Найти в Дзене
Советская авиация

ЯК-18ПМ: ЗАБЫТЫЙ ЧЕМПИОН

Прошлая моя статья была посвящена самолёту Як-18П. Сегодня я расскажу о его улучшенной модификации, созданной в 1965 году. От базовой версии Як-18ПМ отличался новым двигателем АИ-14РФ мощностью 300 л.с. вместо АИ-14Р в 260 л.с. кабина была сдвинута назад, чтобы лётчик мог видеть крыло на фоне горизонта и землю за задней кромкой крыла. Пять Як-18ПМ были переделаны из серийных Як-18П, ещё 25 построено на заводе в Арсеньеве с нуля. Вот и всё серийное производство.

Подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров!

В 1966 году на IV чемпионате мира в Москве советские спортсмены на Як-18ПМ с большим отрывом опередили своих соперников.

В дальнейшем эти самолёты интенсивно эксплуатировались в аэроклубах в течение десяти лет. На базе Як-18ПМ был выпущен самолёт Як-18ПС с хвостовым колесом и предельно сокращенным оборудованием.

Chris England
Chris England

А теперь перейдём к рассказу о судьбе первого серийного самолёта Як-18ПМ, который был выпущен в 1970 году на авиазаводе № 116 в Арсеньеве Приморского края с зав.н. 700112. Первый полёт на нём выполнил 11 апреля заводской летчик-испытатель А.А. Сергеев. 28 апреля самолёт принят для эксплуатации в Центральном аэроклубе им. Чкалова на Тушинском аэродроме, где получил б/н «10 жёлтый». В 1970 году самолёт принимал участие в спартакиаде народов СССР. Этот самолет пилотировали такие известные спортсмены-летчики как: абсолютные чемпионы мира В. Голдобина, И. Егоров, Л. Леонова, В. Лецко, Л. Морохова, А. Пименов, дважды Герой Советского Союза С. Савицкая, чемпионы СССР Л. Гасюк (Егорова), З. Лизунова, Л. Мочалина, а также лётчик-испытатель А. Синицын.

Фото: Николай Якубович
Фото: Николай Якубович

Этот Як-18ПМ прослужил недолго и уже 2 июля 1973 года совершил последний перелёт из Тушино в Монино, став экспонатом музея ВВС. К этому времени налетал 292 час 58 минут и совершил 1224 посадки. Первое время самолёт размещался в ангаре № 8 рядом с Ту-2 и «Турболётом».

Фото: брошюра о музее 1981 года
Фото: брошюра о музее 1981 года

В 1990-е годы Як-18ПМ находился в экспозиции ангара № 7 «Учебные и спортивные самолёты».

Фото: журнал «Авиация и Время» № 5 за 2009 год
Фото: журнал «Авиация и Время» № 5 за 2009 год

С приходом нового тысячелетия ангар был признан аварийным и доступ посетителей в него был запрещён. Самолёт могли видеть только сотрудники музея, волонтёры или их гости.

Самолёт тихо угасал в пыли старинного разрушающегося ангара, пока в сентябре 2010 года волонтёры не выкатили его на улицу чтобы помыть.

Затем самолёт снова отправился на хранение.

Фото: Евгений Сологубов
Фото: Евгений Сологубов

В 2012 году в музее началась масштабная работа по подготовке к празднованию столетия ВВС. На спонсорские средства «Рособоронэкспорта» бригада маляров ЛИиДБ ОКБ им. А.С. Яковлева покрасила почти все самолёты и вертолёты, хранившиеся в ангаре.

После этого волонтёры выкатили самолёт для участия во временной выставке учебных и спортивных самолётов.

Волонтёр Олег Халявин руководит процессом установки.

Як-18ПМ на всё лето был выставлен на всеобщее обозрение на открытой площадке музея. С приходом осени самолёт снова был упрятан в ангар.

Когда летом 2014 года несколько учебных самолётов ОКБ Яковлева снова выставлялись на открытой стоянке, Як-18ПМ среди них не было — он остался в ангаре, накрытый плёнкой для защиты от «бомбардировки» живших в ангаре галок.

-14

С тех пор Як-18ПМ не покидал пределы ангара, дожидаясь своего часа.

В этом году запланировано вновь открыть в ангаре № 7 экспозицию учебных и спортивных самолётов, поэтому любой снова сможет полюбоваться самолётом-чемпионом.

А я покажу вам то, что посетители музея, скорее всего, не увидят даже после открытия ангара № 7 — кабину Як-18ПМ.

-16

На приборной доске указатели расположены в три ряда. К сожалению, часть приборов отсутствует, а часть заменена нештатными указателями.

-17

С левой стороны от панели имеются несколько кнопок, сигнальных ламп и рычаг выпуска шасси.

-18

На левом борту — рукоятка управления триммером руля высоты.

-19

Ниже РУД и рукоятка крана пневмосистемы.

-20

Вид фюзеляжа вперёд по полёту. Посередине внизу видна ниша, в которую убирается колесо передней ноги шасси. Видно, что проводка из самолёта полностью удалена. Остались только пластиковые хомуты, к которым крепились жгуты проводов.

-21

Пространство под фонарём позади кресла лётчика.

-22

Хвостовая часть фюзеляжа изнутри. Як-18ПМ имел ферменный фюзеляж, сваренный из стальных труб, в хвостовой части обшитый полотном.

-23

Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:

История экспонатов музея ВВС в Монино | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!