Пять углов, «дом-пряник», Владимирский собор, Эльфийский садик и дом Бубыря с диковинными существами: нас ждут шедевры Загородного проспекта, Колокольной и Стремянной улиц. На десерт — проходные дворы от Невского до Восстания.
Как добраться
Начинаем с площади у Витебского вокзала. Проще всего доехать до станции метро Пушкинская (выход на Загородный проспект).
Витебский вокзал
Все началось в 1837 году. Деревянный, затем каменный по проекту Константина Тона — тогда Царскосельский вокзал.
А в 1904 появилось знакомое нам здание (архитекторы Бржозовский и Минаш). Внутри — уникальные интерьеры, но сегодня любуемся им снаружи.
Как вы считаете, на что он похож?
Фасад со стороны Загородного проспекта:
Фасад со стороны Введенского канала:
Ажурные балконы:
Введенский канал — между Обводным и Фонтанкой. Засыпан в 1965-1971, по бывшему руслу проложили дорогу.
Так он выглядит сегодня:
А так — 1,5 столетия назад:
Когда-то вся эта территория была вотчиной Семеновского полка. Отсюда историческое название близлежащего района — Семенцы.
По диагонали от вокзала, на той стороне Загородного проспекта — женская Обуховская больница, ныне — клиника Военно-медицинской академии.
И раз уж я тут, сделаю крюк назад, вглубь Семенцов — проведать дом Захаровых на Клинском проспекте.
Подробно о нем здесь:
Жемчужина Семенцов с печью по эскизу Врубеля. Дом великолепен в любое время года, но весной, в солнечный день — особенно.
Всегда на прогулках встречаю неожиданные детали. На этот раз — на Серпуховской улице в Семенцах. Обрамление перед воротами во двор одного из домов:
Возвращаемся на Загородный проспект:
Напротив вокзала — Введенский сад с памятным знаком разрушенному собору Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка (построен по проекту Тона, взорван в 1934):
По этой же стороне буквально через 50 метров доходим до дома Штальман.
Дом Штальман
Участок на углу Загородного проспекта и Большого Казачьего переулка никогда не пустовал. Но все, что было до, не оставило следа. А дом по проекту архитектора Мошинского стоит и, я надеюсь, будет стоять еще долго. Бесспорный шедевр модерна 1907 года рождения:
Особенность дома — угловой портал. Подобных я нигде не видел. Что он вам напоминает по форме?
Насколько изящны его линии, да еще с розетками:
Кстати, общепит был здесь всегда. До революции — «Курляндская» пекарня, в советские годы — кафе «Сладкоежка».
А вход в парадную украшен доспехами — шлемы с перьями и скрещенные мечи.
Скорее всего, дань памяти мужа Анны Штальман, генерал-лейтенанта, военного инженера. Плюс рядом с домом был Введенский собор Семеновского полка.
Фото 1910 года:
Совы на фасадах домов в Петербурге — не редкость, при этом здесь они в нише, напоминающей дупло:
Следом за домом Штальман нас ждет дом Владимира Ратькова-Рожнова, бывшего городского головы. Вместе с сыновьями он владел множеством доходных домов. И всегда по проектам маститых архитекторов. Достаточно вспомнить Павла Сюзора, его шедевры на Кирочной и Пестеля.
А здесь, на перекрестке Загородного проспекта и Гороховой улицы — совместная работа Виктора Шретера и Леонтия Бенуа (ого!).
Декор на фасаде:
Перспектива на Гороховую:
Она же вечером:
На другой стороне проспекта — Театр юных зрителей:
Справа — бывшая Военно-автомобильная школа:
Слева — бывшие казармы Семеновского полка:
Через 200 метров, на углу со Звенигородской улицей — доходный дом Марии Стенбок-Фермор по проекту Льва Шишко.
Стенбок-Ферморы — богатейшее семейство, потомки пленного шведского генерала, осевшего в России при Петре I. В Петербурге целая россыпь принадлежавших им домов + они владели побережьем от Лахты до Лисьего Носа. С этими землями и наследником Марии Яковлевны Александром связана одна интереснейшая история, но об этом как-нибудь в другой раз. Пока смотрим дом, замечательный в своих деталях.
Следующий за имением Стенбок-Фермор — дом водочного магната Василия Петрова:
Эркер здесь, конечно, грандиозный:
Напротив, на углу Загородного с Бородинской улицей — два дома Мещанского общества от архитектора Прянишникова.
Слева — чуть проще:
Справа — чуть элегантнее. Симпатичный образец модерна, тяготеещего к классике:
Фасад со стороны Бородинской улицы:
Фасад со стороны Загородного проспекта:
Перспектива проспекта от точки между домами Петрова и Мещанского общества:
Впереди, сразу за домом Мещанского общества нас ждет доходный дом Ивана Кузнецова, владельца фарфоровой фабрики. Ныне здесь — джазовая филармония.
Дед бывшего владельца, Терентий Кузнецов еще в 1830-х основал знаменитый в будущем фарфоровый завод в Дулево Владимирской губернии. Потом производство разрослось. Сам Иван Емельянович руководил предприятием в Новгороде.
Дом по проекту сразу трех архитекторов — Розенберга, Великовского и Бурышкина, получился основательный.
Фасад со стороны Загородного проспекта:
Фасад со стороны переулка Джамбула:
Угол дома:
Следующая остановка — у дома Ратькова-Рожнова. Как, опять он?! На сей раз это брат городского головы, Модест Александрович + еще куча родственников указана как владельцы дом на Загородном проспекте, 30.
Архитектор Петерсон сделал дом гораздо скромнее, чем у старшего брата заказчика. Однако посмотрите, насколько он изящен. Плавный изгиб от Социалистической улицы, а также пилястры на эркерах — будто переплет.
А это «тупик социализма»:
Так прозвали в советские годы узкий курдонер дома №21-23 по Загородному проспекту, поскольку он похож на продолжение Социалистической улицы (на самом деле нет).
На другой стороне рядом — два красавца.
Доходный дом купца Дехтеринского:
Арка во двор выглядит «космически» в темное время:
По соседству — дом Шнеера-Залмана Иоффа по проекту Александра Лишневского:
Ну а дальше мы выходим на Пять углов — так в народе называют перекресток, образованный пересечением Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова. Клином в него врезается один из петербургских «утюгов» — дом Иоффа, именитого аукциониста и антиквара начала XX века.
Пять углов
Снова Иофф и снова Александр Лишневский!
Он бесподобен в любое время и под любым ракурсом:
Фасад со стороны Рубинштейна:
Фасад со стороны Загородного проспекта:
В доме было всего шесть квартир, по две на каждом этаже, предназначенных для состоятельных людей. На верхнем этаже по Загородному проспекте жил сам домовладелец. Под ними квартиру занимал банкир Голант, председатель совета Петроградского общества взаимного кредита.
В нижних этажах — несколько магазинов. Так, с угла был вход в салон Шапиро, где продавались первые автомобили Renault. На втором этаже устроили кинотеатр на 300 мест.
Впереди маячит Владимирский собор:
Но перед этим остановимся еще перед одним храмом — во имя Коневской иконы Божьей Матери, зажатым между домами №9 и 5.
А вот и собор:
Трудились над ним несколько великих зодчих, от Кваренги до Руски. А иконостас выполнен по рисунку Растрелли.
При возможности заберитесь на колокольню. Вид оттуда — потрясающий.
Напротив собора — Владимирский пассаж, бывший доходный дом статского советника Ивана фон Бессера.
Между прочим, проект Аллана Шульмана, главного архитектора Выборга. Там его шедевров предостаточно, а в Петербурге — единственный.
Узнаваемые герои финского национального романтизма:
Тем временем мы сворачиваем в Кузнечный переулок.
Местный рынок, который теперь считают самым «мажорным»:
Дом, где свои последние годы провел Федор Михайлович Достоевский, в цоколе его музей:
Напротив — добротный, но не самый роскошный особняк в стиле эклектики. Принадлежал миллионеру, содержателю питейных сборов Василию Каншину.
А вот какая красота внутри:
Вход в парадную свободный — на втором этаже музыкальная школа.
А мы ныряем в арку дома по соседству.
Федор Михайлович выгуливает котов:
Раньше тут было полноценное граффити с его портретом, но нельзя-с, закрасили.
«Дом-пряник» Никонова
Через проходной двор выходим на Колокольную. И там нас встречает главная жемчужина этого маршрута — собственный доходный дом Николая Никитича Никонова, главного епархиального архитектора Петербурга. Известен как «дом-пряник».
Шатровая кровля, колонки с дыньками, кокошники...и буйство майолики.
В центре внимания — основание эркера и вход в парадную.
Мне довелось побывать в квартире на третьем этаже. Время съемки — поздний вечер, так что не удивляйтесь контрасту с предыдущими фотографиями.
Длинный коридор на первом этаже:
«Шаговое» расположение окон на этажах (когда вы поднимаетесь, каждое окно чуть выше предыдущего):
Двери:
А это уже внутри. Гостиная:
Печь сохранилась:
Вернемся наружу, зайдем в арку.
Вид из двора:
Левое крыло венчает башня, которая служит черной лестницей:
Прямо напротив дома Никонова — владение издателя Владимира Березовского. Великолепная эклектика, по стилю перекликающаяся с творением Никонова.
Эркеры держат колоритные дяденьки:
Вид из арки:
Фасад со стороны Поварского переулка:
А мы пройдем по соседнему — Дмитровскому переулку, который буквально через 200 метров встречается со Стремянной улицей. И там нас ждет следующий шедевр.
Эльфийский садик
Но первым делом обращу внимание на это место. Эльфийский садик — народное название сквера на углу Стремянной и Дмитровского переулка. В 80-е годы XX века здесь собирались неформальные музыканты, художники, поэты. Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Сергей Курехин, Александр Башлачев и другие завсегдатаи знаменитого «Сайгона» (он всего в 250 метрах отсюда). Ну и просто место классное, такой укромный зеленый уголок в центре.
Сейчас тут детская площадка, в основном жители окрестных домов приходят с детьми поиграть.
Не так давно стоял указатель:
Теперь от былой памяти осталась табличка на фасаде:
Эльфийским садик называется по имени бывшего кафе «Эльф» в соседнем доме. Он нем-то и пойдет дальше речь.
Дом Бубыря
Издалека это ничем не примечательная серая масса.
Разве что зеленый козырек над эркером и необычная форма окон.
Но когда присматриваешься, замираешь в изумлении: что это?!
Фасад населен диковинными существами:
А еще — мухоморы, елочки, причем, в металлодекоре балконных ограждений в том числе.
Здесь вообще планетарий с заходом - восходом солнца:
Это «чудо-юдо» называют символом северного модерна:
Дом принадлежал Алексею Бубырю, мастеру этого стиля. Проект — в тандеме с его любимым компаньоном Николаем Васильевым. После постройки дома в 1907 году и до революции они оба здесь и жили. В советские годы чуть ли не в квартире самого Бубыря жил певец Эдуард Хиль.
Зайдем в парадную.
Декор явно новый, при этом в оригинальной стилистике:
Изгиб лестницы:
Образы внутри продолжают образы снаружи (характерная особенность модерна). В лестничных ограждениях:
В отделке дверей:
На последнем этаже «вишенка на торте»:
Абажур и витраж новые, но как это сделано! Забываешь, какой год, какой век сейчас.
Кажется, вот открются двери рядом, и выйдет сам Алексей Федорович Бубырь. На последнем этаже он и жил.
Печной конек необыкновенный:
Как вы думаете, что это за ящик на стене:
Во дворе:
Ворота:
В наше время к дому надстроили еще два этажа. Со стороны Эльфийского садика хорошо видно:
Какова геометрия:
От дома Бубыря движемся в сторону улицы Марата.
Перспектива Стремянной:
И здесь еще один замечательный дом — Общества религиозно-нравственного просвещения.
Проект Германа Гримма и Густава фон Голи, 1902 год. «Неоготик» модерн + что-то от кирпичного стиля.
Библиотека там на первом этаже хорошая.
Выходим на улицу Марата, впереди Невский проспект:
Дом Лопатина
В первой половине XIX века здесь стояло двухэтажное здание с аркадой, пока в 1867 купец Михаил Лопатин не построил роскошный а-la palazzo в 4 этажа. Позднее его выкупило товарищество «Григорий Бенингсон».
Вечером:
А это парадная, в которую можно спокойно зайти, поскольку там сейчас бизнес-центр (вход слева от арки).
В начале XX века во дворе построили выставочный зал специально для панорамы «Голгофа», затем его приспособили под скейт-ринг и, наконец, под кинотеатр. Таковым он и является по сей день, с 1930 года под именем «Колизей».
Вид из парадной:
А мы огибаем «Колизей» слева и выходим к «Новотелю».
Гостиница и бизнес-центр соединены с помощью галереи в одно целое. Все это пространство задумывалось как пешеходная улица с осевым раскрытием в Итальянские сады.
Пешеходной улицы не получилось, автомобили гоняют вовсю. Проект, конечно, интересный. Возможно когда-нибудь доведут до конца.
Что есть сейчас.
Арт-объект «Человек и природа» в скверике перед аркой:
Установлен еще в 90-е годы. В дырку хотели воткнуть бронзовую ветвь как символ того, что жизнь пробивается даже сквозь камень (так и не воткнули).
А за аркой — с трансформаторной будки на нас смотрит Виктор Цой.
А что за Итальянские сады, которые я упомянул выше?
Это пространство за Павловским женским институтом (сейчас гимназия № 209). Изначально, в XVIII веке это был огромный квадрат примерно между Невским, Фонтанкой и нынешней улицей Восстания, где разбили регулярный сад. По мере роста города территория сада сжималась и к 1917 году заключалась между современными улицами Маяковского, Жуковского, Восстания.
В наши дни — высадили деревья, дай Бог, что-то подобное получится.
Мимо гимназии выгодим на улицу Восстания:
Рукой подать до станции метро:
Здесь мы и остановимся.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.