Найти в Дзене

Баланчин: «Серенада» [часть 3]

Продолжаем детальный разбор одного из лучших балетов Баланчина, «Серенады». Очень рекомендую прочитать первую часть или даже самое начало цикла статей про Баланчина и Чайковского. Интересно отметить, что в первой части «Серенады» женский кордебалет неоднороден. Он не выступает постоянно как общая масса, из него довольно часто выделяются танцовщицы, которым дается одно-два па соло или в дуэте. Так, например, одна из них делает двойной пируэт и сразу после возвращается обратно «в строй», исполняя следующие движения синхронно со всеми. В следующих такой момент две танцовщицы двигаются из кулисы в кулису по авансцене в комбинации прыжков, причем последний их sissonne подхватывают остальные. В финале экспозиции девушки выстраиваются в крутую диагональ и последовательно друг за другом делают круговое движение корпусом и руками, после чего уходят в кулисы, создавая завораживающий волнообразный эффект. С началом репризы зрители видят на сцене новое действующее лицо – Темного Ангела. Ее танец

Продолжаем детальный разбор одного из лучших балетов Баланчина, «Серенады». Очень рекомендую прочитать первую часть или даже самое начало цикла статей про Баланчина и Чайковского.

Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото Н.Разина
Баланчин, «Серенада», Мария Хорева, фото Н.Разина

Интересно отметить, что в первой части «Серенады» женский кордебалет неоднороден. Он не выступает постоянно как общая масса, из него довольно часто выделяются танцовщицы, которым дается одно-два па соло или в дуэте. Так, например, одна из них делает двойной пируэт и сразу после возвращается обратно «в строй», исполняя следующие движения синхронно со всеми. В следующих такой момент две танцовщицы двигаются из кулисы в кулису по авансцене в комбинации прыжков, причем последний их sissonne подхватывают остальные. В финале экспозиции девушки выстраиваются в крутую диагональ и последовательно друг за другом делают круговое движение корпусом и руками, после чего уходят в кулисы, создавая завораживающий волнообразный эффект.

С началом репризы зрители видят на сцене новое действующее лицо – Темного Ангела. Ее танец состоит из прыжков и взмахов ногами, все па она выполняет с работой корпусом, акцентируя внимание зрителя на свободе и амплитуде движений. Большую широту соло придают движения developpé в сторону, во время которых танцовщица должна, как бы намеренно падая, уходить со своей оси, создавая иллюзию «рискованности» и опасности своего танца.

Некоторые американские критики называют эту солистку «Mistress», что в переводе с английского означает «Старшая», «Предводительница». И нельзя не отметить, что первое появление балерины на сцене в начале репризы «Сонатины» дает зрителю понять, что это персонаж, очень значимый для дальнейшего развития балета.

Темный Ангел завершает танец в прогибе назад. На музыкальную фразу, когда виолончели начинают играть быстрые взволнованные пассажи шестнадцатыми долями, навстречу солистке мелкими шагами выбегают две, а затем еще две девушки из кордебалета. Впятером они выстраивают фигуру, мимо которой во время crescendo в музыке по кругу в стремительных jeté проносится «Русская» солистка.

В продолжение нескольких фраз танцуют пять девушек во главе с Темным Ангелом, после чего Русская, вновь появившаяся на сцене, и Темный Ангел поочередно показывают зрителю свою виртуозность, исполняя пируэты и вращения на одной ноге. Эти комбинации как нельзя лучше иллюстрируют тревожность, присущую вновь исполняемой струнными главной партии.

Материал побочной партии в репризе отдан хореографом Русской. Этот фрагмент танца очень похож на первый ее выход. Здесь такая же четкость движений, легкость прыжков и стремительность вращений. Примечательно, что в середине «вариации» балерина исполняет последовательность прыжков sissonneglissadejeté, причем руки делают port de bras через третью позицию — очень похожие движения поставлены Баланчиным в вариации Терпсихоры в балете «Аполлон», появившемся в 1928 году.

Исполнив серию виртуозных вращений по диагонали, солистка встает на пуанты и делает рукой условный жест, который в балетах классического наследия выражает фразу «Я устала». На следующую фразу она направляется в другой угол сцены и как бы «призывает» еще одну девушку присоединиться к ней. В музыке уже описанное нами чередование мелодии в высоком и низком регистрах. Две балерины следуют за этим чередованием и выполняют одинаковые па на одинаковую музыку: на высокие ноты — Русская, на более низкие — танцовщица из кордебалета.

Читайте продолжение...

Читайте часть 1

Подпишитесь, чтобы не пропустить

Мария Хорева — честный балет от первого лица | Дзен

Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»
Балерина Мария Хорева. Цикл статей «Чайковский и Баланчин»