Найти в Дзене
От худшего к лучшему

50 самых дорогих фильмов каждого года (1975-2024): от худшего к лучшему ( 4 часть из 5)

Оглавление

1 часть:

2 часть:

3 часть:

Ну и про метод расстановки. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

20. Бэтмен возвращается (1992), (74+71+(82+68)/2)/3=73.33

В России разграничивать первые две части «Бэтмена» от Тима Бёртона как-то не принято — обе части имеют практически идентичную оценку. Но вот на западе сиквел с подзаголовком «Возвращается» уже не столь любим аудиторией.

Весьма известен тот факт, что продолжение вышло настолько мрачным и при этом дорогим, что рухнуло по сборам и принесло в разы меньше прибыли, а вкупе с оставляющими желать лучшего оценками это сподвигло студию отправить Бёртона, а после и Китона на мороз, положившись на талант Джоэла Шумахера. Но я же, будучи не диким фанатом Бэтмена, всегда любил сиквел Бёртона больше оригинала. Никогда не замечал эту «неимоверно возросшую мрачность» и не понимал, почему за фирменный стиль постановщика он вдруг подвергся критике. Несмотря на не самый радужный визуал, с технической стороны новый «Бэтмен» выглядел очень красиво, в разы превосходя в искусности оригинал.

К тому же, рождественская атмосфера тоже кино приукрасило, добавив ему много ламповых эпизодов. Относительно противостояния со злодеями всё уже спорно. В первом фильме был слишком харизматичный Джек Николсон, но у сиквела были Женщина-кошка, Пингвин и Кристофер Уокен. И «Возвращение» пыталось ни столько количеством затмить качество, сколько действительно эффектно связать в себе большое количество антагонистов. Обычно супергеройские фильмы разваливаются от перенасыщения злодеями, но с Бэтменом такого не случилось. Вместе с тем сюжетная линия самого Бэтмена из сиквела мне тоже понравилась больше.

Так что в целом «Бэтмен возвращается» — это весьма качественное комиксовое кино, которое, на мой взгляд, первого «Бэтмена» будет получше.

19. Звёздные войны: Последние джедаи (2017), (66+69+(91+84)/2)/3=74.16

-2

«Звёздные войны» на западе всё ещё пользовались огромным спросом как при выходе 7 эпизода, так и при выходе спин-оффа «Изгой-Один». И только лишь на 8 эпизоде и западный зритель тоже начал осознавать, что франшиза очень быстро приблизилась к званию посредственной. 8 часть всё ещё очень сильно хвалили критики, а касса перевалила за млрд, но зрителям кино не то чтобы понравилось, а по сборам просело оно на 700 млн долларов.

Я же никогда не пылал к франшизе особой любовью, но фильмы Лукаса мне нравились. Да и 7 эпизод я воспринял скорее хорошо, нежели плохо. Да и «Последние джедаи» на момент выхода не казались мне откровенным провалом. Картина имела за собой как минимум несколько интересных сюжетных линий.

Во-первых, сам Люк Скайуокер. Да, ужасно, что великий герой стал изгоем на закромах Галактики, но в целом-то арка казалась интересной. И каким-то странным образом она может понравиться. Если кто-то вдруг каким-то чудом не смотрел предыдущие эпизоды, а начал прямиком с 8 или 7, то Люк-затворник покажется интересным. Он не лишён юмора, острого языка, но при этом верен статусу умного и рассудительного джедая.

Во-вторых, метающийся из стороны в сторону Кайло ещё старался быть интересным и многогранным персонажем. Он то за добро, то через сцену за зло. Ещё Райан Джонсон добавил неплохую идею, что Рэй может быть обычной сиротой. Но более выделить что-то хорошее затруднительно.

Многие отмечали бессмысленность и бестолковость ветки Финна и Роуз. И я полностью разделяю мнение тех, кто считает, что от парочки впору было избавиться, поскольку это не только зря растягивает и без того немаленький хронометраж, но и откровенно раздражает. Эта линия, наверное, одна из самых раздражающих во всей франшизе. Да и сюжет истории в целом не то чтобы удался. Рэй весь фильм занимается своими делами, Сопротивление — своими.

И ещё, с оглядкой на дальнейшее развитие франшизы, 8 эпизод оказывается бесполезной и филлерной поделкой. «Последних джедаев» можно похвалить за в какой-то степени смелость, атмосферный и трогательный момент с Люком, уходящим в последний путь, но всё это работает, если рассматривать кино в отрыве от других эпизодов.

В целом «Последние джедаи» скорее стали для меня разочарованием, но, видимо, лучшей частью новой трилогии.

18. Империя солнца (1987), (79+77+(77+62)/2)/3=75.16

-3

«Империя солнца» продолжила оду более серьёзного кино Стивена Спилберга, начатую ещё на «Цветах лиловых полей». Также это первое кино от Спилберга, которое начинает его великую подборку военных фильмов. И обычно военное кино Спилберга критики носят на руках. В этот раз их приём был довольно прохладным.

Тоже не могу сказать, что это один из моих любимых проектов режиссёра. Однако с баллом КиноПоиска того же я вполне себе согласен. Возможно, есть небольшой недостаток в том, что кино получило рейтинг 6+. Главный герой — маленький мальчик, который вынужден как-то выживать в этом жестоком мире. Но его «выживание» будет сложным с моральной точки зрения, при этом на экране какой-то особенной жести вы не увидите.

Хотя для меня это больше плюс, а не минус. Практически все военные фильмы максимально жестокие, поэтому на что-то менее кровопролитное смотреть как-то проще. Плюс это удачно коррелируется с сюжетом «Империи солнца». Главный герой — маленький мальчик, которому ещё познавать и познавать этот мир. И мы смотрим на события через призму его восприятия — такого детского и безмятежного.

Да и сам сюжет не назовёшь вторичным. Главный герой из Англии, но при этом живёт в Китае. А на дворе Вторая мировая война, когда японцы начали своё вторжение. Тем самым повлияв и на судьбу семьи мальчика очень негативным образом. Юный Кристиан Бэйл блуждает в полном одиночестве по развалинам, а после его и вовсе жизнь отправляет в лагерь для военнопленных.

Поэтому кино довольно тяжёлое, но давит в первую очередь эмоционально, что мне кажется довольно уместным. Ну и работа совсем юного Кристиана Бэйла — это что-то с чем-то. Стивен Спилберг гениально работает с детьми, это также надо отметить.

На мой взгляд, из «Империи солнца» получился прекрасный военный фильм. Вряд ли один из лучших у Спилберга, но это не отменяет его качества, 8 из 10.

17. Бездна (1989), (78+75+(89+62)/2)/3=76.16

-4

Судя по рейтингу КиноПоиска, это самый неизвестный фильм Джеймса Кэмерона. К тому же, это ещё и единственная работа постановщика, провалившаяся в прокате. Относительно других работ режиссёра это и самое «кэмеровское» кино Кэмерона, и «некэмеровское».

Вспоминая работы Джеймса, в голову приходят либо великие драматические сцены, либо экшен-сцены, либо триллерные сцены. И если драма так или иначе встречается во всех работах, то вот совмещение всего было представлено именно что в «Бездне». Кино совмещает в себе как минимум пять жанров: триллер, фантастика, боевик, катастрофа и драма. Неудивительно, что такому хорошему режиссёру удалось совместить в себе всё.

Как катастрофа картина работает отлично. Станция глубоко под водой, где у рабочих есть угроза в виде чего-то неизвестного. Триллер в этом плане тоже блестящий. Режиссёру удалось грамотно выстроить драму и раскрытие персонажей, так что особо напряжённые моменты работали блестяще. И хотя фантастика здесь тоже присутствует, но акцент на ней делают в самом финале. Именно непонятное существо, которое бродило за главными героями, и будет с этим связано. Драма аналогично получилась хорошей. Катарсиса уровня «Терминаторов» или «Титаника» пусть и не случилось, но как минимум в сцене, так скажем, искусственного дыхания драма прям зашкаливала.

Главным минусом можно посчитать хронометраж в 3 ч, на протяжении которого не всегда всё интересно. Кино тоже очень крутое, но сейчас о нем мало кто вспоминает, лучше посмотреть этот фильм, оно того стоит, даже несмотря на огромный хронометраж.

16. Кинг-Конг (2005), (76+72+(84+81)/2)/3=76.83

-5

Поставил этот фильм Питер Джексон. Главным творением режиссёра после франшизы о Средиземье, несомненно, является «Кинг-Конг». До и после Питера Джексона историю Конга рассказывали приличное количество раз, и я считаю, что ни одной из них и близко не удалось достичь уровня его картины. Старые фильмы просто морально устарели, а новые, вроде «Конга: Остров черепа», были просто глупыми одноразовыми блокбастерами.

В «Конге» Джексона же и масштаб присутствует, и все актёры стараются, и даже идеями режиссёр фильм наполнил. Но главным образом Джексон смог показать великолепный новый мир, наполнив его множеством деталей, а также устроив героям действительно великолепное по нему приключение. Я вот ничего не могу с собой поделать, и фильмы вроде «Кинг-Конга» или какого-нибудь «Парка юрского периода» мне всегда очень нравятся. Персонажи-люди фильма интересные и харизматичные. Сценарий не только на отличном уровне, он наголову превосходит практически все современные кассовые хиты. Визуальная сторона ленты просто восхитительна. Все локации максимально красочные, красивые и масштабные. И хотя местами графика уже выглядит устаревшей, но всё равно кино выглядит гораздо лучше того же «Конга: Остров черепа» или «Годзиллы против Конга».

И в целом картина получилась просто великолепной, это действительно потрясающее приключенческое кино, в этот раз даже не хочется ворчать по поводу неоправданно большого хронометража.

15. Супермен (1978), (70+74+(93+82)/2)/3=77.16

-6

Всё-таки критики посчитали вклад первого «Супермена» слишком важным для кинематографа, так что далеко не лучшим образом сохранившийся проект доковылял в этом списке до 21 места. Действительно ли это заслуженно? Глядя на более культовые вещи пониже, я бы сказал, что однозначно нет.

Как я уже говорил, «Супермен» ценен прежде всего как прорыв кинематографа и все прочие претенциозные слова восхваления. В наше время проект смотрится слишком уж наивным и безынтересным. И дело даже не в устаревших спецэффектах (которые, к слову, сохранились для своего возраста максимально достойно), а в том, как кино подаёт своих историю и персонажей.

Сам не верю, что такое говорю, но гротескный и пафосный стиль Снайдера как нельзя лучше показывает весь вес Супермена и мира, в котором живёт этот герой. У Ричарда Доннера же главный плюс заключается в самом символе Супермена. Для США это максимально культовый персонаж и важная часть поп-культуры, так что образ Кристофера Рива небезосновательно считается культовым, своей улыбкой излучая сплошной позитив и сугубо положительные эмоции. И, может быть, в 70-х и 80-х это было вполне круто, но лично меня образ непогрешимого идеалиста без слабостей и недостатков откровенно не впечатляет. Неуязвимый и всесильный чувак на протяжении 2,5 часов всем доказывает, что он идеален, попутно вытворяя разное доброе и пушистое. В этом случае особенно умиляет Лекс Лютер, который, будучи обычным человеком, каким-то образом пытается что-то с Супсом поделать, хоть у него и получается откровенно нелепо. Кстати, удивительный факт, но в российском дубляже Лекса озвучивает Леонид Каневский.

В общем, «Супермен» 1978 года интересен только как важная ступень для кинематографа, тогда как в идейном, сюжетном или персонажном плане это максимально простое кино.

14. Гарри Поттер и Принц-полукровка (2009), (78+76+(84+78)/2)/3=78.33

-7

Хотя я люблю «Гарри Поттера» и стараюсь не искать в этой истории минусов или недочётов, но с шестой частью у меня были кое-какие проблемы. Эта часть не стала откровенно плохой, но в своё время разочарованием уж точно.

Моей основной претензией вновь стала режиссура Дэвида Йейтса. Постановщик может ставить эстетически прекрасные кадры, но, как правило, плохо справляется с драматическими сценами. Что смерть Блэка из «Ордена Феникса», что смерть Дамблдора поставлены очень спорно. Я искренне не понимаю, что плаксивого или драматичного можно найти в смерти Дамблдора из «Принца-полукровки». Это ведь очень плохо поставленная сцена, пусть актёры и изо всех сил пытаются придать всему этому балагану глубины.

Также у меня есть вопросы к цветокоррекции фильма. Как бы все четыре части поттерианы с Йейтсом у руля изобиловали мрачной и гнетущей картинкой, но в шестой части краски слишком затемняются. Такой цветокор больше подойдёт для седьмой части, но никак не шестой, где вперемешку идёт комедия и глобальный сюжет. Я не скажу, что прям часто смеялся во время просмотра, но так-то замечал много попыток фильма пошутить, тогда на кой ляд выкручивать мрачность фильма на максимум? Иногда кажется, что добавь фильму побольше красок, и тогда он будет смотреться намного лучше.

Но что мне однозначно понравилось — к шестой части Гарри наконец-то начал проявлять интерес к учёбе и добился хотя бы небольших успехов в этом плане. К тому же, появилось несколько новых ярких персонажей, с новой стороны раскрылся Снейп (мне душа и сердце не позволяют называть его Снеггом), а также Волан-де-Морт так и не появился.

13. Звёздные войны: эпизод 6 - Возвращение Джедая (1983), (82+83+(82+58)/2)/3=78.66

-8

Сейчас санта-барбара про неугомонное семейство Скайуокеров справедливо считается проектом в первую очередь коммерческим, качество сценария и непосредственно фильма уходит далеко на второй план. Но подобная жажда наживы была ещё при Джордже Лукасе. И дело касается даже не трилогии приквелов, скверно принятой на западе. Началось всё именно с 6 эпизода.

Как топорный пример, плюшевые мишки стали уничтожителями империи, хотя изначально планировались Вуки. 5 эпизод в трилогии считается самым мрачным, что сказалось в лучшую сторону относительно качества и в худшую относительно кассовых сборов. Поэтому «Возвращение Джедая» кажется сумбурным и слегка смазанным завершением культовой саги.

И хотя неполадки в сценарии мне всегда были видны, но именно 6 эпизод казался мне самым лучшим во франшизе. Думаю, прежде всего дело в том, что это всё-таки финал истории и финал с большой буквы. Главным образом меня зацепил момент перерождения Дарта Вейдера и последующий диалог с сыном. Сейчас эта сцена тоже выглядит слегка стремительной в плане развития героев, уделяй Лукас побольше времени сценарию, возможно, и триквел франшизы носили на руках аналогично «Империи» и «Надежде». Но даже со скидкой на эту недоработку момента, сцена с разборками в «зале Палпатина» до сих пор является для меня лучшей во всей франшизе.

Ну и чувство завершения истории на атмосферной и душевной ноте тоже принесло свои плоды. И если задуматься, то вспомнить ещё какие-то шикарные моменты весьма проблематично. Первые примерно полчаса кино только раскатывается и не показывает чего-то действительно нужного (ну, кроме обыденного в духе как бы смерти Фетта и вызволения Хана). Ну и можно приплести минус в виде отсутствия должного масштаба, поскольку большинству героев всё слишком просто даётся, а миссия повторяется, но я никогда не видел в этом проблемы.

И хотя я действительно признаю некоторые недостатки 6 эпизода, но меня он купил именно на ранее упомянутом моменте, где идеально всё, кроме, пожалуй, глупости со стороны Палпатина.

12. Человек-Паук 2 (2004), (74+75+(93+83)/2)/3=79.0

-9

«Человек-Паук 2» стал единственным фильмом про супергероев, получившим «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. И в этот раз уже нельзя не признать, что к картине не подкопаешься не только по части экшена, но и по части его качества.

Хотя недавно прогремел «Нет пути домой», который теперь принято считать лучшим про Питера Паркера, но для меня эталоном так и останется второй фильм от Сэма Рэйми (хотя «Вдали от дома» мне тоже очень понравился). Сиквел сделал грамотную работу над ошибками и улучшил все недочёты оригинала. Гоблина в исполнении Уиллема Дефо вполне можно назвать качественным антагонистом, но он не прошёл проверку временем и сейчас смотрится ну очень нелепо. Доктор Осьминог же приобрел мотивацию и арку поинтереснее, и визуальное исполнение покруче, а сейчас вполне справедливо считается одним из лучших злодеев в фильмах по комиксам.

Ещё сиквел продолжил развивать конфликты из оригинала. Ветку Гарри с Питером я бы назвал одной из самых сильных в истории супергероиского кино. Правда, отношения Питера с ЭмДжей зря развили, было бы гораздо лучше, если бы и в данной части Паркеру пришлось остаться в одиночестве, но против красивого хэппи-энда всё же попрёшь.

Ну и главным образом улучшили, конечно же, графику. Оригинал пусть и считается классикой, но, на мой взгляд, он чертовски устарел и не в последнюю очередь благодаря фальшивому CGI. А вот «Человек-Паук 2» увеличил бюджет до 200 млн и показал несколько потрясающих экшен-сцен. Вангую, что дали ему победу только за ту самую легендарную сцену с поездом. Лично для меня это не только лучший фильм про Человека-Паука, но и в карьере Сэма Рэйми, 8 из 10.

11. Рапунцель: Запутанная история (2010), (80+77+(89+71)/2)/3=79.0

-10

«Рапунцель: Запутанная история» стала прорывным 3D-мультфильмом для Disney. Не то чтобы раньше мультфильмы у студии не были трёхмерными, но впервые студия сделала такую большую ставку на 3D-мультик, до кучи полностью отказавшись от классической анимации. Тем более что «Рапунцель» до сих пор занимает лидирующую позицию в списке самых дорогих анимационных проектов в истории.

Моё отношение к мультфильму в чём-то схоже с историей просмотра «Ральфа». Когда-то там в детстве смотрел, и вроде бы неплохо заходило, к статье кино совсем подзабыл, так что самое время повспоминать. И как же мне залетело пересматривать эту историю, как будто бы в первый раз.

Наверное, больше всего меня зацепила нетривиальная история любви. Да, если так подумать, снова абсолютно идеальные люди влюбились друг в друга за пару дней, но, блин, очень мило это сделали.

Я вообще теперь преклоняюсь перед музыкой и песнями этого мультфильма. Ох, какой же волшебной оказалась «Лишь сейчас я вижу свет» — прям самый лучший фрагмент мультфильма. История в остальном весьма стремительная, крепкая и весёлая. Несколько простое приключение, но зато захватывающее, да и на персонажей удалось взглянуть с другого угла.

Если честно, меня довольно слабо цепляют современные диснеевские мультфильмы — все вот эти «Энканто», «Райи» и «Холодные сердца» вроде и не ужасны, но вот не вызывают совершенно никакого интереса. «Рапунцель: Запутанная история», наверное, напару с «Ральфом» будет моим любимым мультфильмом поздней диснеевской эпохи. Не знаю, по-моему, вышло очень весело, захватывающе, а в некоторых сценах до одури трогательно.

Конец 4 части.

5 часть:

Ссылка на телеграмм-канал.

От худшего к лучшему