На днях была по делам во Всероссийском музее декоративного искусства, в связи с чем не могла не зайти в «Галерею советского фарфора», представляющую собой постоянную экспозицию.
Заметку сопровождаю цитатами из официального текста музея (https://damuseum.ru).
1920 – 1930-е годы – период наиболее активных творческих поисков профессиональных художников-фарфористов послереволюционного времени и зарождения новых художественных идей в прикладном искусстве.
Наряду с общеизвестными, ставшими хрестоматийными произведениями художников Государственного фарфорового завода (бывший Императорский, с 1924 года – Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова), таких как: С. В. Чехонин, Н. Я. Данько, А. В. Щекатихина-Потоцкая, М. М. Адамович, Р. Ф. Вильде, З. В. Кобылецкая и многие другие, в коллекции находятся редкие работы, многие из которых не представлены в собраниях других музеев.
Например, большое декоративное блюдо «1-е мая» с росписью по рисунку З. В. Кобылецкой, овальное блюдо «Жница», исполненное по эскизу художницы М. И. Ивашинцевой и тарелки А.А. Громова, расписанные «на смерть Ленина».
К уникальным предметам относится полный сервиз на две персоны с росписью художницы М. В. Лебедевой «Изгнание из рая», в других музейных и частных собраниях присутствуют только отдельные предметы из этого сервиза.
Собрание художественного фарфора первых послереволюционных десятилетий не ограничивается только произведениями Государственного фарфорового завода (в последствии Ленинградский).
В нем представлены изделия Дулёвского, Дмитровского фарфоровых заводов, а также группа предприятий, входивших в «Новгубфарфор» (до революции – в Товарищество М. С.Кузнецова) и ярко проявивших себя в 1920-е годы таких заводов как: «Пролетарий», «Красный фарфорист» и «Коминтерн». Творческая деятельность художников, работавших на Ленинградском, Дулевском и Дмитровскоом фарфоровых заводах, особенно активизировалась, когда в 1930-х годах на них были созданы художественные лаборатории во главе с талантливыми художниками Н. М. Суетиным, П. В. Леоновым и Е. П. Смирновым.
Ценной частью музейного собрания агитационного и декоративного художественного фарфора 1920 – 1930-х годов являются поступившие в 1980-е годы в музей частные коллекции известных артистов Л. О. Утесова, М. В. Мироновой и А. С. Менакера.
В период конца 1930 – 1950-х годов усилилась идеологическая направленность в художественном оформлении предметов декоративного искусства.
В коллекции представлены предметы с советской символикой и сюжетами о трудовых достижениях советского народа, а также темой войны, ВДНХ, литературными и театральными героями.
Ярко дух этой эпохи отражают торжественные вазы.
Подмосковный Дулёвский фарфоровый завод был известен яркими расписными чашками и чайниками, как на картинах русского художника Б.Кустодиева.
В 1930-е годы главным художником завода становится Пётр Леонов, человек неукротимой энергии и темперамента. Он был одержим идеей создания нового национального фарфора.
В эти же годы на Дулёвском фарфоровом заводе работает один из самых значительных скульпторов-анималистов XX века Алексей Сотников. Он был невероятно популярен в своё время, и сегодня сотниковский сокол является торговой маркой Дулёва.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Искусствовед, художник куратор выставок.