Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы продолжаем обзор творчества Поля Гогена разговором о его главных шедеврах.
Гоген начал свою карьеру со страсти к импрессионизму. Но со временем сдержанность импрессионизма, его "европеизм" перестали соответствовать максималистской душе художника. Он хотел наконец сбежать от цивилизации и мечтал обрести рай на земле со всей его примитивностью и богатством. Гоген создал новую реальность в своих работах. И главная роль в этом принадлежала цветам, и цвета постепенно становятся все более и более независимыми от объектов. Гоген кажется лишенным перспективы, но вместе с тем - глубоким и полным внутреннего движения. Гоген сознательно отказался от игры света и тени, которая была важна для импрессионизма. Он обнаружил, что у него есть краски, четкие характеры и лаконичная композиция.
В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-8 картин мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.
8. Натюрморт с щенками, 1888
В этом натюрморте Гоген сознательно нарушает пропорции (щенки на заднем плане кажутся меньше, чем фрукты на переднем плане). Утонченная цветовая гамма, отсутствие глубины и теней сближают натюрморт с традициями японского эстампа. В то же время в этой работе четко ощущаются особенности наивного, детского восприятия мира.
7. Предки Техаманы (Мерхай Метуа Но Техамана), 1893
Техура, таитянская жена Гогена, послужила моделью для нескольких его картин. В этой женщине-девочке для Гогена воплотился образ Евы, еще не изгнанной из Эдема. Портрет написан после возвращения художника из Океании во Францию. Он писал его по памяти, с тоской вспоминая божественную простоту своего существования на Таити.
6. Спящий Кловис, 1884
Кловису, третьему сыну Гогена, было в 1884 году пять лет. Насыщенные, почти агрессивные цвета картины словно вступают в конфликт с изображением мирного сна ребенка, внушая ощущение тревоги. Работа исполнена в духе импрессионизма - об этом говорит и техника письма, и распределение света на полотне.
5. Чудесный источник (Наве Наве Моэ), 1894
Будучи во Франции, Гоген жил мечтой вернуться на Таити. «Мечтательность» этой картины передают мягкие переходы одного цвета в другой, свет заходящего солнца, задумчивые позы обеих женщин на переднем плане. Глубину полотна подчеркивает широкая линия горизонта и пейзаж, тонущий в сумерках.
4. Аве, Мария (Иа Орана Мариа), 1891
Это таитянская версия религиозных картин Гогена из Бретани. Композиция этой работы очень необычна. Присутствие ангелов связано с Благовещением (библейским эпизодом, когда ангелы приносят Деве Марии благую весть о скором рождении Христа). Центральные персонажи напоминают волхвов. Очаровательная фигура матери с ребенком писалась Гогеном с натуры. Гоген не был ортодоксальным христианином, и его картины были наполнены языческим мистицизмом. Художник понимал, что такое объяснение может оскорбить чувства верующих христиан: до 1951 года, по требованию католической церкви, при создании образов библейских персонажей приходилось руководствоваться европейскими антропологическими типами.
3. Желтый Христос, 1889
В 1889 Гогену сказали, что его последние картины не пользуются спросом в Париже. Расстроенный художник попытался выразить свои чувства и написал несколько полотен на тему распятия Христа. Христос похож на Гогена, и его можно увидеть повсюду на фоне бретонского пейзажа. "Желтый Христос" - не исключение. Осенние пейзажи подчеркивают здешнее меланхолическое настроение. Бретонские женщины олицетворяют трех Марий и традиционно изображаются на картинах, посвященных этой теме. Эта картина удивила многих друзей художника. Октав Мирбо назвал картину "удивительной и трогательной смесью варварской пышности, католического этикета, индийской медитации, готической фантастики и изящного символизма".
2. Дух мертвых не дремлет (Манао Тупапау), 1892
В этой картине смешаны черты вымысла и реальности. Эта молодая девушка была скопирована с молодой жены Гогена, таитянки Техуры. Она познакомила его со многими таитянскими легендами. Мотивом для создания холста послужило очень специфическое событие. Однажды Гоген отправился в Папеэте и пробыл там до темноты. В светильнике кончилось масло, и в ожидании художника девушка лежала в темноте. Она очень волновалась. Но причина совсем не в духе умершего. На самом деле все гораздо зауряднее - Техуру мучали подозрения, что Гоген решил посетить проституток.
1. Видение после проповеди, 1888
Эта картина демонстрирует расхождение между Гогеном и импрессионизмом. Сцена, изображенная на полотне, представляет собой синтетический стиль, изобретенный Гогеном и Эмилем Бернаром. Фигуры нарисованы в упрощенной манере, без следования пропорциям и перспективе, а декоративные изгибы напоминают японскую гравюру. В одном из своих писем того времени Гоген писал: "В этом году я пожертвовал всем (исполнением, цветом) ради стиля." Сюжет этой картины мог быть вдохновлен религиозным праздником, после которого бретонцы устраивали борцовские поединки. Стилистически эта работа очень близка к работе Бернара "Бретонские женщины на лугу".
Бернар даже помогал Гогену принести картину в церковь, где ее предложили пастору. Из этого ничего не вышло - священник отказался ее покупать.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: