Добрый день, уважаемые читатели!
Ранее мы говорили о биографии и известных работах Поля Гогена,
сегодня же посмотрим на признанный шедевр мастера - полотно «День божества» (Махана но атуа), 1894 год. Это полотно было создано Гогеном в промежутке между двумя поездками на Таити, именно поэтому нет ничего странного в сочетании французских и полинезийских традиций, которые отличают эту работу.
Ее художественный образ и общий фон воспроизводят реалии Полинезии, но композиция основана на классическом принципе симметрии французских мастеров. Кроме того, полотно звучит как явный отголосок «Апофеоза Гомера» Энгра (1827). Разница лишь в том, что древних греков здесь сменили полинезийцы.
В этой работе Гоген в очередной раз пофантазировал о древних религиозных ритуалах, которые когда-то существовали на Таити. Когда Гоген прибыл туда, религиозная жизнь в Полинезии фактически прекратилась. Сюжет картины вкратце можно описать следующим образом: женщины коренного народа (в национальных костюмах и обнаженные) собираются вокруг деревянных идолов, готовые совершать таинственные ритуалы.
Картина древнего рая, написанная неестественно яркими красками, вызывает волнение и неописуемую таинственность.
Примитивное искусство
Гоген однажды написал: «Вы всегда можете найти комфорт в примитиве». Это предложение напрямую связано со всей европейской живописью. Искусство первобытных народов оказало сильное влияние на ее развитие. В последние годы XIX века многие европейцы заинтересовались искусством «примитивных» народов. Африканские ритуальные маски, культурное наследие Древнего Египта, Азии и Океании, привлекали зрителей своей искренностью, чистотой и природной силой - иными словами, всем тем, что постепенно исчезало из западной культуры.
Для тех художников, которые слепо отказываются «подражать природе» и вместо этого пытаются поделиться своими чувствами и мыслями с миром посредством живописи, искусство древних народов стало неисчерпаемым источником вдохновения. Здесь пальма первенства принадлежит Гогену, который бесповоротно отверг «язву цивилизации». Он был первопроходцем, примеру которого немедленно последовали другие художники. Например, немецкий художник Макс Пехштейн жил и работал на островах Палау, немецкой колонии в Тихом океане. Его картина "Триптих Палау" (1917) - впечатляющий символ местной жизни, написанный в оригинальной манере,
истоки которой следует искать в древнем искусстве Африки и Океании.
Оригинальные образцы (чаще всего колониальные трофеи) часто выставлялись в музеях и на всемирных выставках и уже некоторое время являются объектом торговли. В XX веке коллекционирование африканских масок и других оригинальных произведений искусства распространилась среди художников, и их художественный язык оказал сильное влияние на развитие современной живописи.
Детали
Вымышленный идол
Когда Гоген прибыл на Таити, на острове почти не осталось древних скульптур. Когда островитяне обратились в христианскую веру, все они были уничтожены. Синтезировав древние скульптурные изображения, которые можно увидеть на Маркизских островах, художник создал своего вымышленного таитянского идола, вдохновившись также фотографиями храма Боробудур на Яве и сборником таитянских легенд, изданном за пятьдесят лет до приезда Гогена на Таити.
Реалистический пейзаж
Пальмы, крытые соломой дома, всадники на пляже и каноэ на голубой воде - идиллические пейзажи острова образуют фон этой картины, который резко контрастирует с таинственными цветами на переднем плане.
Парные фигуры
Большинство фигур на картине расположено парами.
По бокам от центральной женской фигуры расположены фигуры двух обнаженных женщин, образующие основание треугольника, вершиной которого является идол.
Эти фигуры - в позе эмбриона в утробе матери - изображены на розовом песке, одна нарисована со спины, а вторая - спереди. Такая же поза появилась в работе Гогена «Дух, охраняющий мертвых», написанной в том же году.
Нереальные краски
Фигура женщины, сидящей в центре, опустила ноги в воду, нарисованную абстрактно - чистые цветные пятна, разделенные темными волнистыми линиями. Гоген тщательного изучал технику местной эмали в Бретани, но редко использовал ее для достижения такого превосходного декоративного эффекта. Цвета оранжевого, синего, красного, зеленого, кремового и желтого сливаются в симфонию настоящих красок, превращая картину в загадочную мистерию.
Таитянское название
Гоген расписался прямо на холсте и дал своей картине таитянское название. Поступая таким образом, он пытался дистанцироваться от европейской цивилизации, которую проклинал, подчеркивая, что принадлежит к культуре Океании.
Египетские мотивы
В левой половине картины изображены две женщины, держащие на головах корзины с фруктами - очевидно, это жертвоприношения Богу. Их образ похож на египетские фрески, которые очень нравились Гогену.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: