Сегодня мы опять продолжаем наш большой рассказ о огромной территории заброшенной Центральной Базы Хранения ядерного оружия "Новгород-18" и в этот раз расскажем про ещё одно наземное здание, в котором располагался комплекс метрологической лаборатории и лаборатории Контрольно-Измерительных Приборов "Сооружение-504".
О истории самой базы мы рассказывали в самой первой статье цикла, так что снова повторяться не будем и перейдём к осмотру объекта.
И в самом начале хотелось бы уточнить, что в опубликованных на сайте Росатома томах книги "Рождённые Атомной Эрой" за авторством одного из первопроходцев создателей отечественного ядерного щита Н. С. Бирюкова, а также в Реферате 12-го ГУ МО и Справочнике РВСН, история создания ядерного оружия описана довольно подробно с множеством дат, приказов и фамилий. В частности много написано про эту базу, т.к. она была построена в первой волне строительства подобных объектов. Всё это давно устарело и НИЧЕГО СЕКРЕТНОГО в этой информации НЕТ.
Теперь для хранения ядерного оружия не требуются такие огромные площади и множество сооружений, ведь их давно уже не хранят разобранными на множество узлов и то, что когда-то занимало несколько сооружений на площади, исчисляющейся километрами, умещается в одном небольшом современном сооружении. Это главная причина вывода из эксплуатации устаревших арсеналов.
Так здание лаборатории выглядит снаружи.
При работе с ядерными бомбами, называемыми просто "изделия", а также их отдельными узлами и контрольно-стендовой аппаратурой, применялось множество различной измерительной техники, а метрологическому обеспечению работ придавалось исключительное значение.
Так, в данной лаборатории проводили поверку и ремонт различной дозиметрической аппаратуры, электроизмерительных и радиоприборов, всяческих приборов для измерения давления и разрежения, определения частоты, а также массы, температуры, влажности, объёма, угловых и линейных измерений. Все образцовые средства измерений лаборатории КИП подвергались поверке в Центральной лаборатории 12-го ГУМО и местных лабораториях Госстандарта СССР.
Всё это обеспечивали специализированное научно-техническое подразделение метрологической лаборатории, работа которой была направлена на создание необходимых условий для проведения точных и надёжных измерений с контролем состояния средств измерений, а также расположенная при ней лаборатория контрольно-измерительных приборов, занимавшаяся непосредственным проведением исследований и испытаний с использованием контрольно-измерительных приборов.
В состав контрольно-измерительной аппаратуры первого поколения входило более 30 различных сложных приборов. Общий вес аппаратуры для проверки только одного блока автоматики изделий РДС составлял около двух тонн, а упаковывалась она в 47 ящиков, из за чего на её подготовку к работе затрачивалось очень много времени.
С увеличением номенклатуры ядерных боеприпасов менялся и состав контрольно-стендовой аппаратуры. Она становилась сложнее, но главное появлялось еще больше разнообразных средств измерения. В перспективе это не сулило ничего хорошего, ведь все эти стенды различались по конструкции и другим параметрам, а такая ситуация сложилась потому, что каждое КБ, разрабатывая новый тип изделия, старалось создать к нему и свои стенды, что лишь еще больше увеличивало количество их типов. Доходило до того, что для сборки двух разных изделий редкостью был одинаковый гаечный ключ.
По этой причине впоследствии были приняты экстренные меры по обеспечению стандартизации и унификации эксплуатационного оборудования и контрольно-стендовой аппаратуры. Так, к началу 1960-х гг. конструкторские организации разработали и внедрили в производство универсальный комплект малогабаритной аппаратуры 2-го поколения. В частности аппаратура автоматического контроля ТСЦР-25, внедрение которой привело не только к совершенствованию эксплуатации ядерных боеприпасов, но и к повышению их боеготовности. Впоследствии появились и новые комплексы 3-го поколения специальной аппаратуры, например комплекс Такт-51, полностью автоматизировавший контрольный цикл проверки изделий и успешно применявшийся как единая унифицированная система.
Также на эту лабораторию замыкались закреплённые за данной ЦБХ Ремонтно-Технические Базы ядерного обеспечения, для работы в которых помимо стационарной лаборатории, в её составе имелись специализированные подвижные лаборатории на базе автомобиля Урал-375, которые от трёх до пяти раз в год выезжали в командировки для поверки и ремонта средств измерений этих РТБ.
По назначению это здание перестали эксплуатировать после расформирования ЦБХ ещё в 1990-х годах, после чего территорию заняли другие войска и стали хранить на ней обычные вооружения, а в самой бывшей лаборатории организовали цех регламента технического обслуживания переносных зенитно-ракетных комплексов.
Мы же заходим через один из двух заездов в здание, где в гараже раньше стояли спецмашины.
От последних хозяев здесь сохранилась схемка.
При лаборатории был небольшой зал регламентных работ, над которым раньше курсировала кран-балка.
Ещё со времён 12-го ГУ МО здесь сохранились таблички, напоминающие о технике безопасности.
Сбоку к залу примыкал ещё один небольшой зал хранилища с характерной разметкой на полу.
Выходим обратно в зал регламента.
И пройдём в его конец, где за такими белыми воротами была отделена небольшая зона.
Со складом различной документации. Что там было изначально история умалчивает.
А теперь давайте пройдёмся по двухэтажному административно-бытовому корпусу, проходящему вдоль цеха.
Коридор первого этажа.
Раньше в кабинетах располагались лаборатории, но все они были перепрофилированы под нужды РТО.
В одном из помещений была организована комната психологической разгрузки.
С довольно уютным оформлением.
Вообще, в разных воинских частях такую комнату называли по-разному, но суть от этого не меняется, ведь это место для проведения досуга и отдыха военнослужащих, например для просмотра телевизора.
Кабинет начальника лаборатории с доской документации отдела средств регламента и ремонта.
Санузлы.
Практически вся мебель первого этажа была стащена в одно помещение.
Запасной выход.
Поднимемся выше.
Коридор второго этажа.
Это помещение больше похоже на какой-то учебный класс.
Но на родной табличке написано, что это был склад ЗИП для контрольно-поверочной аппаратуры.
Ещё помещение со стеллажами.
С характерными для 12-го ГУ МО буквенными индексами.
Ну а остальные помещения здесь выглядят так.
Вот и всё, что осталось от этой лаборатории на момент нашего визита.
Ну а мы покидаем её через второй выезд.
И в следующей части покажем ещё несколько наземных сооружений базы.
Ну а на этом всё.
Все статьи про ЦБХ "Новгород-18":
ч.1 История базы и караульный городок
ч.2 Хранилище РТБ ядерного обеспечения "Сооружение 1-бис"
ч.3 Хранилище атомных бомб "Сооружение-5"
ч.4 Хранилище атомных бомб "Сооружение-5А"
ч.5 Хранилище атомных бомб "Сооружение-5Б"
ч.6 Экспериментальное хранилище атомных бомб "Сооружение-7"
ч.7 Экспериментальное хранилище атомных бомб "Сооружение-7А"
ч.8 Хранилище инициаторов атомных бомб "Сооружение-8"
ч.9 Хранилище инициаторов атомных бомб "Сооружение-9"
ч.10 Хранилище атомных бомб "Сооружение-10" МИК
ч.11 Хранилище атомных бомб "Сооружение-13"
ч.12 Неизвестное хранилище "Сооружение-14"
ч.13 Хранилище атомных бомб "Сооружение-503"
ч.14 Хранилище атомных бомб "Сооружение-510"
ч.15 Хранилище атомных бомб "Сооружение-511" МИК
ч.16 Хранилище лаборатории КИП "Сооружение-516"
ч.17 Бункер лаборатории КИП "Сооружение-508"
ч.18 Бункер командного пункта арсенала "Сооружение-509"
ч.19 Сборочный цех атомных бомб "Сооружение-501"
ч.20 Лаборатория КИП "Сооружение-504"
ч.21 Дизель-генераторная электростанция "Сооружение-518"
ч.22 Прочие сооружения и тыльный караул
Подробный документальный фильм от наших коллег
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.