Начало здесь.
Едва закончив работу над записью саундтрека к кинофильму «Mickey One», Стен Гетц со своим квартетом улетает в Ньюпорт для очередного выступления на знаменитом джазовом фестивале, в котором он участвовал практически ежегодно. На этот раз его квартет должен был выступить в заключительный день фестиваля, 4-го июля 1965-го года во время вечернего концерта. Однако по просьбе Гэри Бёртона, Стен Гетц договорился с устроителем фестиваля Джорджем Уэйном о включении их выступления в дневной концерт, о чём Стен Гетц с присущим ему юмором расскажет зрителям во время выступления (см. далее).
Stan Getz Quartet Live at the Newport Jazz Festival, Newport, July 4, 1965.
Setlist:
01. Band Into by MC Fred Grady
02. Con Alma
03. song introduction
04. Tonight I Shall Sleep
05. Chega de Saudade
06. Apple Tree
07. Waltz For a Lovely Wife
08. song introduction
09. song introduction
10. Quem Quiser Encontrar O Amor
11. Lugar Bonito
12. Aruanda
13. Outro by George Wein
Квартет вышел на сцену в следующем составе:
Stan Getz - tenor sax
Gary Burton - vibraphone
Steve Swallow - bass
Joe Hunt - drums
Как видим, место Джина Черико за контрабасом занял Стив Своллоу, в то время ещё только начинавший свою яркую карьеру. В конце сета к партнёрам Стена Гетца присоединяется Карлос Лира (port. Carlos Eduardo Lyra Barbosa), бразильский композитор, гитарист и певец, наиболее известный как автор музыкальных произведений в жанре босса-новы.
Стен Гетц с партнёрами начинает сет с мрачноватого номера Диззи Гиллеспи «Con Alma», в котором барабанщик Джо Хант играет в афро-кубинском стиле, зажигательно свингуя в ритме 6/8. Звук тенор саксофона Стена Гетца в этом часто исполняемом произведении Диззи Гиллеспи, как обычно, искрится солнечными бликами и плывёт над фестивальным пространством. Мелодия становится ещё лучше благодаря 22-летнему виртуозу-вибрафонисту Гэри Бёртону с его мерцающими звуками невероятной лёгкости и чистоты .
Далее следует редко исполняемая баллада Дюка Эллингтона«Tonight I Shall Sleep (With a Smile on My Face)». Гетц проникновенно исполняет это пронзительное, слегка меланхоличное произведение, «поёт» своим тенором в сопровождении блестящих аккордов Гэри Бёртона, лаконичных, фундаментальных басовых партий Своллоу и чувственной игры Ханта. Когда в середине композиции темп набирает обороты, Хант переключается на палочки и создаёт на ударной установке волну интерактивной энергии, аккомпанируя мощному соло Гетца. Затем от Эллингтона, квартет переходит к манящей самбе Жобима «Chega de Saudade» (часто переводится как «Больше никакого блюза»). Трогательная мелодия мгновенно находит отклик у восхищённой публики в Ньюпорте (на самом деле, эта мелодия Винисиуса ди Мораэса и Антониу Карлоса Жобима, которая помогла зародиться направлению босса-нова, появилась на самом продаваемом альбоме Гетца 1962 года «Big Band Bossa Nova» и впоследствии в середине 1960-х стала неотъемлемой частью творчества бразильских и американских исполнителей, захваченных страстью к босса-нове). Пение тенора Стена Гетца в этом культовом номере расслабленное и чувственное, а мерцающий звук Гэри Бёртона придаёт происходящему на сцене светящийся оттенок.
«Apple Tree» — нежная баллада, наполненная мерцающими вибрациями Гэри Бёртона. Здесь Стен Гетц играет в тёплых, выразительных тонах, напоминающих его главного вдохновителя тенор-саксофониста Лестера Янга. «Вальс для прекрасной жены» — композиция Фила Вудса, получившая нежную, причудливую обработку Стена Гетца и его команды. Соло Гэри Бёртона в этой жизнерадостно свингующей пьесе просто великолепно.
Представляя 22-летнего виртуоза-вибрафониста из своей группы, Стен Гетц, комментирующий как обычно свои выступления, говорит собравшимся этим воскресным днём зрителям: «На самом деле, он такой молодой… Изначально мы должны были работать здесь сегодня вечером, но из-за того, что Гэри пришлось бы пропустить «Лесси» и «Мистера Эда», Джордж Уэйн любезно согласился найти нам замену на сегодняшний вечер». А затем добавляет: «Замена только что приземлилась вон там», — указывая на вертолёт, на котором прилетел хедлайнер вечера Фрэнк Синатра, занявший место звезды заключительного фестивального вечера, предназначенное для Стена Гетца. То, как легко Стен Гетц отказался ради Гэри Бёртона от статусной роли звезды вечера, лучше всяких слов говорит о его равнодушие к славе и о его благородстве по отношению к своим партнёрам. И это того стоило, если оставить шутки в стороне и оценить мастерство Бёртона. Хотя бы его шикарное исполнение джазового стандарта «My Funny Valentine» без аккомпанемента, с гармонической утончённостью, потрясающе демонстрирующей его виртуозность. Два года спустя Гэри Бёртон вновь выступит на Ньюпортском джазовом фестивале 1967 года, возглавив собственную новаторскую группу.
Ближе к концу выступления Стен Гетц представляет плодовитого бразильского композитора и пионера босса-новы Карлоса Лиру, который развлечёт публику своими трогательными вокальными партиями на португальском языке и виртуозным аккомпанементом на гитаре с нейлоновыми струнами. Лира начинает с песни «Quem Quiser Encontrar O Amor», к которой с удовольствием присоединяются Стен Гетц и его группа. Он также исполняет без аккомпанемента свою пронзительную балладу «Lugar Bonito», прежде чем группа присоединяется к нему в зажигательной самбе «Aruanda», чтобы завершить выступление на высокой ноте.
Карлос Лира выступит с квартетом Стена Гетца ещё раз, через 2 недели после Ньюпорта, когда 18 июля группа даст концерт в Японии, в токийском зале Kosei Nenkin Kaikan в районе Синдзюку. В составе квартета вновь произошли изменения - ушёл Джо Хант и место барабанщика занял Ларри Банкервесьма разносторонний музыкант и мастер своего дела. Группа Стена Гетца в тот период, по словам очевидцев, находилась на пике своей формы.
Концерт в Токио примечателен тем, что на нём впервые прозвучало одновременное исполнение Стеном Гетцем двух пьес «Sweet Rain», и «Con Alma», в звучании которых можно услышать зачатки великолепных исполнений этих пьес, которые можно услышать на альбоме «Sweet Rain», изданный в марте 1967 года на лейбле Verve V6 8693 — Verve CD 815-054-2.
Треки, прозвучавшие на этом концерте были записаны, но никогда не издавались, за исключением пьесы «Waltz For A Lovely Wife», которая вошла в сборник «Stan Getz - Sweetie Pie» 1992 го года.
The Stan Getz Quartet Tokyo Concert
1. JUSTTRIENDS (John Klenner / Sam M. Lewis) 5:53
2. CHEGA DE SAUDADE (Vinicius de Mordes) 5:58
3. TONIGHT I SHALL SLEEP WITH A SMILE ON MY FACE (Duke Ellington / Irving Gordon)
4. WALTZ FOR A LOVELY WIFE (Phil Woods) 5:46
5. BLUES 7:51
6. WHEN THE WORLD WAS YOUNG (Philippe Gerard / Angele Vannier / Johnny Mercer) 6:04
7, ALL GOD'S CHILDREN GOT RHYTHM (Walter Jurmann / Gus Kahn) 6:18
8. LIKE SOMEONE IN LOVE (Jimmy Van Heusen / Johnny Burke) 7:07
9. CON ALMA (Dizzy Gillespie) 7:14
10. SWEET RAIN (Mike Gibbs) 7:07
11. GRANDFATHER'S WALTZ (Lasse Farnlof / Gene Lees) 4:52
12. QUEM QUISER ENCONTRAR O AMOR* (Carlos Lyra / Geraldo Vandre) 3:40
STAN GETZ tenor saxophone GARY BURTON vibraphone STEVE SWALLOW bass LARRY BUNKER drums
* CARLOS LYRA guitar & vocal
Recorded 18 July 1965, Kosei Nenkin Kaikan, Shinjuku District, Tokyo, Japan
Продолжение здесь