6 июля 1918 года началось Ярославское восстание - одно из самых первых и самых крупных антибольшевистских вооружённых выступлений. Его подготовкой занималась подпольная организация «Союз защиты Родины и свободы» во главе с Борисом Савинковым. Непосредственное руководство восстанием осуществляла группа бывших офицеров во главе с полковником А. П. Перхуровым(1). Цели, которые они преследовали: ликвидация власти большевиков, восстановление политических и экономических свобод, созыв Учредительного собрания, разрыв Брестского мира и открытие нового Восточного фронта против Германии.
В самом начале восстания "перхуровцы" не имели вооружения - на сотню человек приходилось всего 12 револьверов. Но им удалось захватить склад оружия, свозимого с фронта. Взяли там пулеметы, две пушки калибра 76 мм и два ящика снарядов. 30 вооружённых милиционеров, направленных для выяснения обстановки на складе, поскольку телефонная связь была прервана, сразу же присоединились к восставшим. Потом на их сторону перешла вся городская милиция и автоброневой дивизион под командованием поручика Супонина...
Захватив власть в городе и арестовав свыше 200 советских и партийных работников, восставшие объявили мобилизацию - обязательную для офицеров и добровольную для остальных. Мятежников поддержало местное духовенство, интеллигенция, а также крестьяне пригородных сёл. Но вовлечь в восстание широкие слои населения все же не удалось.
В подавлении восстания, кроме местных частей и рабочих отрядов, участвовали отряды красной гвардии из Твери, Кинешмы, Иваново-Вознесенска, Костромы и других городов. Из Рыбинска прибыли двести латышских стрелков и группа артиллеристов. Задействовали Варшавский советский революционный полк, основу которого составляли поляки и китайско-корейская рота. Осадой города и его разрушением с целью подавления восстания командовали Анатолий Геккер и Юрий Гузарский.
16 июля город был полностью окружён, восстание жестоко подавлено. При этом у многих возникает вопрос: почему большевики проявили чрезмерную жестокость, разбомбив почти «до основания» один из самых красивых городов России?
Установленным фактом является ведение красными войсками беспорядочной стрельбы по Ярославлю. В общей сложности выпустили по городу около 75 тысяч снарядов! Была разрушена взрывами и уничтожена пожарами треть города. Из 7618 строений сгорело или было разрушено 2147. Полыхали жилые кварталы Никитской, Пошехонской, Мышкинской, Владимирской улиц (ныне - Салтыкова-Щедрина, Володарского, Лисицына, Рыбинской). Сгорели почти все дома на Большой и Малой Угличских улицах (ныне - Свободы и Угличской).
Перечень уничтоженных домов, площадей, административных, образовательных и культурных учреждений можно продолжать очень долго. Впрочем, об этом хорошо известно, написано немало(2), сохранились фотографии. Поэтому упомяну лишь об уничтожении Храмов.
Одной из причин разрушения Храмов называют размещение мятежниками пулеметов на самых высоких точках в городе, в том числе на колокольнях церквей, пожарных каланчах и водонапорных башнях. Это позволяло обстреливать позиции красных, находившихся на более низком противоположном берегу реки Которосль...
В ходе артобстрелов был разрушен Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь), основанный в 1216 г.
Серьезные разрушения получила Церковь Вознесения Господня (Храм рядом с нынешним ТЦ «Аура»), особенно Колокольня. Колокола «в несколько сот пудов» рухнули на землю. Сама колокольня сразу же после подавления восстания была разобрана.
Столь же существенные разрушения получила от ударов артиллерии Колокольня Успенского собора, как и весь собор в целом. На фотографии это наглядно видно.
Столь же наглядно видны разрушения Церквей Николая Чудотворца в Рубленом Городе (церковь Николы Рубленого) и Покрова Богородицы.
Время основания церкви Николы Рубленого на Которосльной набережной - неизвестно, по преданию она ведёт свою историю от основания города. Через два года эта церковь была восстановлена силами прихожан, но уже в 1922 году закрыта. В советское время в храме располагался шиномонтаж, с 1980 года - отдел реставрации Ярославского художественного музея.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находилась на углу Борисоглебской (ныне — улица Свердлова) и Петровской (ныне - проспект Толбухина) улиц. В 1922 году она была закрыта, в 1930 году - снесена.
Красные артиллеристы несколько дней били «по площадям».Стрельба велась зажигательными снарядами, а в городе большинство домов были деревянными. Поэтому уже 9-10 июля пылал весь город.
В ответ на ультиматум А. Перхурова — прекратить обстрел города зажигательными снарядами, иначе будут расстреляны советские пленные - в ответном ультиматуме красные потребовали немедленно сложить оружие.
Начальник Новгородского отряда А. Поляков в своих воспоминаниях приводит текст ответного ультиматума:
«Если сдачи не будет, то город будет обстрелян, зажжен, и от такового не останется камня на камне и что вся ответственность ляжет на руководителей восстания».
Ответ на вопрос о том, почему сожгли город, можно найти и в архивных документах. Командир красных отрядов Ю. Гузарский 16 июля 1918 года телеграфировал советскому командованию (для передачи Троцкому и Аралову):
«Срочно шлите 10 000 снарядов, половина шрапнель, половина гранат, а также пятьсот зажигательных и пятьсот химических снарядов. Предполагаю, что придётся срыть город до основания»(3).
Для реализации этой цели использовали не только артиллерийские орудия и бронепоезда. В тот же день для бомбардировок Ярославля применили авиацию. Самолет «Фарман-30» за два дня сбросил на город 12 пудов динамитных бомб.
Через две недели, 21 июля 1918 г., восставшие приняли решение сдаться расквартированной в г. Ярославле "Германской комиссии № 4". В нее входили бывшие военнопленные немцы, которые должны были быть эвакуированы на родину. Мятежники наивно полагали, что что таким образом они попадают в плен Германии и на них будут распространяться международные конвенции. Но немцы практически сразу сдали всех восставших большевикам.
Полковнику Александру Перхурову удалось вырваться из города с небольшим отрядом незадолго до капитуляции. Он продолжал воевать с советскими войсками в Сибири, стал генерал-майором, участвовал в сибирском ледяном походе под руководством Каппеля. Был взят в плен. Когда военспецов стали привлекать на службу в Красную армию, Перхуров согласился служить советской власти, был инструктором курсов в Екатеринбурге, где его арестовали 20 мая 1921 г. по обвинению в подготовке восстания. В ходе следствия установили, что он являлся организатором Ярославского восстания. Его привезли на показательный судебный процесс в Ярославль. Суд проходил в здании театра имени Волкова. Подсудимый сидел под конвоем на театральной сцене. Зрители проходили в зал по пригласительным билетам.
19 июля 1922 г. А.П. Перхуров был приговорен к расстрелу выездной коллегией Верховного ревтрибунала при ВЦИК. Приговор приведен в исполнение в ночь с 20 на 21 июля 1922 года.
До суда Перхуров в тюремной камере написал воспоминания, которые были дважды изданы - в 1930 и в 1990 годах(4).
(1) По разным оценкам, в восстании участвовали не более 150 офицеров.
(2)Можно порекомендовать книгу Евгения Соловьева «Расстрелянный Ярославль. Историческая панорама трагедии города на Волге. Июль 1918».
(3) РГВА. Ф.1. Оп.3. Д.83. Л.353.
(4)Исповедь приговорённого. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1990.