Добрый день, уважаемые читатели!
В прошлой статье о Ван Гоге мы разбирали 12 значимых для понимания стиля художника работ,
сегодня же у нас признанный шедевр, визитная карточка мастера - «Подсолнухи» 1888 года.
Любопытно, что жизнь и творчество Ван Гога связаны с цветами. Сам Ван Гог писал своему брату Тео: «Я всегда любил цветы. Подсолнухи - это мое». Желтый цвет традиционно символизирует дружбу и надежду, а сами цветы (по словам художника) - это «идеи, символизирующие благодарность и признательность».
Подсолнухи на этой картине, вероятно, самые известные из множества подсолнухов, написанных Ван Гогом в конце лета и начале осени 1888 года. Первоначально Ван Гог намеревался украсить этими натюрмортами свою студию в лечебнице в Арле (которую он называл «убежищем художника»). Позже намерения Ван Гога изменились, и он решил украсить гостиную, приготовленную для Гогена, чьего приезда в Арль он с нетерпением ждал.
Художник работал очень быстро, потому что цветы быстро увядали и погибали. Полотна Ван Гога были написаны по его вкусу, но только два из них были удостоены его подписи.
Очарование юга
Ослепительное солнце, лазурное небо и теплый, чистый средиземноморский воздух стали источником вдохновения для многих художников-новаторов, прославившихся в конце XIX и XX веков.
После двух лет, проведенных в Париже без путешествий, Ван Гог был измотан. Он устал от «тесной» и «мрачной» городской жизни и, по его собственному признанию, жаждал «яркой солнечной природы». В феврале 1888 года Ван Гог не смог больше выносить муки города и уехал из Парижа в древний город Арль на побережье Средиземного моря. Защищенный естественным амфитеатром, Арль играл важную роль во времена Римской империи, но в XIX веке превратился в настоящее захолустье. Художники не знали об этих местах. Однако есть одно исключение. Экс-ан-Прованс, расположенный всего в нескольких милях от Арля, где часто бывал Поль Сезанн и написал множество своих работ. Но, во-первых, это был его родной город, а во-вторых, его картины в то время еще не были широко известны.
Ван Гог направлялся в Арль, когда его мысли и чувства были заняты большой идеей - основать здесь поселение свободных художников, своего рода художественную коммуну. Для реализации этой идеи он обратился к Полю Гогену, Эмилю Бернару и другим мастерам, стремившимся в то время открыть новые пути в живописи. Он задумал и написал серию «Подсолнухи» для местного колорита в комнаты Гогена. Проект Ван Гога по созданию коммуны художников провалился, и Гоген в Арле не остался; сам идеолог сошел с ума. Однако время, проведенное в Арле, не прошло даром. Ван Гог не только создал здесь множество картин, но и сумел открыть многим художникам глаза на красоту местных пейзажей.
С 1890-х годов они начали путешествовать по югу Франции, и вскоре число художников, которых привлекал этот регион, неуклонно росло. Особенно их восхищало побережье. Огюст Ренуар, например, был влюблен в Ривьеру с 1903 года и прожил здесь дольше, чем в Париже; в 1907 году он купил особняк недалеко от Ниццы. Некоторые фовисты (Матисс, Дерен, Дюфи, Вламинк) долго жили в Сен-Тропе; в 1946 году Пабло Пикассо переехал на юг Франции и поселился в 1961 году на тихой вилле в Нотр-Дам-де-Ви близ Канн.
Детали
Головка подсолнуха
Ван Гог писал быстро, но подсолнухи успевали завянуть, лепестки опадали, и появлялись наполненные семенами головки цветка. Насыщенный оранжевый цвет, округлые контуры и четкая фактура поверхности дополняют более сложную, текучую, похожую на пламя форму цветка.
Фактура фона
Желтый фон кажется плоским, но его монохромная (словно в японском стиле) поверхность имеет уникальную и необычную фактуру. Пересекающиеся штрихи напоминают плетеные корзины или циновки.
Мощный мазок
Ван Гог набирал на кисть большое количество краски и наносил ее на холст с такой силой, что по обеим сторонам мазка образовывались гребни из краски.
Вставки
Художник вписывал стебли горизонтальными мазками зеленой краски.
Подпись
Цвет и расположение подписи (она различна на обеих подписанных художником картинах) делают ее важным элементом оформления этой работы.
Белые блики
Область вазы под синей линией выглядит плоской, а верхняя часть вазы - выпуклой за счет перехода от темно-золотого цвета с левой стороны к ярко-белым бликам, нанесенных техникой импасто. Цвета вазы расположены в обратном порядке по отношению к фону.
Тонкие синие линии
Кажется, что Ван Гог рисовал между двумя синими линиями, но на самом деле они были добавлены позже к двухцветному фону. Эта техника демонстрирует предположение, что Ван Гог находился под влиянием японской гравюры: обратите внимание, как синие линии тонко соединяют вазу с фоном.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: