Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы начинаем рассказ об одном из самых самобытных художников второй половины XIX века - Поле Гогене.
Детство, проведенное в Перу, привило художнику любовь к тропическим странам и экзотическим культурам. Эта любовь постоянно привлекала Гогена, вырывала его из дома и семьи, несла на своих крыльях на край земли.
Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Кловис, его отец, был журналистом с крайними республиканскими взглядами. Кловис эмигрировал из Франции в 1849 после неудавшегося антимонархического переворота в том же году, чувствуя себя небезопасно в собственном доме. Он вместе с семьей намеревался поехать в Перу, поселиться в доме у родителей жены Алины и запустить собственный журнал. Этим планам не суждено было воплотиться в реальность. У Кловиса случился сердечный приступ, и он скончался по дороге в Южную Америку.
Поль жил в Перу, пока ему не исполнилось 7 лет. Воспоминания о тех годах всегда оставались в его сердце и позже вдохновили на странствия по миру, полному опасностей. В 1855 году Гогены вернулись во Францию и поселились в Орлеане. Вскоре Полю надоела серая провинциальная жизнь. Впервые он сел на торговое судно и покинул свой родной город. Это случилось в 1865 году. Через несколько лет Гоген стал настоящим морским волком - он посетил Рио-де-Жанейро, Панаму и Океанию. Затем будущий художник поступил на службу во французский военно-морской флот и продолжил свое путешествие, осваивая обширные земли от Средиземного моря до Северного полярного круга.
В 1871 году Гоген уволился из военно-морского флота. К тому времени мать Поля уже скончалась, и его опекун Гюстав Ароза помог ему выйти на одну из самых известных фондовых бирж Парижа. Его труд на новом поприще был очень успешным, а его поведение не вызывало нареканий - похоже, его дальнейшая жизнь была предрешена на долгие годы. Гоген женился в 1873 году. В спутницы жизни он выбрал Мэтте-Софи Гад из Дании. В последующие 10 лет положение Гогена в обществе укрепилось. Он обзавелся комфортабельным домом в пригороде Парижа, а его любимая жена родила ему пятерых детей. В свободное время Гоген, поощряемый своим опекуном, с энтузиазмом посвящал себя своим увлечениям. Этим хобби была живопись.
Гюстав Ароза собирал предметы искусства, благодаря его коллекции картин Гоген познакомился с несколькими членами кружка импрессионистов. Импрессионизм в те годы все еще оставался самым авангардным направлением в живописи. Гоген с энтузиазмом воспринял идеи своих новых знакомых и начал воплощать их на своих полотнах. Он даже брал несколько уроков у Камиля Писсарро. Поначалу Гоген очень скептически относился к своим способностям. Когда одна из его картин была выбрана для выставки в Салоне, он даже не сказал об этом своей жене. Со временем имя Гогена звучит все чаще и чаще в прессе, и художник начал задумываться о том, чтобы полностью посвятить себя живописи. Кризис фондового рынка 1882 года вызвал проблемы с дальнейшим финансовым процветанием Гогена и окончательно мотивировал уйти в искусство.
Но финансовый кризис повлиял и на искусство. Живопись больше не покупалась, как раньше, и жизнь Гогена превратилась в борьбу за выживание. Чтобы сократить расходы, Гоген переехал вместе со своей семьей в 1884 году в Руан, а чуть позже - в Данию. Художник продает там изделия из брезента, его жена учит детей французскому языку. Бизнес Гогена был неудачным, а его отношения с Мэтте ухудшились. В 1885 году их брак распался. Гоген вернулся в Париж со своим вторым сыном Кловисом, в то время как Мэтте и другие дети остались в Дании.
Гоген продолжал бороться с бедностью и дошел до того, что стал кассиром на железнодорожной станции. Но для его живописи именно это время стало поворотным моментом. Стремясь к оригинальному стилю, художник сменил импрессионизм.
Начало перемен связано с Бретанью. Гоген впервые приехал сюда в 1886 году. В конце XIX века Бретань все еще была живописным уголком. Здесь сохранились древние традиции, которые четко отличают эту французскую провинцию от других районов. Бретонцы - кельты, у них свой язык, национальные костюмы и свои религиозные праздники. Все это пробудило в сознании художника дремлющую любовь к необычным культурным явлениям. Ему снова захотелось путешествовать.
Однако первая поездка Гогена после долгого перерыва оказалась не очень удачной. В 1887 году он отправился в Панаму вместе с художником Чарльзом Лавалем, который полагался на финансовую поддержку своего шурина. Друзья не дождались этой помощи, и Гогену пришлось наниматься рабочим для строительства Панамского канала. Скопив немного денег, художники двинулись дальше. На Мартинике Гоген заболел малярией и дизентерией, после чего был вынужден вернуться домой. Он провел зиму с друзьями и вернулся в Бретань ранней весной 1888 года.
Гоген не отчаивался. Один из знавших его художников сказал, что Гоген напоминал ему высокомерного капитана большого корабля, который был "замкнутым, уверенным в себе, молчаливым и угрюмым". Дружба с Эмилем Бернаром вдохновила его на создание своего первого шедевра - картины "Видение после проповеди". В этой работе Гоген открыл для себя применение элементов бретонской культуры и объединил их с полностью упрощенным способом письма.
Очередное знакомство Гогена едва не закончилось трагедией. Осенью 1888 года он согласился провести зиму с Ван Гогом в Арле, на юге Франции. Ван Гог мечтал основать в Арле новую колонию художников. Он с нетерпением ждал Гогена, надеясь найти в нем единомышленника. Но для Гогена эта поездка была - просто счастливая возможность поработать в теплом климате и не заботиться о хлебе насущном - брат Ван Гога Тео пообещал оплатить все расходы.
Позиция Гогена осложняла ситуацию. В Бретани вокруг него образовался круг восторженных поклонников, и теперь он относился к Ван Гогу как к ученику. Но через некоторое время оба художника стали похожи на вулканы, готовые к извержению. 23 декабря Ван Гог напал на гостя с ножом, а потом отрезал себе часть уха. Гоген немедленно отправился в Париж.
Гоген провел несколько лет, путешествуя между Парижем и Бретанью, но он был очарован уже новыми горизонтами. В 1889 году он посетил Всемирную выставку в Париже, которая напомнила художнику о далеких странах. Полный энтузиазма к перемене мест, Гоген выбрал Таити, чтобы "погрузиться в чистоту природы, увидеть, что там нет никого, кроме местных жителей." Чтобы оплатить дорожные расходы, он организовал распродажу своих картин. Аукцион оказался прибыльным и принес более 10 000 франков дохода.
В 1891 году он прибыл на Таити и сразу же был очень разочарован. Столица Папеэте стала цивилизованной и утратила свою первобытную природу. Болезни, завезенные европейцами, буквально уничтожили местное население и за 10 лет сократили его численность в 100 раз: с 70 до 7 тысяч человек. Остров вымирал, как и местные ремесла, искусство и традиции.
Гоген купил соломенную хижину в уединенной деревушке и начал работать. Палитра художника расцветает яркими красками, повторяя цвета тропической зелени, океана, солнечного света и песка. Многие из лучших работ Гогена, написанных в этот период, изображают 13-летнюю девочку, которую родители с радостью отдали Гогену в жены. Однако, несмотря на пасторальное настроение живописи, в жизни все не так много улыбалось художнику.
Деньги быстро закончились, и, чтобы сэкономить, пришлось даже разбавлять краску пастой из корней хлебного дерева. Здоровье Гогена также серьезно пошатнулось. Частые и беспорядочные связи с местными девушками стали причиной того, что Гоген заболел сифилисом. Наконец, он попросил разрешения вернуться во Францию.
Получив в 1895 году небольшое наследство, Гоген снова отправился на Таити и продолжал страдать от нищеты и болезней. Измученный и близкий к отчаянию, художник в 1901 году переехал на Маркизские острова. Здесь, в 1903 году, в возрасте 54 лет, он умер от сердечного приступа.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: