Найти тему

Прогулка от Витебского вокзала до площади Восстания

Оглавление

Пять углов, «дом-пряник», Владимирский собор, Эльфийский садик и дом Бубыря с диковинными существами: нас ждут шедевры Загородного проспекта, Колокольной и Стремянной улиц. На десерт — проходные дворы от Невского до Восстания.

Как добраться

Начинаем с площади у Витебского вокзала. Проще всего доехать до станции метро Пушкинская (выход на Загородный проспект).

Карта местности
Карта местности

Витебский вокзал

Все началось в 1837 году. Деревянный, затем каменный по проекту Константина Тона — тогда Царскосельский вокзал.

Царскосельский вокзал, рисунок конца XIX века
Царскосельский вокзал, рисунок конца XIX века

А в 1904 появилось знакомое нам здание (архитекторы Бржозовский и Минаш). Внутри — уникальные интерьеры, но сегодня любуемся им снаружи.

Как вы считаете, на что он похож?

Витебский вокзал
Витебский вокзал

Фасад со стороны Загородного проспекта:

Фасад со стороны Введенского канала:

Витебский вокзал
Витебский вокзал

Ажурные балконы:

Витебский вокзал
Витебский вокзал

Введенский канал — между Обводным и Фонтанкой. Засыпан в 1965-1971, по бывшему руслу проложили дорогу.

Так он выглядит сегодня:

Введенский канал
Введенский канал

А так — 1,5 столетия назад:

Введенский канал
Введенский канал

Когда-то вся эта территория была вотчиной Семеновского полка. Отсюда историческое название близлежащего района — Семенцы.

По диагонали от вокзала, на той стороне Загородного проспекта — женская Обуховская больница, ныне — клиника Военно-медицинской академии.

Обуховская больница
Обуховская больница

И раз уж я тут, сделаю крюк назад, вглубь Семенцов — проведать дом Захаровых на Клинском проспекте.

Подробно о нем здесь:

Жемчужина Семенцов с печью по эскизу Врубеля. Дом великолепен в любое время года, но весной, в солнечный день — особенно.

Всегда на прогулках встречаю неожиданные детали. На этот раз — на Серпуховской улице в Семенцах. Обрамление перед воротами во двор одного из домов:

-11

Возвращаемся на Загородный проспект:

Загородный проспект
Загородный проспект

Напротив вокзала — Введенский сад с памятным знаком разрушенному собору Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка (построен по проекту Тона, взорван в 1934):

Введенский сад и больница
Введенский сад и больница

По этой же стороне буквально через 50 метров доходим до дома Штальман.

Дом Штальман

Участок на углу Загородного проспекта и Большого Казачьего переулка никогда не пустовал. Но все, что было до, не оставило следа. А дом по проекту архитектора Мошинского стоит и, я надеюсь, будет стоять еще долго. Бесспорный шедевр модерна 1907 года рождения:

Дом Штальман
Дом Штальман

Особенность дома — угловой портал. Подобных я нигде не видел. Что он вам напоминает по форме?

Насколько изящны его линии, да еще с розетками:

Кстати, общепит был здесь всегда. До революции — «Курляндская» пекарня, в советские годы — кафе «Сладкоежка».

А вход в парадную украшен доспехами — шлемы с перьями и скрещенные мечи.

Дом Штальман
Дом Штальман

Скорее всего, дань памяти мужа Анны Штальман, генерал-лейтенанта, военного инженера. Плюс рядом с домом был Введенский собор Семеновского полка.

Фото 1910 года:

Дом Штальман
Дом Штальман

Совы на фасадах домов в Петербурге — не редкость, при этом здесь они в нише, напоминающей дупло:

Дом Штальман
Дом Штальман

Дом Штальман
Дом Штальман

Следом за домом Штальман нас ждет дом Владимира Ратькова-Рожнова, бывшего городского головы. Вместе с сыновьями он владел множеством доходных домов. И всегда по проектам маститых архитекторов. Достаточно вспомнить Павла Сюзора, его шедевры на Кирочной и Пестеля.

А здесь, на перекрестке Загородного проспекта и Гороховой улицы — совместная работа Виктора Шретера и Леонтия Бенуа (ого!).

Дом Ратькова-Рожнова
Дом Ратькова-Рожнова

Декор на фасаде:

Дом Ратькова-Рожнова
Дом Ратькова-Рожнова

Дом Ратькова-Рожнова
Дом Ратькова-Рожнова

источник

Перспектива на Гороховую:

Она же вечером:

На другой стороне проспекта — Театр юных зрителей:

Театр юных зрителей
Театр юных зрителей

Справа — бывшая Военно-автомобильная школа:

-27

Слева — бывшие казармы Семеновского полка:

-28

Через 200 метров, на углу со Звенигородской улицей — доходный дом Марии Стенбок-Фермор по проекту Льва Шишко.

Дом М.А. Стенбок-Фермор
Дом М.А. Стенбок-Фермор

Стенбок-Ферморы — богатейшее семейство, потомки пленного шведского генерала, осевшего в России при Петре I. В Петербурге целая россыпь принадлежавших им домов + они владели побережьем от Лахты до Лисьего Носа. С этими землями и наследником Марии Яковлевны Александром связана одна интереснейшая история, но об этом как-нибудь в другой раз. Пока смотрим дом, замечательный в своих деталях.

источник

Следующий за имением Стенбок-Фермор — дом водочного магната Василия Петрова:

Дом Петрова
Дом Петрова

Эркер здесь, конечно, грандиозный:

Дом Петрова
Дом Петрова
Дом Петрова
Дом Петрова

Напротив, на углу Загородного с Бородинской улицей — два дома Мещанского общества от архитектора Прянишникова.

Перспектива Бородинской улицы
Перспектива Бородинской улицы

Слева — чуть проще:

Дом мещанского общества
Дом мещанского общества

Справа — чуть элегантнее. Симпатичный образец модерна, тяготеещего к классике:

Дом мещанского общества
Дом мещанского общества

Фасад со стороны Бородинской улицы:

Дом мещанского общества
Дом мещанского общества

Фасад со стороны Загородного проспекта:

Дом мещанского общества
Дом мещанского общества

Перспектива проспекта от точки между домами Петрова и Мещанского общества:

Загородный проспект
Загородный проспект

Впереди, сразу за домом Мещанского общества нас ждет доходный дом Ивана Кузнецова, владельца фарфоровой фабрики. Ныне здесь — джазовая филармония.

Дед бывшего владельца, Терентий Кузнецов еще в 1830-х основал знаменитый в будущем фарфоровый завод в Дулево Владимирской губернии. Потом производство разрослось. Сам Иван Емельянович руководил предприятием в Новгороде.

Дом по проекту сразу трех архитекторов — Розенберга, Великовского и Бурышкина, получился основательный.

Фасад со стороны Загородного проспекта:

Филармония джазовой музыки
Филармония джазовой музыки
Филармония джазовой музыки
Филармония джазовой музыки
Филармония джазовой музыки
Филармония джазовой музыки

Фасад со стороны переулка Джамбула:

Филармония джазовой музыки
Филармония джазовой музыки

Угол дома:

Филармония джазовой музыки
Филармония джазовой музыки

Следующая остановка — у дома Ратькова-Рожнова. Как, опять он?! На сей раз это брат городского головы, Модест Александрович + еще куча родственников указана как владельцы дом на Загородном проспекте, 30.

Загородный проспект, 30
Загородный проспект, 30

Архитектор Петерсон сделал дом гораздо скромнее, чем у старшего брата заказчика. Однако посмотрите, насколько он изящен. Плавный изгиб от Социалистической улицы, а также пилястры на эркерах — будто переплет.

А это «тупик социализма»:

Тупик социазизма
Тупик социазизма

Так прозвали в советские годы узкий курдонер дома №21-23 по Загородному проспекту, поскольку он похож на продолжение Социалистической улицы (на самом деле нет).

На другой стороне рядом — два красавца.

Доходный дом купца Дехтеринского:

Загородный проспект, 26
Загородный проспект, 26
Загородный проспект, 26
Загородный проспект, 26

Арка во двор выглядит «космически» в темное время:

Загородный проспект, 26
Загородный проспект, 26

По соседству — дом Шнеера-Залмана Иоффа по проекту Александра Лишневского:

Загородный проспект, 24
Загородный проспект, 24
Загородный проспект, 24
Загородный проспект, 24
Загородный проспект, 24
Загородный проспект, 24

Ну а дальше мы выходим на Пять углов — так в народе называют перекресток, образованный пересечением Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова. Клином в него врезается один из петербургских «утюгов» — дом Иоффа, именитого аукциониста и антиквара начала XX века.

Пять углов

Снова Иофф и снова Александр Лишневский!

Дом Иоффа на Пяти углах
Дом Иоффа на Пяти углах

Он бесподобен в любое время и под любым ракурсом:

Фасад со стороны Рубинштейна:

Дом Иоффа на Пяти углах
Дом Иоффа на Пяти углах

Фасад со стороны Загородного проспекта:

Дом Иоффа на Пяти углах
Дом Иоффа на Пяти углах

В доме было всего шесть квартир, по две на каждом этаже, предназначенных для состоятельных людей. На верхнем этаже по Загородному проспекте жил сам домовладелец. Под ними квартиру занимал банкир Голант, председатель совета Петроградского общества взаимного кредита.

В нижних этажах — несколько магазинов. Так, с угла был вход в салон Шапиро, где продавались первые автомобили Renault. На втором этаже устроили кинотеатр на 300 мест.

Впереди маячит Владимирский собор:

-57

Но перед этим остановимся еще перед одним храмом — во имя Коневской иконы Божьей Матери, зажатым между домами №9 и 5.

Храм во имя Коневской иконы Божьей Матери
Храм во имя Коневской иконы Божьей Матери

А вот и собор:

-59
Собор во имя Владимирской иконы Божьей Матери
Собор во имя Владимирской иконы Божьей Матери

Трудились над ним несколько великих зодчих, от Кваренги до Руски. А иконостас выполнен по рисунку Растрелли.

При возможности заберитесь на колокольню. Вид оттуда — потрясающий.

-61
-62

источник

Напротив собора — Владимирский пассаж, бывший доходный дом статского советника Ивана фон Бессера.

Владимирский пассаж
Владимирский пассаж

Между прочим, проект Аллана Шульмана, главного архитектора Выборга. Там его шедевров предостаточно, а в Петербурге — единственный.

Узнаваемые герои финского национального романтизма:

-64
-65
-66

источник

Тем временем мы сворачиваем в Кузнечный переулок.

Кузнечный переулок
Кузнечный переулок

Местный рынок, который теперь считают самым «мажорным»:

Кузнечный рынок
Кузнечный рынок

Дом, где свои последние годы провел Федор Михайлович Достоевский, в цоколе его музей:

Музей Достоевского
Музей Достоевского

Напротив — добротный, но не самый роскошный особняк в стиле эклектики. Принадлежал миллионеру, содержателю питейных сборов Василию Каншину.

Особняк Каншина
Особняк Каншина

А вот какая красота внутри:

-71
-72

источник

Вход в парадную свободный — на втором этаже музыкальная школа.

А мы ныряем в арку дома по соседству.

Кузнечный переулок, 8
Кузнечный переулок, 8
-74

Федор Михайлович выгуливает котов:

-75

Раньше тут было полноценное граффити с его портретом, но нельзя-с, закрасили.

«Дом-пряник» Никонова

Через проходной двор выходим на Колокольную. И там нас встречает главная жемчужина этого маршрута — собственный доходный дом Николая Никитича Никонова, главного епархиального архитектора Петербурга. Известен как «дом-пряник».

Дом Никонова
Дом Никонова

Шатровая кровля, колонки с дыньками, кокошники...и буйство майолики.

Дом Никонова
Дом Никонова

В центре внимания — основание эркера и вход в парадную.

Дом Никонова
Дом Никонова
Дом Никонова
Дом Никонова

Мне довелось побывать в квартире на третьем этаже. Время съемки — поздний вечер, так что не удивляйтесь контрасту с предыдущими фотографиями.

Длинный коридор на первом этаже:

«Шаговое» расположение окон на этажах (когда вы поднимаетесь, каждое окно чуть выше предыдущего):

Дом Никонова
Дом Никонова

Двери:

Дом Никонова
Дом Никонова

А это уже внутри. Гостиная:

-83

Печь сохранилась:

-84

Вернемся наружу, зайдем в арку.

Дом Никонова
Дом Никонова

Вид из двора:

Дом Никонова
Дом Никонова

Левое крыло венчает башня, которая служит черной лестницей:

Прямо напротив дома Никонова — владение издателя Владимира Березовского. Великолепная эклектика, по стилю перекликающаяся с творением Никонова.

Колокольная, 14
Колокольная, 14

Эркеры держат колоритные дяденьки:

-89
-90

Вид из арки:

-91

Фасад со стороны Поварского переулка:

Поварской переулок
Поварской переулок

А мы пройдем по соседнему — Дмитровскому переулку, который буквально через 200 метров встречается со Стремянной улицей. И там нас ждет следующий шедевр.

Эльфийский садик

Но первым делом обращу внимание на это место. Эльфийский садик — народное название сквера на углу Стремянной и Дмитровского переулка. В 80-е годы XX века здесь собирались неформальные музыканты, художники, поэты. Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Сергей Курехин, Александр Башлачев и другие завсегдатаи знаменитого «Сайгона» (он всего в 250 метрах отсюда). Ну и просто место классное, такой укромный зеленый уголок в центре.

Фото 1987 года
Фото 1987 года

Сейчас тут детская площадка, в основном жители окрестных домов приходят с детьми поиграть.

Эльфийский садик
Эльфийский садик

Не так давно стоял указатель:

Эльфийский садик
Эльфийский садик

Теперь от былой памяти осталась табличка на фасаде:

-96

Эльфийским садик называется по имени бывшего кафе «Эльф» в соседнем доме. Он нем-то и пойдет дальше речь.

Дом Бубыря

Издалека это ничем не примечательная серая масса.

Дом Бубыря
Дом Бубыря

Разве что зеленый козырек над эркером и необычная форма окон.

Дом Бубыря
Дом Бубыря

Но когда присматриваешься, замираешь в изумлении: что это?!

Дом Бубыря
Дом Бубыря

Фасад населен диковинными существами:

Дом Бубыря
Дом Бубыря
Дом Бубыря
Дом Бубыря

А еще — мухоморы, елочки, причем, в металлодекоре балконных ограждений в том числе.

Здесь вообще планетарий с заходом - восходом солнца:

Дом Бубыря
Дом Бубыря

Это «чудо-юдо» называют символом северного модерна:

Дом Бубыря
Дом Бубыря

Дом принадлежал Алексею Бубырю, мастеру этого стиля. Проект — в тандеме с его любимым компаньоном Николаем Васильевым. После постройки дома в 1907 году и до революции они оба здесь и жили. В советские годы чуть ли не в квартире самого Бубыря жил певец Эдуард Хиль.

Зайдем в парадную.

-104

Декор явно новый, при этом в оригинальной стилистике:

-105

Изгиб лестницы:

-106

Образы внутри продолжают образы снаружи (характерная особенность модерна). В лестничных ограждениях:

-107

В отделке дверей:

-108

На последнем этаже «вишенка на торте»:

-109

Абажур и витраж новые, но как это сделано! Забываешь, какой год, какой век сейчас.

-110

Кажется, вот открются двери рядом, и выйдет сам Алексей Федорович Бубырь. На последнем этаже он и жил.

-111

Печной конек необыкновенный:

-112

Как вы думаете, что это за ящик на стене:

-113

Во дворе:

Дом Бубыря
Дом Бубыря

Ворота:

Дом Бубыря
Дом Бубыря

В наше время к дому надстроили еще два этажа. Со стороны Эльфийского садика хорошо видно:

Дом Бубыря
Дом Бубыря

Какова геометрия:

Дом Бубыря
Дом Бубыря

От дома Бубыря движемся в сторону улицы Марата.

Перспектива Стремянной:

Стремянная улица
Стремянная улица

И здесь еще один замечательный дом — Общества религиозно-нравственного просвещения.

-119

Проект Германа Гримма и Густава фон Голи, 1902 год. «Неоготик» модерн + что-то от кирпичного стиля.

Дом общества религиозно-нравственного просвещения
Дом общества религиозно-нравственного просвещения

Библиотека там на первом этаже хорошая.

Дом общества религиозно-нравственного просвещения
Дом общества религиозно-нравственного просвещения

Выходим на улицу Марата, впереди Невский проспект:

-122

Дом Лопатина

В первой половине XIX века здесь стояло двухэтажное здание с аркадой, пока в 1867 купец Михаил Лопатин не построил роскошный а-la palazzo в 4 этажа. Позднее его выкупило товарищество «Григорий Бенингсон».

Дом Лопатина
Дом Лопатина

Вечером:

Невский проспект, 100
Невский проспект, 100

А это парадная, в которую можно спокойно зайти, поскольку там сейчас бизнес-центр (вход слева от арки).

В начале XX века во дворе построили выставочный зал специально для панорамы «Голгофа», затем его приспособили под скейт-ринг и, наконец, под кинотеатр. Таковым он и является по сей день, с 1930 года под именем «Колизей».

-126

Вид из парадной:

-127

А мы огибаем «Колизей» слева и выходим к «Новотелю».

-128

Гостиница и бизнес-центр соединены с помощью галереи в одно целое. Все это пространство задумывалось как пешеходная улица с осевым раскрытием в Итальянские сады.

Пешеходной улицы не получилось, автомобили гоняют вовсю. Проект, конечно, интересный. Возможно когда-нибудь доведут до конца.

Что есть сейчас.

Арт-объект «Человек и природа» в скверике перед аркой:

-129

Установлен еще в 90-е годы. В дырку хотели воткнуть бронзовую ветвь как символ того, что жизнь пробивается даже сквозь камень (так и не воткнули).

А за аркой — с трансформаторной будки на нас смотрит Виктор Цой.

-130
-131

А что за Итальянские сады, которые я упомянул выше?

Это пространство за Павловским женским институтом (сейчас гимназия № 209). Изначально, в XVIII веке это был огромный квадрат примерно между Невским, Фонтанкой и нынешней улицей Восстания, где разбили регулярный сад. По мере роста города территория сада сжималась и к 1917 году заключалась между современными улицами Маяковского, Жуковского, Восстания.

-132

В наши дни — высадили деревья, дай Бог, что-то подобное получится.

-133

Мимо гимназии выгодим на улицу Восстания:

-134

Рукой подать до станции метро:

-135

Здесь мы и остановимся.

До встречи и хороших вам прогулок!

P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.