1 часть:
2 часть:
3 часть:
4 часть:
Ну и про метод расстановки. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
10. Близкие контакты третьей степени (1977), (72+76+(90+90)/2)/3=79.33
Путь Стивена Спилберга в фантастику начался именно с «Близких контактов третьей степени». Проект в своё время стал прорывным для жанра, который практически не развивался в то время, поскольку действительно стоящих вещей практически не выходило.
Перспективный режиссёр «Челюстей» выбил себе один из самых больших бюджетов 1977 года, а также сам сел за сценарий проекта. Спилберг вошёл в историю одним из самых великих режиссёров в истории, однако он практически никогда не лез в сценарий проекта. Тем не менее пара исключений всё-таки есть. И «Близкие контакты третьей степени» — это от и до проект Спилберга.
Рассказывает кино про первый контакт людей с инопланетянами. Причём делает это довольно интересным образом. Мы привыкли, что пришельцы любят прилетать к нам в гости в первом акте, а потом — как пойдёт. «Близкие контакты» делают немного по-другому. Они просто рассказывают про контакт с пришельцами разных слоёв населения. Без как такового взаимодействия.
Лично мне интересно было посмотреть «Близкие контакты третьей степени» как, прежде всего, атмосферное кино про первый контакт. Возможно, как раз этого мне и не хватало во многих фильмах, которые показывали столкновение как само собой разумеющееся. По сути дела, на протяжении двух с лишним часов персонажи различных слоёв просто реагируют сначала на какие-то подсказки к возможному появлению пришельцев, а после — непосредственно появлению. Есть в этом какая-то магия. Что-то такое в хорошем смысле помпезное, глобальное.
Я не могу сказать, что «Близкие контакты» получились какими-то особенными. С высоты 21 века фильм ощущается очень простым. Сюжет — это буквально три слова, которые растянули на два часа. Поэтому я расцениваю «Близкие контакты» как атмосферное кино не про сюжет, а про настроение. И поэтому для меня атмосферность вполне окупает просмотр. Мне кино очень даже понравилось, хотя каким-то великим назвать его трудно, 8 из 10.
9. Мстители: Война Бесконечности (2018), (81+84+(85+68)/2)/3=80.5
Десятилетний сериал Marvel к 2018 году наконец подошёл к своей кульминации — противостоянию с Таносом. И «Война Бесконечности» поставила много рекордов. В основном рекорды касаются кассовых сборов, ведь это был первый фильм франшизы, собравший свыше 2 млрд и т. п., но и зрительская оценка оказалась весьма высокой. На данный момент это самый высокооцененный проект киновселенной на КиноПоиске и IMDb.
И хотя я часто жаловался на сольные фильмы в КВМ (в 2018-м так вообще оба сольных фильма были откровенно слабыми), но с кроссоверами Файги не лажал. На первых «Мстителях» было весело, а во втором к фирменному веселью добавился, на мой взгляд, один из лучших злодеев в серии. У триквела же было куда больше амбиций, ведь Танос не появился по щелчку пальца, а планомерно мелькал на фоне на протяжении многих фильмов Marvel. И я при просмотре был приятно удивлён — «Война Бесконечности» превзошла все мои ожидания.
Я думал, что увижу рядовой глянцевый комедийный боевик в духе первой части, но по итогу получил один из лучших блокбастеров десятилетия. Больше всего я люблю фильмы, где грамотно сочетаются история, персонажи, посыл и развлекалово (вроде экшена или юмора), а в киновселенной с этим определённо была напряжёнка. Близко к этому подобрались разве что третий «Тор», первый «Железный Человек», «Мстители: Эра Альтрона» и «Первый мститель: Противостояние». Но «Мстители 3» с лёгкостью переплюнули их всех.
Во-первых, это потрясающий злодей, который и умён, и имеет выверенный характер, и обладает мотивацией, и действительно является опасным. Именно он продвигает одним из немногих хоть какие-то идеи, над которыми можно поразмышлять. Касательно всех супергероев всё тоже замечательно. Удивительно, но достаточно времени уделили каждому из состава, хотя акцент сделан на главном злодее. И многим положительным персонажам явно можно сопереживать в других историях, но было понятно, что все они выживут. А в «Войне Бесконечности», которая обещала поставить жирную точку в историях героев, за их жизни как никогда переживаешь. Действительно буквально вжимаешься в кресло, когда герой, которого знаешь несколько лет, находится на смертном одре.
Ну и ещё одним несомненным плюсом фильма стал экшен. Marvel очень редко радовали нас качественной боёвкой, интересной хореографией, классной операторской работой, в основном демонстрируя беззубые спецэффекты. «Мстители 3», вроде как, тоже всё это унаследовали, но при этом в постановку, режиссуру, необычность и более-менее реалистичный подход команда вложилась. Это не только лучший фильм по части идеи, но и по части экшена. Фильм горазд на размашистый экшен, визуально интересные идеи, крутой мордобой, сражения интеллектуалов. Ну и, как я уже говорил, в экшене чувствуется вес, и героям в нём сопереживаешь, поскольку каждый может умереть. А юмор был встроен в сценарий уместно. Это не было клоунадой уровня «Тора 3», но и мрачником уровня «Чёрной пантеры». Плюс, юмор даже на угрюмого меня сработал отлично, и регулярно я ловил годные шутки.
Ну и ещё одной жемчужиной фильма стала концовка. Триквел определённо не сработал бы, закончившись всё хэппи-эндом. Победа злодея определённо сделала успех фильма ещё более значимым и сильным по части драмы, что для Marvel в новинку.
Лично мне картина очень понравилась. Похоже, единственный раз я закрыл глаза на все глупости и условности в КВМ и полностью насладился просмотром. По-моему, это лучший фильм во франшизе, ну и за 2018 год.
8. Титаник (1997), (84+78+(88+75)/2)/3=81.16
Теперь уже легендарный «Титаник» в год своего выхода был очень рискованной тёмной лошадкой. Это сейчас имя Джеймса Кэмерона слывёт гарантией высоких кассовых сборов, но до своей эпохальной катастрофы ему хватило провала «Бездны» и недобора «Правдивой лжи». Тем более это сейчас 200 млн берутся за стандарт голливудского блокбастера, а в 1997, когда лишь единицы перебивали отметку в 500 млн долларов в мировом прокате, это было настоящим рекордом. И Fox, чьё название всплывает при упоминании «Титаника», всё-таки не осмелились выделить так много денег ради Кэмерона. На деле расходы были поделены с Paramount (водрузившей на себя 60 млн от общего бюджета, по итогу выручив почти 600).
И сейчас уже трудно сказать что-то новое по поводу качества эпохальной картины Джеймса. Это потрясающий блокбастер, совмещающий в себе драму, катастрофу, мелодраму, экшен, комедию и историю любви. Этот фильм во многом определил дальнейшее развитие голливудских блокбастеров и доказал настоящий талант постановщика.
Конечно, в карьере Кэмерона это не самая великая вещь, но тут уж такая карьера, что даже шедеврам сродни «Титаника» далеко до 1 места. Но я всё равно люблю этот фильм, где недостатков-то, по сути, и нет.
7. Бегущий по лезвию (1982), (77+81+(90+84)/2)/3=81.66
В карьере сэра Ридли Скотта много отличных фильмов, но культовых, очевидно, три. И если «Гладиатор» напару с «Чужим» не только получили отличные оценки, но и блестяще показали себя в прокате, то «Бегущий по лезвию» из-за сборов в 32 млн при бюджете в 28 всегда приветствуется в списках в духе «Что-то культовое, но в кассе провальное».
Трудно сказать, насколько сильно «Блейдраннер» повлиял на дальнейшее развитие кинематографа — кино породило много подражателей как в идейном, так и визуальном плане. Но, в отличие от «Трона» того же 1982 года (который считается первым фильмом с использованием компьютерной графики), кино сэра Ридли не ждало забвение, со временем и появлением режиссёрской версии кино обрастало культом, который я, правда, не то чтобы разделяю.
Мне кино показалось добротной фантастикой с интересной концепцией и интересным визуалом, но не то чтобы чем-то выдающимся в целом. Я даже спустя некоторое время после просмотра прочитал книгу-первоисточник (и даже делал детальное сравнение книги с фильмом), после которой моё отношение к «Бегущему по лезвию» не то чтобы пошатнулось, но фильм очень многое недоговаривал и в целом по многим аспектам его потенциал был потрачен.
Персонаж Харрисона Форда теперь мне кажется пустым, так как его моральный путь ограничивается, утрируя, вопросом «человек я или репликант?». Персонаж Рутгера Хауэра и раньше вызывал у меня вопросы, а после прочтения книги я вообще перестал видеть смысл в его культовом монологе, хотя в экранизации его герой всё-таки получился лучше.
Я готов похвалить режиссёра, визуальный стиль, некоторые сюжетные моменты, но в целом мне «Бегущий по лезвию» кажется просто добротной фантастикой, 7 из 10. Хотя «Бегущий 2049» мне понравился намного больше.
6. Кто подставил Кролика Роджера (1988), (79+77+(96+83)/2)/3=81.83
«Кто подставил Кролика Роджера» — это просто какой-то невероятно уникальный проект. Это не только достаточно редкий кейс совмещения живых актёров с анимацией, но ещё и кроссовер буквально всего и вся. Такое кино было бы просто невозможно в наше время, когда любая интеллектуальная собственность — это то, за что борется каждая студия.
Тем удивительнее, что кино про крутые технические фичи не просто показало прорывную картинку, но и стало культовым. Во многом, конечно, благодаря концепции, актёрам и парочке максимально влипающих в голову сцен. Это фансервис такого уровня, что в принципе забыть трудно. В одном кадре могут веселиться Дональд Дак с Даффи Даком, Микки Маус с Баггзом Банни и вся прочая интеллектуальная собственность Disney и прочих студий. В общем, фансервис «Кролика Роджера» — великая вещь.
Ещё интересно то, что киношка с рейтингом 6+ — это просто рассадник жестокости, разврата и сигарет. Вот чего не ожидаешь от мышиного дома. Блин, младенец с мужицким голосом, курящий сигару. Джессика Рэббит, которая многими считается одной из самых сексуальных анимационных персонажей в истории. Можно даже позволить неприкрытые намёки на разное нехорошее. Главный герой вообще алкоголик. А главный злодей живьём убивает всех неугодных. Вот это добрые мультики были в 80-х.
Также не могу не отметить офигенную работу с совмещением живых актёров и 2D. Если честно, крайне не люблю этот стиль, поскольку меня почему-то не покидает чувство зловещей долины. Но в «Кто подставил Кролика Роджера» это выглядит максимально органично. Возможно, из-за стёбной направленности, ведь все мультяшки — это лишь часть шоу-бизнеса. Но то, как Роберт Земекис выстроил своё кино, действительно достойно уважения. Кино технически безупречно.
Сюжетно, хотя довольно простое. Но вряд ли этой истории нужен какой-то суперзакрученный сюжет. Тем более, блин, это ж детектив. Простенький, но классненький. Тем более что сценарная составляющая с лихвой заполняет всю простоту. Персонаж Боба Хоскинса получился очень классный и драматичным дядькой. Роджер — просто прикол чел, ну, кроль. Кристофер Ллойд — просто качественно дико харизматичного злодея. А, ну и дубляж мне дико нравится, я прям кайфую с него.
В целом «Кто подставил Кролика Роджера» мне очень понравился. Эта цветастая на первый взгляд клоунада на самом деле оказалась очень крепкой и интересной историей, одной из самых интересных у Роберта Земекиса.
5. Тёмный рыцарь: Возрождение легенды (2012), (82+84+(87+78)/2)/3=82.83
Не буду тянуть бессмысленную интригу и сразу скажу, что мне понравился не только «Бэтмен: Начало», но и «Тёмный рыцарь». Возможно, это сыграло свою роль с моими ожиданиями насчёт третьей части, но по мне, так это самый худший фильм Кристофера Нолана, хотя это не значит, что он плохой, совсем не значит, он просто умудрился разочаровать.
Думаю, практически каждый смотрит такой-то фильм, основываясь на своих ожиданиях. Если дело касательно нового фильма востребованного режиссёра, то вы будете основывать свои ожидание на опыте просмотра его предыдущих фильмов. До «Возрождения Легенды» у Криса вышли «Начало», «Тёмный Рыцарь» и «Престиж» — великолепные шедевры, которые вполне заслуженно занимают высочайшие места в списках лучших фильмов кинематографа и т. п. Из них назвать блокбастерами можно «Тёмного рыцаря» и «Начало», которые умудрялись совмещать зрелище с грамотным сценарием. Сними третью часть похождений Бэтмена, например, Майкл Бэй, то вполне возможно, я бы назвал фильм блестящим блокбастером, поскольку от этого режиссёра как раз и ждёшь чего-то подобного.
Конечно, я не ждал, что «Тёмный Рыцарь: Возрождение легенды» переплюнет вторую часть, но хотя бы сравниваться с уровнем оригинала. В итоге же всё, что я увидел, так это эпичный эпик с экшеном, где совсем плохо со сценарием. Нолана с братом, такое чувство, поставили перед фактом, мол, хотя бы третья часть про готэмского супергероя должна выйти обязательно, а дальше снимай всё, что душе угодно. Ну и Кристофер просто весело провёл время, реализовывая какой-нибудь очередной оммаж на Бондиану или просто снимая что-то очень крутое.
Первые два фильма были пафосными, но всё же это совершенно не резало слух, поскольку всего было в меру. Третий фильм же буквально состоит из пафосных фраз. Да и вообще, слоган у ленты должен быть примерно таким: «Это бессмысленно, но зато очень круто». Сюжетные арки у многих второстепенных героев откровенно слабые, особенно дело касается Альфреда и Гордона. Главный злодей пусть и сыгран неподражаемым Томом Харди, но касательно сценария его персонаж непрописанный, клишированный, очень скучный и выглядит посмешищем не то что в сравнении с Джокером, но даже с Рас аль Гулом. Но экшен всё же сделан на уровне и с выдумкой, хотя до уровня Бэя все же, как мне кажется, недотягивает.
И в итоге это всё же нормальный фильм, который есть за что ценить, но такие высокие оценки мне совершенно неясны, «Бэтмен: Начало» на голову выше.
4. Мстители: Финал (2019), (79+84+(94+78)/2)/3=83.0
«Мстители: Финал» был одним из самых ожидаемых фильмов десятилетия, который побил множество рекордов и, по оценкам, стал одним из лучших фильмов киновселенной. Предыдущая «Война бесконечности» произвела на меня небывалое впечатление и стала самым лучшим фильмом в линейке. И от финальной главы я ожидал чего-то такого же. Но, в конечном счёте, «Финал» стал для меня ещё одним разочарованием в 2019 году.
И самым худшим моментом для меня стал слив просто всего, что можно слить. «Война бесконечности» по максимуму отличалась от стерильного Marvel. Здесь были отличные герои, прекрасный злодей, потрясающий экшен и сильнейшая концовка. «Финал» же, поскольку обязан был привести героев к хэппи-энду, похоже, решил пройти простым путём и не пытаться идти в риски. Это способствовало тому, что одного из лучших злодеев по комиксам слили, сделав типичным тупорогим клишированным злом без своей философии. В минусы я бы определённо добавил и возможность путешествия во времени с открытием мультивселенной. Это напрочь уничтожило весь драматизм, а также сделало все жертвы героев бессмысленными.
Конечно, сценарий поступить так не позволит, но героям ничего не мешает понатаскать мёртвых Мстителей из других реальностей. И написаны эти путешествия очень халтурно. Фильм идёт по обкатанным клише. Вся миссия Мстителей сводится до банального поиска Камней в локациях из прошлых фильмов. И, несмотря на 3-часовой хронометраж, большинство героев уходят далеко на третий план, а некоторых из них делают просто тупорылыми клоунами. Потенциально Тор мог стать самым многогранным персонажем «Финала», поскольку из-за действий Таноса потерял абсолютно всё и морально пал. И его поведение в четвёртой части, с одной стороны, можно понять, его сломали, но подобный образ толстого пьянчуги сделал Тора самым никчёмным и жалким. И, может быть, не так эффектно, но подобный спад показало подавляющее большинство этих супергероев.
Единственной ложкой мёда стал Роберт Дауни и, собственно, Тони Старк. Только его сюжетная линия была по-настоящему трогательной, имела смысл, а также продолжила персонажа развивать. Хотя Железному Человеку за столько лет было уделено уже предостаточно времени, но парадокс, именно его герой остался тем, кому можно сопереживать, кто продолжает морально расти над собой. И пусть даже его уход получился смазанным, но в целом Тони был единственным, кто вытащил хотя бы часть всего этого.
Но картина по большей части не может удовлетворить не только по части сценария, но и по части экшена. Несмотря на космический бюджет в 356 млн долларов, экшена оказалось слишком мало, и он слишком вторичен. Финальная разборка с Таносом оказалась просто пшиком по сравнению с теми эмоциями, которые подарила «Война бесконечности». Экшен не только не поражает воображение, но кажется пресным, безвкусным и абсолютно неинтересным.
Из плюсов и выделить особо нечего. Мне понравилась только арка Старка, а также первые минут 30. Вот эти полчаса были депрессивными и классно передавали атмосферу безысходности, даже без тупорогих шуток обошлось. Если честно, я бы посмотрел только этот фрагмент и выключил, потому что дальше меня ожидало сплошное разочарование. Вряд ли это худший фильм Marvel, но определённо спорный и абсолютно не вывезший вес ожиданий. Это не очень плохо, особенно на фоне «Истории игрушек 4», но и не то чтобы хорошо. Лично я, будь создателем этих фильмов, закончил бы на третьих Мстителях с победой Таноса.
3. Барри Линдон (1975), (80+81+(89+89)/2)/3=83.33
Пожалуй, «Барри Линдона» можно назвать самым масштабным фильмом Стэнли Кубрика. Трёхчасовой эпос о некоем Барри Линдоне, который прошёл через череду взлётов и падений за всю свою долгую жизнь. И парня ожидают все прелести жизни в 19 веке: запретная любовь, служба в армии, дезертирство, немного удачи, сколачивание состояния, почёт, а после грустненький финал.
Если честно, я не люблю фильмы сильно длиннее двух часов, потому что держать внимание на протяжении такого времени трудно, ещё и время надо выкроить непрерывное, так что начинаю просмотр с довольно скептичной миной. «Барри Линдону» как-то повезло с началом — в повествование я втянулся. А ещё кино поделено на главы, между которыми может пройти порядочное количество лет. Так что в этот раз моя основная претензия будет касаться того, что кино всё-таки несколько затянуто, и подсократить его на полчасика не мешало бы. В остальном это довольно крепкая история, разбитая на несколько мелких. История несостоявшейся любви мне понравилась. У персонажей была химия, а под конец главы зрителей ожидает весьма сильная развязка, которая заиграет новыми красками через какое-то время.
Военные приключения также довольно занимательные. Прежде всего впечатляет размах событий. На баталиях «Барри Линдона» можно было бы прикинуть, каков был бы уровень экшена в проекте мечты Кубрика — фильме о Наполеоне Бонапарте. Экшен зрелищный, снято всё просто превосходно. Технической части даже нет смысла касаться в данной фильмографии.В третьей части истории, где Линдон уже заматерел, я и начал чувствовать всю грузность хронометража. Так что этот фрагмент и запомнился, и понравился мне меньше всего. Хотя последняя дуэль на последнем издыхании смотрелась очень даже драматично.
Фильм в целом мне вполне понравился. «Спартак» зашёл всё-таки чуть больше, но и в «Барри Линдоне» есть свои отличительные черты и хорошие моменты.
2. Терминатор 2: Судный день (1991), (84+86+(91+75)/2)/3=84.33
Несмотря на и без того высокую планку, которую задрала первая часть, нельзя не согласиться с тем, что сиквел стал если не лучше по всем фронтам, то уж точно является таким сиквелом, который стал достойным преемником оригинала.
И для меня «Судный день» не только пример идеального сиквела, для меня это самый любимый фильм в целом. Я обожаю здесь каждый кадр и готов пересматривать его сотни раз. И этот фильм уже, получается, в четвёртый раз доказал, что Джеймс Кэмерон — гений. «Чужие» уже доказали, что режиссёр умеет ставить качественные продолжения и без того качественных оригиналов, но второй «Терминатор» стал квинтэссенцией мастерства постановщика. Умудриться создать бесспорный шедевр по всем фронтам из весьма неизвестного скромного фильма из середины 80-х (всё-таки первый «Терминатор» стал действительно популярным после выхода второго) — тут нужен талант.
И умалять достоинства Кэмерона как сценариста нет никакой возможности. Джеймс идеально повторил сюжет и концепцию оригинала, при этом сбив всё это более масштабной историей. Огромным образом этому способствовал и рекордный для кинематографа того времени бюджет в 102 млн долларов. Благодаря такому размаху Кэмерон не только сумел произвести революцию в области компьютерной графики, но и сумел создать восхитительный натуралистичный экшен, который смотрится в разы лучше и эффектнее ну просто всех фильмов.
Ещё одним блестящим ходом стала смена злодея и героя. Пусть именно Шварца прежде всего все считают тем самым Терминатором, но в «Судном дне» он стал положительным персонажем, что способствовало появлению кучи потрясающих драматических и боевиковых сцен. Ну и Т-1000, который стал потрясающим антагонистом для блокбастеров в целом, который до сих пор умеет нагнать саспенса и угрозы.
Если честно, не знаю, каким ещё образом можно сказать, что «Терминатор 2: Судный день» — один из лучших фильмов всех времён, 10 из 10.
1. Звёздные войны: эпизод 5 - Империя наносит ответный удар (1980), (81+87+(94+82)/2)/3=85.33
«Империя наносит ответный удар» наравне с теми же «Чужими» и «Терминатором 2: Судный день» считается одним из лучших сиквелов в истории. И если Джеймс Кэмерон просто менял жанр с триллера на боевик, то эпизод 5 решил увеличить мрачность, за счёт чего история воспринималась серьёзней.
Благодаря значительным, действительно жестоким для своего рейтинга и в целом мрачной насыщенностью событиями фильм и выстрелил. Герои пусть и не проиграли с размахом, но потерпели поражение и многого лишились. Культовое «Нет, я твой отец» тоже ставят в несомненные достоинства. И я подобную позицию тоже поддерживаю. Первый фильм Джорджа Лукаса — классический шедевр своего времени, но сейчас его история оказалась весьма устаревшей.
Это доказывает, например, неофициальный ремейк и продолжение. 7 эпизод просто проехался на ностальгии, но в целом оказался одним из худших представителей франшизы. Эпизод 5 же сохранился достаточно хорошо. Мне понравилась арка Люка. Хан Соло сошёл слегка на второй план, но даже увеличил свою харизму. Дарт Вейдер всё ещё казался смертельно опасным соперником (в «Возвращении джедая» он мне уже казался достаточно глупой марионеткой Палпатина, в «Империи» же его предложение править вместе раскрывает его с неожиданной стороны). Ну и за счёт мрачности история стала в разы интереснее. Опять же, «Новая надежда» — классическая история о становлении героя. «Империя наносит ответный удар» же показывает падение героя, его слабости и моральный слом. Со стороны сценария картину явно можно назвать лучшей. Нравоучения Йоды и прочее вышеупомянутое создаёт очень тёплую и душевную атмосферу на грани с лютым мрачником, которой не смогли достичь даже приквелы.
Следующее От худшего к лучшему будет по 60 главным фильмам 2008 года.
Ссылка на телеграмм-канал.