet

Читайте продолжение...

Читайте часть 1

Подпишитесь, чтобы не пропустить

Мария Хорева — честный балет от первого лица | Дзен
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»

Можно почитать:

Розанова О. Шедевры балета 19 и 20 века в 21 веке. СПб: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2020