Вот такой интересный запрос поступил от подписчика.
Рассказываю!
В первую очередь нужно понять, что именно скрывается за вашим писательским блоком. Например, это может быть:
№1 - Страх чистого листа,
когда открываешь вордовский файл и не знаешь с чего начать.
Пожалуй, это самое простое, потому что для того, чтобы побороть страх чистого листа, достаточно превратить его в черновик. И в первую очередь рекомендую начинать с вопроса, который звучит так:
✅ «О чем я хочу рассказать? Какую идею/мысль я хочу донести?»
Будет лучше, если ответ вы дадите в письменном виде.
✅ Накидайте примерную структуру текста – в дальнейшем это поможет вам «съесть слона по кусочкам», запишите основные мысли. Выгружайте из головы все, что имеет отношение к вашему документу. Не задумывайтесь над формулировками – пишите, как пишется.
✅ Если берете за основу какие-то материалы – скопируйте их прямо в черновик, чтобы они были у вас перед глазами.
✅ Не стесняйтесь обращаться к ИИ – например, GPT или GigaChat (он есть в телеграм). Да, они пишут криво, косо и водянисто, но вполне могут натолкнуть на любопытные мысли, за которые вы сможете ухватиться. Отправляйте запрос и копируйте ответ в свой файл – и пусть даже впоследствии вы не оставите от этого ответа камня на камне. Это всего лишь наработка, чья задача – заполнить чистый лист и потянуть за собой идеи.
«Почти любой хороший текст вырастает из невнятного черновика» (с) Энн Ламотт
Пользоваться ИИ не стыдно и не позорно даже профессионалам писательского ремесла. Всем бывают нужны зацепки, которые запустят творческий процесс. И если раньше мы бы отправлялись в самостоятельный серфинг по интернетам или страницам книг, то сейчас ИИ делает это для нас, причем намного быстрее.
№2 - Нехватка знаний
Идеи и мысли редко возникают на пустом месте. Обычно все новое и гениальное – это либо хорошо забытое старое, либо качественная переработка и переосмысление пресловутого старого. Поэтому лучшие дизайнеры отличаются насмотренностью, а писатели, соответственно, начитанностью.
Мы не сможем сказать ничего вразумительного, если нам буквально нечего сказать.
👉Как поступает копирайтер, которому нужно написать статью на тему, в которой он ничего не смыслит?
Он идет в интернет, находит 3-5 заслуживающих доверия ресурсов, копипастит информацию оттуда в свой черновик и занимается ее переработкой:
- изучает и по ходу дела удаляет лишнее
- накидывает структуру
- рерайтит то, что осталось.
Писатель, который, допустим, популяризирует науку, поступает примерно так же, только изучение вопроса у него идет на более глубоком уровне и ресурсов он охватывает в разы больше. Но суть остается прежней: сперва знание – затем продукт.
✅ Если вы застряли на каком-то этапе, полезно задать себе вопрос: «А какой шаг этому предшествует?» – и чутко прислушаться к своему внутреннему голосу. Может оказаться, что вы пропустили какой-то важный этап по сбору или анализу информации.
№3 - Вторичные выгоды
С этой первопричиной редко сталкиваются те, кто пишет тексты на заказ или от случая к случаю. Чаще она всплывает у тех, кто ведет блоги, садится за написание книг или каких-нибудь пособий для последующей продажи.
Условная книга, которую вы напишете, может повлечь за собой массу выгод. Однако и ваше бездействие имеет свои выгоды – правда, они не всегда очевидны.
Для того, чтобы их найти, полезно поискать ответ на вопрос:
✅ Что хорошего случится (с чем я не столкнусь, чего мне не придется делать), если я эту книгу (гайд, пособие) не напишу?
Может оказаться, что в случае ненаписания условной книги вам не придется делать целый ворох утомительной работы: искать издательство, продумывать аннотации и синапсисы, выслушивать критику, заниматься коррекцией и доработкой, если издательство того потребует. Сколько работы сразу свалится с ваших плеч, ну чем не красота?:)
Если мы говорим о пособиях и гайдах, то в случае их ненаписания с ваших плеч может свалиться создание площадки для продажи (сайта или паблика), закупка рекламы, подключение системы автоматизированных продаж, регистрация в налоговой службе и многое, многое другое.
Изначально нам выгоднее не сталкиваться со всей этой морокой и стрессом, который она влечет (особенно если для нас всё это впервые), поэтому мы сами неосознанно тормозим творческий процесс.
Важно осознать свои вторичные выгоды, препарировать каждую и убедить свой мозг, что в условной работе с издательством или закупке рекламы нет ничего страшного и сложного.
✅ Помимо этого, если и хочется, и колется – полезно спросить себя:
Мне будет лучше или хуже, если я эту книгу (гайд, пособие) не напишу?
Обычно потенциальные возможности всё же перевешивают потенциальные неудобства – которые, к тому же, кажутся таковыми только поначалу.
И напоследок еще несколько рекомендаций:
🟢 Начинайте с написания самых легких и приятных элементов. Никто не заставляет вас работать над текстом последовательно: вы можете начать с середины или конца, или даже просто с оформления документа.
🟢 Если ваша голова забита задачами и проблемами, идеям и вдохновению будет очень затруднительно сквозь них пробиться, поэтому не держите в голове лишнего. Выгружайте на внешний носитель (в тетрадь или файл) всё, что можно выгрузить.
🟢 Садитесь писать в свой биологический прайм-тайм – это период дня, когда у нас больше всего энергии. Вычислить его несложно, подробнее об этом я рассказывала здесь:
А лучше всего не только совместить писательскую деятельность с прайм-таймом, но и выделить под нее четкий временной промежуток: так вы приучите свой мозг мобилизировать ресурсы и включаться в работу в определенное время.
«Я пишу, когда приходит вдохновение. К счастью, вдохновение приходит каждый день в девять утра» (с) Уильям Фолкнер
🟢 Пишите по методу помидора – для писателей он просто идеален. Подробнее о методе рассказано здесь, очень рекомендую:
🟢 Устраните раздражители, потому что они буквально пожирают наше внимание и энергию, аккумулируют стресс. Если сложно абстрагироваться от шумов с улицы или жизнедеятельности соседей, используйте наушники или беруши.
🟢 Очень рекомендую перед любой интеллектуальной работой проводить разминку для мозга. Даже если вы не захотите ввести в постоянную практику упражнения и лайфхаки, которые я описывала здесь, оставьте хотя бы один: стакан воды.
🟢 Шедевры зарождаются в момент заточки карандашей, поэтому подготовьте место и создайте нужную атмосферу. Наведите порядок, уберите с рабочего стола лишнее, соберите под рукой необходимое, заварите ароматный чай.
И напоследок совет от классика:
Н.В. Гоголь на жалобы своего коллеги В.А. Соллогуба «не пишется» отвечал:
«А вы все-таки пишите… возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: «Мне сегодня что-то не пишется». Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки, Владимир Александрович!»
Так как запрос про писательский блок прозвучал в общих чертах, я постаралась дать ответ, применимый для самых разных ситуаций. Если же вы хотите получить «точечный» ответ, постарайтесь сформулировать свой вопрос максимально конкретно и детально. Например:
«Завел(а) блог, потому что давно хотел(а), но писать посты очень тяжело. Нет идей и вдохновения»
и т.п.
👉Прислать вопрос для разбора в рамках блога можно на мою почту (указана в профиле).
👉Если же вы хотите сохранить анонимность даже для меня, можно воспользоваться сервисом анонимных вопросов. Для этого нужно перейти в мой тг-канал – ссылка в профиле, открыть закрепленное сообщение вверху страницы и перейти по ссылке в бот.
***
Подпишитесь на мой канал, если хотите узнать больше о личной эффективности и инструментах саморазвития.