Найти в Дзене
МХТ имени А.П. Чехова

Вячеслав Невинный. Абсолютный слух

Сегодня 90 лет со дня рождения народного артиста СССР Вячеслава Михайловича Невинного (1934 – 2009). Актера огромного дарования, горячо любимого всей страной, которого мы продолжаем любить и сегодня, чьи роли в театре и кино хорошо помним.

Вячеслав Михайлович Невинный
Вячеслав Михайлович Невинный

Как удивительно проявляется призвание – почему мальчик из Тулы, из простой семьи, с ранних лет мечтал стать актером?

Лучше всего рассказал об этом он сам.

«Сколько себя осознаю, всегда что-то играл, представлял – и дошкольником, и в школе. Откуда это взялось? Семья вовсе не театральная. Тульские мы: отец, Михаил Яковлевич, был главным механиком оружейного завода, мама, Лидия Федоровна, на железной дороге долго трудилась. А я, видите, “отбился от рук”. С четвертого класса – в драмкружке Тульского Дворца пионеров (пожалуйста, напишите фамилию руководителя: Дмитриев Анатолий Иванович, чудесный человек).
После десятилетки поехал в Москву поступать во ВГИК. Не приняли. Руководитель курса, кстати, маститый мхатовец – Владимир Вячеславович Белокуров, сказал как бы в утешение: “Твое дело не кино, а театр”. Так-то… Вернулся в Тулу – и вступил в труппу ТЮЗа. Попросился, прослушали и взяли. Много играл в этом театре, но мыслей об учебе в столице не оставлял. И на следующий год поехал по второму заходу. Сдавал в Школу-студию МХАТ: давно к Художественному театру тяготел. Между прочим, когда уже зачислили, ко мне подошел Владимир Вячеславович Белокуров: “А я что тебе говорил? Твое дело – театр!” Потом мы вместе играли в “Ревизоре”: он – Городничего, я – Хлестакова…»
В роли Косме в дипломном спектакле "Дама-невидимка", Школа-студия МХАТ, 1959 г.
В роли Косме в дипломном спектакле "Дама-невидимка", Школа-студия МХАТ, 1959 г.

Курсом, на который он поступил, руководил Виктор Станицын. В этой мастерской также учились Алла Покровская и Альберт Филозов, Татьяна Лаврова и Владимир Кашпур, Александр Лазарев и Евгений Лазарев, Анатолий Ромашин и Наталия Журавлева. Школа-студия – институт камерный и студенты ощущали себя немного лицеистами, избранными. Существовали дружно, весело, с подлинным вниманием друг к другу и в итоге стали настоящим актерским ансамблем, пусть и студенческим. Невинный вспоминал: «У нас были очень простодушные отношения, лишенные всяческого премьерства или зависти. Если считалось, что у кого-то было успешное исполнение ролей, – радовались за товарища».

В роли Пастуха в спектакле "Зимняя сказка", МХАТ ,1959 г.
В роли Пастуха в спектакле "Зимняя сказка", МХАТ ,1959 г.

В труппу МХАТа он был принят в 1959 году, по окончании Школы-студии. Конечно, шуточки над необычной фамилией начались сразу. Когда Невинного представляли труппе и Станицын торжественно произнес: «Вячеслав Михайлович Невинный», – тут же раздался хорошо поставленный бас записного остряка Бориса Ливанова: «Вячеслав Михайлович? Невинный! А Лазарь Моисеевич?» В памяти собравшихся было еще свежо дело антипартийной группы Маленкова-Кагановича-Молотова-Шепилова, которые в 1957 году пытались свергнуть с поста главы государства Никиту Хрущева, и Ливанов имел в виду Кагановича. С тех пор шутки над фамилией Невинного звучали во многих мхатовских капустниках.

В роли Офицера в спектакле "Анна Каренина", конец 1950-х годов
В роли Офицера в спектакле "Анна Каренина", конец 1950-х годов

Среди его ранних ролей во МХАТе особенно выделялись Продавец воздушных шаров в «Трех толстяках», Вит в спектакле «Дом, где мы родились». Когда говорят, что у Невинного был абсолютный слух, в это верится безусловно. Потому что, судя по воспоминаниям, внутренняя музыкальность, какая-то органическая точность интонаций стали отличительными свойствами его ролей уже с первых шагов в театре.

А как он играл уже упомянутого Хлестакова в «Ревизоре», выходя на сцену вместе со мхатовскими корифеями!

Интересно писал об этом герое Невинного актер, педагог, мастер художественного слова Павел Любимцев:

«В его исполнении Хлестаков был прежде всего – артист, причем его артистизм был вкусно-простодушен, трогателен и наивен. Именно артистической одаренностью героя объяснил невероятную интригу великой комедии Невинный… Нереализованная потребность игры – вот что составляло главный мотив поведения Хлестакова, вот что было его сквозным действием».
В роли Продавца воздушных шаров, "Три толстяка", 1961 г.
В роли Продавца воздушных шаров, "Три толстяка", 1961 г.

Роль Хлестакова в спектакле Михаила Кедрова Невинный сыграл в 1967 году, но Гоголь его сопровождал и дальше. Это вообще был «его» автор – неслучайно Невинный встретился с ним еще в тульском драмкружке, когда подростком играл Чичикова на вечере, посвященном столетию со дня смерти Гоголя. Чичиковым он снова стал на мхатовской сцене в 70-е, а уже в 90-е в «Женитьбе» Романа Козака выходил в роли Яичницы.

В роли Хлестакова в спектакле "Ревизор", 1967 г.
В роли Хлестакова в спектакле "Ревизор", 1967 г.

Играл в «Женитьбе» невероятно: одновременно сочно и тонко – так, как только он один и умел. Замечательный актер Виктор Гвоздицкий, бывший в том спектакле Подколесиным, вспоминал, что Невинный сам себе придумал грим: «Жестокий человек. Огромный. Жилет с цепью. Кулак ''с ведро величиной''». И как Вячеслав Михайлович рассказывал ему про три разных способа чихания Яичницы: «Можно сказать ''ящик'' – и на сильном ''ящ'' – чихнуть! Можно сказать ''хрящик'' и на ''хря'' чихнуть, а можно сказать ''спички'' и на сильном ''чки'' – чихнуть».

Да что чихание! Александр Калягин (в том спектакле – Кочкарев) иногда так засматривался на Невинного в этой роли, что говорил: «Ну ты посмотри, что делает… Что хочет!»

В роли Чичикова в спектакле "Мертвые души", 1973 г.
В роли Чичикова в спектакле "Мертвые души", 1973 г.

Тот же Александр Калягин за двадцать лет до появления Яичницы играл с Невинным во мхатовском хите «Старый Новый год» по пьесе Михаила Рощина. Калягин был Полуорловым, интеллигентом, призывающим отказаться от комфорта и «вернуться к истокам», а Невинный – Себейкиным, человеком, наоборот, только недавно оторвавшимся от этих самых «истоков». Калягин вспоминал, что зал отзывался на каждое слово Невинного так восторженно и чутко, что партнерам было совершенно ясно: переиграть Вячеслава Михайловича попросту невозможно. Но это их вовсе не угнетало, а вызывало восхищение.

«Работа Славы в роли Себейкина – шедевр. Вячеслав Невинный сумел в своем герое сыграть целый класс людей, которые вышли из пролетариата, еще одной ногой они там, но рвутся своим мещанским существом к другому слою общества. Они получили блага, но не знают, как ими пользоваться. Он владел самым сложным для артиста приемом – не выбиваясь из роли, акцентрированно сыграть фразу, дать ей объем, вкус», – рассказывал Калягин.
В роли Себейкина в спектакле "Старый Новый год", 1973 г.
В роли Себейкина в спектакле "Старый Новый год", 1973 г.

А потом оказалось, что не только Гоголь, но и Чехов «его» автор. Чеховские роли Невинного были тонкими, объемными, к фирменной яркости красок в них добавлялась печаль, скрытый, но безошибочно ощущаемый лиризм. Критики вспоминали, как привставал с кресла его Сорин в последнем действии «Чайки», заслышав голос своей любимицы Нины; Виктор Гвоздицкий описывал, как в «Трех сестрах» невольно безжалостен был Чебутыкин Невинного к Тузенбаху, потому что хотел уберечь от несчастливой женской судьбы обожаемую им Ирину.

В роли Сорина с Михаилом Ефремовым - Треплевым, "Чайка", 1992 г.
В роли Сорина с Михаилом Ефремовым - Треплевым, "Чайка", 1992 г.

Вячеслава Михайловича часто спрашивали журналисты, каково это – когда вся семья служит в Художественном театре? Не устают ли он, его жена, блестящая мхатовская актриса Нина Ивановна Гуляева, их сын, актер Вячеслав Невинный-младший – от бесконечного и неизбежного обсуждения дома «производственных» вопросов?

«Существуем в настоящей творческой атмосфере!» – отвечал он.

Иногда они выходили в спектакле всей семьей. Так случилось, например, в постановке Николая Шейко «Блаженный остров» по пьесе Миколы Кулиша. Вячеслав Михайлович играл в нем Гуску, отца семерых дочерей, и это была еще одна роль, когда публика и смеялась, и плакала.

В роли Справедливого сапожника, "Кабала святош", 1988 г.
В роли Справедливого сапожника, "Кабала святош", 1988 г.

Вячеслав Невинный был подлинно народным артистом, чье искусство проникало в души всех без исключения. Для него самого эта демократичность искусства была принципиально важна.

«Зрителю нравится или не нравится. Это закон. Когда человек выходит из театра и говорит: “Может быть, я не понимаю, но…” А должно быть всем все понятно. Академику и дворнику. Такую тонкость, как метания Гамлета, он может не понять, но почувствует: что-то не так.
Артист, в особенности театральный, – это сегодня, здесь, сейчас, в данную секунду. Если мы с вами по разные стороны рампы, но между нами возникает искра, дуга электрическая, ради одной такой секунды стоит жить.. Очень люблю свой призыв: “Сегодня я играю словно в первый или в последний раз”. Представляете, с каким настроением выхожу на сцену? Происходит какой-то эмоциональный момент, ты чувствуешь: этого больше не будет, а должно быть смешно-смешно, просто помереть можно. Тем лучше, если у тебя прощание, некая горечь в душе.
У нас в театре есть такая расхожая фраза: "Нет маленьких ролей, есть большие актеры". Если хотите знать, с точки зрения технологии маленькую роль играть сложнее во столько раз, во сколько она меньше большой. Есть такое соревнование: стоит человек с двустволкой и палит влет по летящим тарелочкам. Вот так и нужно играть маленькую роль».
В роли Фамусова в спектакле "Горе от ума", 1992 г.
В роли Фамусова в спектакле "Горе от ума", 1992 г.

Дорогие подписчики! Хотим также упомянуть, что в Доме-музее К.С. Станиславского Музея МХАТ до 15 декабря открыта выставка «Планета "Вячеслав Невинный"». Приходите!

Фото из фондов Музея МХАТ

Генеральный спонсор театра Банк ВТБ

Также будет интересно:

Павел Массальский. Душевный свет

Бескомпромиссный Олег Борисов

Аккумулятор жизнелюбия