Найти в Дзене

Как преодолеть писательский блок-2. Художественная литература

К предыдущей публикации про писательский блок я получила комментарий: Статья про нехудожку больше, мне показалось. А как обстоит дело с писательским блоком, если речь идет о художке? Начну с того, что инструменты, предложенные мной в предыдущей статье, пригодны для всех типов литературы, и художественная – не исключение. Пожалуйста, не игнорируйте их, а сегодня – в качестве дополнения – я дам еще несколько рекомендаций, которые помогут подстегнуть творческий процесс. Очень простой и эффективный, применим для самых разных сфер, и я уже неоднократно упоминала его в своем блоге. 👉Двигайтесь по руслу произведения, задавая себе простые вопросы. Не пытайтесь заглянуть за горизонт и объять необъятное: обратите всё свое внимание на элементы, которые находятся в зоне ближайшей видимости. Например: … т.п. «Что, куда, зачем, как, почему, для чего» касательно всего, что находится на уровне вытянутой руки – ваши первейшие помощники. Редкий писатель садится за стол с собранным пазлом повествования.
Оглавление

К предыдущей публикации про писательский блок я получила комментарий:

Статья про нехудожку больше, мне показалось. А как обстоит дело с писательским блоком, если речь идет о художке?

Начну с того, что инструменты, предложенные мной в предыдущей статье, пригодны для всех типов литературы, и художественная – не исключение. Пожалуйста, не игнорируйте их, а сегодня – в качестве дополнения – я дам еще несколько рекомендаций, которые помогут подстегнуть творческий процесс.

Метод простых вопросов

Очень простой и эффективный, применим для самых разных сфер, и я уже неоднократно упоминала его в своем блоге.

👉Двигайтесь по руслу произведения, задавая себе простые вопросы. Не пытайтесь заглянуть за горизонт и объять необъятное: обратите всё свое внимание на элементы, которые находятся в зоне ближайшей видимости.

Например:

  • Почему герой оказался здесь?
  • Куда он направляется?
  • Что им движет?
  • Что он видит?
  • Кто его ждет?

… т.п.

«Что, куда, зачем, как, почему, для чего» касательно всего, что находится на уровне вытянутой руки – ваши первейшие помощники.

Редкий писатель садится за стол с собранным пазлом повествования. Чаще всего у него в руках всего лишь пара кусочков, а пазл целиком собирается по ходу работы. И помогают в этом простые вопросы самому себе.

Подробно про эту технику я рассказывала здесь, обязательно загляните:

Меняйте обстановку

Если вдохновение посещает вас нечасто, и при этом вы пытаетесь работать в одном и том же месте, то рано или поздно мозг совершенно обленится. Поэтому попробуйте периодически менять обстановку, в которой пишете: начиная с разных помещений собственной квартиры и заканчивая парками, кофейнями, поездами. Новые стимулы и впечатления попросту вынудят ваш мозг активнее работать.

-2

Попробуйте креативные техники

Сразу отмечу, что они требуют некоторой наработки – чтобы мозг понял, что от него требуется, и быстрее включался в работу. С первого раза можно не получить нужный эффект, но если вы проявите терпение и натренируетесь, вам не будет равных.

Цепочка ассоциаций

Если вы застряли на каком-то моменте, возьмите в руки любую книгу, откройте ее на рандомной странице и наугад ткните карандашом в любое слово.

Подумайте, как это слово может быть связано с вашим повествованием, постройте цепочку ассоциаций (какими несуразными они бы не казались) – и вполне вероятно, одна из мыслей попадет в цель и потянет за собой ряд других.

Вхождение в образ

У вас наверняка есть любимый писатель как образец для подражания. Попробуйте на время стать им, вжиться в его образ и даже думать, как он.

Для этого создайте перед собой максимально четкий визуальный образ желаемого человека, который находится на пике вдохновения, а потом буквально войдите в него.

После того, как вы «вошли» в образ – отпустите себя и прислушайтесь к собственному телу: как оно хочет дышать, двигаться, говорить? Разрешите своему телу делать все, что оно сочтет нужным. После этого садитесь за стол и приступайте к работе. По завершению работы не забудьте из образа выйти.

5 идей

Каждый день, желательно примерно в одно и то же время, записывайте в тетрадь или файл 5 идей, касающихся вашего повествования. Поначалу вам может быть трудно что-то придумать – но это ненадолго: с каждым новым днем идеи будут приходить быстрее и становиться все более любопытными по содержанию.

Банк идей

Коллекционируйте хорошие идеи из самых разных источников: книг, фильмов, рекламы и т.п. Распечатывайте их и складывайте в особую коробку. В моменты затора вытаскивайте наугад 1-2 идеи и ищите в них свое вдохновение.

Отвлекитесь на бытовые дела

Кардинальная смена деятельности отлично перезагружает мозг, поэтому чередуйте периоды писательской деятельности с тривиальными бытовыми делами, не требующими интеллектуальных усилий. Если таковых нет, прогуляться или принять душ – тоже вариант. Как и почему это работает - можно прочитать здесь:

Надеюсь, было полезно!

***

Как принять участие в рубрике "Вопрос-ответ"?

👉Прислать вопрос для разбора в рамках блога можно на мою почту (указана в профиле).

👉Если же вы хотите сохранить анонимность даже для меня, можно воспользоваться сервисом анонимных вопросов. Для этого нужно перейти в мой тг-канал – ссылка в профиле, открыть закрепленное сообщение вверху страницы и перейти по ссылке в бот.

***

Подпишитесь на мой канал, если хотите узнать больше о личной эффективности и инструментах саморазвития.