«Что со мной не так?» - такой вопрос можно часто услышать от людей, которые выросли в атмосфере психологического насилия и нездоровых отношений.
Именно под влиянием родительского воспитания формируются жизненные сценарии, которые определяют нашу судьбу. Но что если, вместо любви и поддержки, ребенку передаются страхи, обиды и токсичные убеждения?
Давайте сегодня разберемся, какие родительские действия и установки чаще всего программируют в нас негативные сценарии.
"Запрет на самостоятельность”.
Если человек вырос в семье с гиперопекающими или чрезмерно строгими родителями, то он с детства привык к тому, что его мнение не имеет значения.
Любая инициатива и самодеятельность подавлялась фразами типа:
- Не смей спорить с родителями, нам лучше знать!
- Ты ничего не понимаешь, так что слушайся взрослых!
- Меньше задавай вопросов и делай через “не хочу”!
Ребенка буквально лишают права выбора на то, что ему важно или интересно. Родители подавляют его волю, и сами решают с кем нужно дружить, какие увлечения выбирать, в какой ВУЗ поступать, и т.д.
Если ребенок сопротивляется, то начинается давление или манипуляции. В итоге он решает, что инициатива наказуема, самостоятельность бессмысленна и все важные решения зависят от кого-то другого.
Как это влияет на взрослую жизнь?
Такая модель воспитания оставляет глубокий след, формируя у человека состояние выученной беспомощности.
✓ Появляется страх самостоятельно принимать решения, и человек привыкает перекладывать ответственность на других:
- Скажи, как мне лучше поступить?
- Давай лучше ты сделаешь правильный выбор!
Таким людям особенно тяжело в сложных или критических ситуациях.
✓ Недоверие к собственным силам.
Очень сложно начать что-то новое, ведь внутри звучит голос из детства: "у тебя ничего не получится, даже не пытайся".
Поэтому, они могут отказаться от поиска новой работы, предпочитая оставаться в токсичном, но знакомом окружении. Тем самым лишаясь уймы возможностей и продолжая действовать по шаблону.
✓ Инфантильная позиция.
В отношениях и на работе такие люди часто занимают роль «вечного подчиненного». Они никогда не начнут действовать самостоятельно, всеми силами избегая ответственности.
"Запрет на самоценность” или «сценарий условной любви».
В семьях, где ребенка любят не просто так, а за его поступки, дети быстро усваивают: любовь нужно заслужить.
Часто негативные установки формируются через такие фразы:
- Ну вот, можешь же, когда захочешь! Теперь я тебя люблю!
- Позорище! Глаза б мои тебя не видели. Иди, подумай над своим поведением!
- Да кому ты будешь нужен, если будешь плохо учиться!
- Ты такая молодец, когда помогаешь по дому! Именно так и ведут себя хорошие девочки.
Любовь, признание и одобрение становятся наградой за соответствие родительским ожиданиям. При этом любые проявления слабости, ошибок или непослушания, караются презрением и отвержением.
В итоге ценность человека напрямую зависит от того, насколько он полезен, удобен или успешен в глазах окружающих.
Во взрослой жизни появляется:
✓ Низкая самооценка и самобичевание.
Человек постоянно сомневается в своей самоценности, чувствует себя «недостаточно хорошим» и боится всех разочаровать.
Любые неудачи это повод для самокритики:
- Я ничего не добился! Да кому я такой нужен?
- Да что со мной не так? Меня никто никогда не полюбит...
✓ Зависимость от одобрения.
Жизнь превращается в бесконечную погоню за похвалой и признанием. Ведь без внешнего подтверждения человек чувствует себя бесполезным и ненужным.
- Мне нужно подтверждение того, что я хорошо справилась с работой...
- Критика просто убивает меня.
✓ Перфекционизм и трудоголизм.
Чтобы доказать свою ценность, человек стремится быть идеальным во всем. Но даже достигнув результатов, он редко чувствует удовлетворение. Вместо этого появляется новый цикл из страха неудачи и чрезмерных ожиданий:
- Мне нужно сделать еще лучше, иначе подумают, что я недостаточно хорош.
- Отдыхать нельзя, вдруг решат, что я ленивая.
✓ Трудности в отношениях.
Нездоровые отношения для таких людей становятся нормой: человек либо пытается заслужить любовь, либо боится близости. Ведь его учили, что любовь всегда условна. Такая установка часто приводит к выбору токсичных партнеров или одиночеству.
Сценарий «Запрет на эмоциональность».
В семьях, где родители подавляют или игнорируют эмоции ребенка, формируется установка: проявлять чувства неправильно.
Просто родители, которые сами не умеют справляться с эмоциями, пытаются их минимизировать у ребенка. Часто это происходит через обесценивание, критику или запреты:
- Ну что ты разревелся? Не так уж это и больно!
- Прекрати истерику, ведешь себя как девчонка.
- Ты так радуешься, будто миллион выиграл. Успокойся уже!
Со временем ребенок начинает думать, что его чувства никому не нужны и лучше их держать при себе. Поэтому он подавляет эмоции или притворяться, что ничего не испытывает.
Во взрослой жизни этот сценарий становится источником множества внутренних и внешних конфликтов, а также серьезных трудностей в отношениях с окружающими. А именно, появляется:
✓ Страх и непонимание собственных эмоций.
Человек перестает осознавать и выражать свои чувства, поэтому просто теряется, сталкиваясь с сильными эмоциями:
- Я не знаю, что сейчас чувствую. Мне просто плохо…
- Почему меня это так бесит? Наверное, со мной что-то не так.
✓ Проблемы с эмоциональным самоконтролем.
Постоянное подавление эмоций может привести к срыву и неадекватному поведению:
- Мы поссорились на пустом месте.
- Я не знаю что со мной произошло. Взорвался из-за какой-то ерунды.
✓ Эмоциональная отстраненность.
Запрет на чувства мешает человеку быть открытым и искренним.
- Мне очень сложно открыто поговорить со своей половинкой.
- Всем кажется, что я закрытый и бесчувственный, но это не так.
✓ Психосоматика.
Невыраженные или непроработанные негативные эмоции могут оставаться с человеком в виде хронического стресса и негативно влиять на организм.
Появляются: головные боли; проблемы с сердцем; кожные высыпания, аллергии, и т.д.
Влияние негативных сценариев на нашу жизнь нельзя недооценивать, поэтому их нужно обязательно выявлять и прорабатывать. Конечно, работа над собой требует времени и усилий, однако это путь к личному счастью и свободе.
Автор: Черкасова Екатерина Михайловна
Психолог, Гипнолог-регрессолог Психодиагност
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru