Подводные лодки в гражданской войне 1936–1939 годов Республиканские подводные лодки 17 июля 1936 года на территории протектората Испанское Марокко вспыхнул военный мятеж, направленный против республиканского правительства Народного фронта, переросший вскоре в охватившую всю страну кровопролитную гражданскую войну, длившуюся около трех лет.
В первые же дни мятежа на сторону повстанцев перешло 80 % личного состава армии, включая практически весь унтер-офицерский состав и 70 % офицеров. Другая ситуация сложилась на флоте и в авиации. Большая часть строевых офицеров военно-морского флота поддержала мятежников. Но их быстро «нейтрализовали» (расстреляли, выбросили за борт или передали в руки сил безопасности) сохранившими верность Республике членами экипажей кораблей. Морское министерство передало командование кораблями инженерам-механикам, не принявшим участия в мятеже. Но фактически все руководство перешло в руки судовых комитетов. Под контролем восставших оказались в основном корабли, находившиеся в ремонте или постройке в захваченной ими базе Эль-Ферроль. Из крупных плавающих кораблей на их стороне оказался только эскадренный миноносец «Velasco» («Веласко»).
Одной из первоочередных задач мятежников стала переброска верных им частей из Марокко через Гибралтарский пролив на Иберийский полуостров, при этом расчет строился на полную поддержку флотом мятежных генералов. Но их планы в этой области потерпели фиаско: подавляющая часть флота осталась верной законному правительству и приступила к блокаде пролива.
Вследствие этого, писал испанский историк Рамон Салас, «восстание, которое по замыслу его инициаторов должно быть кратковременным, молниеносным государственным переворотом, неотвратимо вылилось в долгую и жестокую гражданскую войну». В это время в составе испанского флота насчитывалось 12 подводных лодок, и все они остались под контролем конституционного правительства. Лодки входили в состав флотилии (La Flotilla de Submarinos), состоявшей из двух дивизионов, базировавшихся на Картахену и Маон (Mahón) на Балеарских островах.
К моменту начала мятежа в Картахене находились С-1, С-2, С-3, С-4, С-5, С-6, В-5, В-6, устаревшая А0, использовавшаяся в качестве учебной, и спасательное судно «Kanguro». Из них на В-5 и С-5 производился ремонт. В-1 (на ней велся большой доковый ремонт), В-2, В-3 и В-4 стояли в базе Маон или совершали короткие учебные походы у Балеарских островов. Техническое состояние лодок оставляло желать лучшего, в особенности типа «В». У некоторых из них местами толщина обшивки прочного корпуса составляла всего лишь 2 мм! В связи с этим глубину их погружения сократили с 60 до 20 м, а у В-1 в 1937 году она не превышала 10 м.
На лодках типа «С» имелся лишь один комплект торпед, приобретенных ещё в 1928 году в Италии. Уровень тактической подготовки экипажей был также крайне низким, ведь ранее этому не уделялось должного внимания. Следуя приказу Военно-морского министерства, утром 18 июля С-1, С-3, С-4 и С-6 вышли из Картахены и направились к Гибралтарскому проливу (позднее к ним присоединилась и В-6) с задачей ведения разведки и недопущения прорыва кораблей мятежников к испанскому побережью. На следующий день их перенацелили на блокаду порта Мелилья. Но 20 июля последовал новый приказ: две лодки направлялись к Сеуте, а остальным трём надлежало патрулировать в районе, прилегающем к Малаге.
Правда, уже на следующий день (21 июля) В-6 вернули в Гибралтарский пролив. Подобные противоречивые приказы свидетельствовали о полной неразберихе, царившей в Морском министерстве. В это время сочувствовавшие мятежникам офицеры С-6 (командир — капитан 3 ранга Мариано Ромеро Карнеро; Mariano Romero Carnero) имитировали поломку гирокомпаса и ушли в Малагу, где их и арестовали. Её новым командиром назначили помощника механика Хуана Леона (Juan León), а затем его сменил лейтенант Хулиан Санчес-Феррагут Гомес (Alférez de Navío Julián Sánchez-Ferragut Gómez). 23 июля в море вышла С-2, а на следующий день, по завершении ускоренного ремонта, отправилась на патрулирование В-5. Порт Малага использовался как передовой пункт базирования этих лодок. За три дня до мятежа В-2, В-3 и В-4 вышли из Маона (о. Менорка) в учебный поход в район Балеарских островов.
Ночью 19 июля две последние, командиры которых примкнули к антиправительственным силам, вошли в порт Пальма-де-Майорка, находившийся в руках заговорщиков, а на следующий день вернулись в Маон, туда же прибыла и В-2. 21 июля верные республике армейские части и экипажи подводных лодок взяли под свой контроль Маон. Вечером того же дня В-2 ушла из базы и попыталась уйти в Валенсию, но экипаж вынудил командира вернуться. Командиров и других офицеров В-1, В-2, В-3 и В-4 арестовали, и в командование ими вступили унтер-офицеры. Базировавшиеся на Маон подводные лодки приступили к активным действиям только 22 июля, когда В-3 и В-4 направились на патрулирование близлежащих вод с целью предупреждения о возможной высадке десанта мятежников, в руках которых уже находился соседний о. Майорка. 24 июля В-4 перебазировалась в Картахену, а на смену ей пришла В-2. 1 августа В-3 и В-4 высадили десант на находившийся в руках мятежников о. Кабрера, при этом огнем своего орудия В-4 принудила гарнизон острова сдаться. Серьезнейшей проблемой республиканского флота являлась острая нехватка командного состава.
Так, из 19 адмиралов на стороне республики осталось только двое и столько же из числа 31 капитана 1 ранга, из 65 капитанов 2 ранга — семеро, из 126 капитанов 3 ранга — тринадцать, а из 256 лейтенантов — только 10! Следует отметить, что из 650 адмиралов и офицеров плавающего состава флота 253 были убиты за поддержку мятежников верными республике моряками в ходе кровопролитных стычек на борту кораблей и в базах. Офицеры-подводники, особенно старшие офицеры, в большинстве своем оказались вовлеченными в мятеж.
К 1938 году в рядах республиканского ВМФ осталось служить только 35 человек из состава довоенного офицерского корпуса — всего 5 %! 18 июля к восставшим присоединились офицеры С-5, но 20-го их арестовали республиканцы. На других лодках этого типа экипажи передали командование в руки верных законному правительству офицеров или унтер-офицеров.
20 июля в Малаге был арестован и отправлен в плавучую тюрьму — судно «Monte Torro» — и командир флотилии подводных лодок капитан 2 ранга Франсиско Гуимера Бош (Capitán de Fragata Francisco Guimerá Bosch). В августе республиканцы расстреляли командира С-2 капитана 3 ранга Хуана Гарсия де ла Мата Переса (capitán de corbeta Juan García de la Mata Pérez) и его помощника лейтенанта Томаса Бустийо Дельгадо (alférez de navío Tomás Bustillo Delgado), командира С-3 капитана 3 ранга Хавьера де Салас Пинто (capitán de corbeta Javier de Salas Pintó) и командира С-5 капитана 3 ранга Антонио Амусатегуи Родригеса (capitán de corbeta Antonio Amusátegui Rodríguez).
Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Гангут"№ 132/2024
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!