- Сергей, ты мог бы и в Магнитогорске пировать, меньше бы денег пропил. Ты что творишь? На работу не устроился, жить где будем, ты не думаешь. Что с тобой?
- Молчи, баба, без тебя разберемся, не позорь меня перед братом. Мы столько с ним не виделись, имеем право отметить встречу.
Сильно задумчивым стал Сергей после получения письма от брата. Каждый вечер садился, и снова перечитывал его. Вера не спрашивала Сергея, но догадывалась, о чем раздумывает муж. Думать-то он думает, но не решается заговорить о своих мечтах с Верой. Еще подумает жена, что он не справляется без батиных указов. Он может сам все решать.
- Вера, гусей резать надо, пора! Марина, ты как? Сможешь матери помочь?
- Да, дядя Сережа, я уже совсем здорова.
- Тогда я в баню воды натаскаю, маленько подтоплю, чтобы вода в бачках не застыла, завтра снова затоплю. Как-нибудь справимся, я буду грязную воду выносить, ощипывать помогу. Максимка тоже не откажется поделать чего-нибудь.
Максим оторвался от книжки, поднял на отца возмущенные глаза
- Батя! Это бабье дело гусей щипать, вы с дядей Володей и с дедом никогда этого не делали.
Сергей нахмурился, напыжился, даже едва заметно покраснел. Вот и он стал не просто папкой, сын его батей назвал, уважает, значит.
- Сынок, раньше сколько у нас женщин было? Наша мамка, тетя Маша, бабушка, Марина с Леной. А нынче? Только двое их осталось. Неужели мы с тобой будем ждать, когда они этих гусей ощиплют? Пожалуй, так они и до весны не управятся.
Нынче уж поможем матери, на будущий год у нас гусей не будет. Семья маленькая, нам и бычка одного хватит. Да, Вер, правильно я говорю? Зачем нам такие хлопоты, на яйца гусынь сади, маленьких гусят паси, больших карауль, чтобы не стащили. Да, Вера?
- Может ты и прав, Сергей, но как-то непривычно, двор без гусей, ровно и не двор.
- Ничего, еще рада будешь, хоть время останется на весну, да на лето наглядеться. Слышь, Маринка! Не выходи замуж в семью, где корова и гуси, всю жизнь в навозе копаться станешь. Выходи за киномеханика или лучше за артиста.
- Дядя Сережа, артисты женятся на артистках. Я вообще замуж не пойду, я с вами стану жить, да, мама?
- Нет, Марина, нельзя всю жизнь сидеть у маминого подола, свою семью надо заводить. Зиму переживем, станешь на гулянья ходить, познакомишься с кем-нибудь, может и замуж соберешься. Приданое у тебя уже маленько есть.
- Мама, у меня полно знакомых ребят, но они все какие-то несерьезные. Никто мне из них не нравится.
- Время твое не пришло, Маринушка! Иногда судьба девушки решается за день, а то и за час.
Марина еще что-то хотела сказать, но Вера посмотрела на нее значительно, мол, не при Сергее. Девушка перевела разговор на другое
- Мама, ты когда ходила насчет доктора договариваться, Лену видела?
- Лену? Да, Марин, видела. Подросла она, красивая стала.
- Про меня не спрашивала? Ничего не передавала?
- Нет, Марин, мне показалось, она меня испугалась, у нее были такие глазищи!
- Ну и ладно! Я все ждала, что она зайдет к нам, не пришла. Неужели мы с ней никогда не увидимся?
- Если захочешь, увидишься. Можешь пойти к ней в школу, повидаться, поговорить. Вы с Леной родные сестры, она еще мала, не разбирается в жизни. Ты у нас взрослая, не надо бы сестренку бросать.
- Кто ее бросил, мам? Это она ушла от нас.
- Говорю же, малая еще, глупая.
- Да, я бы не сказал – Сергей отложил в сторону нож, которым чистил ветки ивы – она умнее нас всех. Правильно сделала, получилось выбраться из нашего болота, молодец. Как мы живем? Радуемся, крыша есть над головой! Избенка-то у нас мала, спим на матрасах, сеном набитых, ребята одежу друг за другом донашивают.
- Зато живем спокойно, едим вдоволь, чего не хватает? – заметила Вера сердито. – Знаю, с чего ты вдруг недоволен стал. Покоя не дает, что Володя хорошо устроился, квартиру большую получил. Так, Сергуня, это казенная квартира, не свой дом. Охота в казенной квартире жить? А мне нисколько неохота.
- Какая разница, дом, он и есть дом. Володя, вон, пишет, хорошо живут, дети в садик пошли, хороший садик, пишет.
- Кто не велит, давай, и мы отдадим своих в сад! Сам же говоришь, зачем деньги платить, когда жена дома сидит?
Может быть Володиных детей бесплатно в детсад взяли, ты напиши, спроси!
- Написал уже. Ладно, с тобой говорить, только расстраиваться, все на своем стоишь, свое повторяешь. Давайте ужинать, да спать ложиться, нечего зря свет жечь.
С грехом пополам управились с гусями, бычка тоже зар езали, все мясо прибрали. В хлеву одна Ясонька, да курицы. Однако, Сергей, видимо, по привычке, встает и идет с женой в хлев, если только не на смене на своей электростанции.
Зима прошла спокойно. Сергей заговаривал иногда, мол, надо ехать на родину. Воздух здесь плохой, вода нехорошая. Володя пишет, воду из родника пьют, дети здоровее стали. Маша на работу вышла, в столовую уборщицей, обещали со временем перевести в поварихи.
Места возле их барака достаточно, никакого разрешения не надо, можно построить и хлев, и баню. Весны ждут, как только оттает земля, так строиться начнут.
Вспоминается Сереге, как весной появляется первая травка, как пахнет земля, каким сладким бывает березовый сок. Журчанье ручья, вытекающего из родника, стоит у него в ушах, как и торжественные крики журавлей, возвращающихся в родные края.
Он не понимает, что они здесь делают? Их давно освободили, а они, как птицы, приученные к клетке, никак не хотят вылетать из нее.
Должен убедить Веру, иначе ей придется остаться здесь одной с ребятами, он все равно уедет.
Все сказал Сергей жене
- Вера, вот что я надумал. Нам надо ехать домой, на родину. Продадим здесь все, там построим свой дом, скотину заведем и заживем, как жили наши деды.
- Сергей, здесь тебе чем не жизнь? Мы привыкли тут, дети наши здесь родились. Зачем все заново начинать?
- Как ты не понимаешь, все наши там, мои братья, твои сестры. Видишь, как они хорошо устроились, работа есть, общежитие.
- Остались бы здесь, уже квартиры бы получили. Может им там хорошо, но у меня здесь хозяйство, Ясонька моя, нам с детьми и здесь хорошо.
Сергей, чувствую сердцем, не будет нам там добра. Ты не очень слушай Володю, он и приврет, не задумается. Не поедем никуда, Сергей!
Не стал Сергей слушать жену. Привел покупателя на отцов дом. После продал Ясоньку с теленком. Кровавыми слезами плакала Вера, умоляла не отбирать у нее коровушку. Только кому интересны ее слезы?
Вере стало все равно, рушится ее жизнь. Лишь о Марине она переживает
- Маринушка, хочешь вместе сходим к Александре? Пусть она возьмет тебя к себе. Куда ты с нами поедешь? У тебя работа, друзья, а там, что тебя хорошего ждет?
Девушка расплакалась
- Мама Вера, ты тоже бросаешь меня? Не хочешь меня взять с собой? Зачем ты так?
- Глупенькая ты моя! Я о тебе переживаю. Сердцем чую я, Марина, худая ждет нас там жизнь. Но если ты согласна на это, то поедем.
Марина все-таки встретилась с сестренкой, попрощалась. Лена плакала, обещала отвечать на письма сестры.
- Марина, я вырасту и найду тебя. Ты не думай, я ничего не забыла, я всегда помню тебя и тетю Веру. Скажи ей это!
В самой середине мая, когда река разлилась под окнами дома Володи, когда в тальнике заливались соловьи, семья Сергея добралась до родных.
Маша с Володей встретили гостей приветливо, уж слез было, объятий, разговоров! Володя сразу собрался в магазин
- Маша, ты, того, картошки отвари, осталась еще?
- Есть немного, ступайте, зайдите в столовую, там купишь чего закусить. Кастрюлю возьми!
Вера засуетилась возле баулов и сумок.
- Маш, не надо бы в столовую, мы тут гуся вяленого привезли, сала килограмма два, на рынке выменяла на говядину. Ох, Маша, знала бы ты, сколько добра по дешевке ушло. Вспомню, сердце кровью обливается.
Володя с братом дошли до магазина, Володя как-то замялся.
- Ты, Сергунь, того, деньги при себе держишь, или у тебя Вера командует?
- Еще чего? Я сам в своем доме хозяин. А что?
- Тут, вот, как сказать, я-то не при деньгах. Моя все до копейки забирает. Надо бы купить пару-тройку бутылочек, понимаешь? Обмыть приезд брата, святое дело!
- Надо, значит будет! Бери, что считаешь нужным, я оплачу!
Всего набрал Володя, и тушенки банок шесть, пару кило селедки, хлеба, халвы кусок побольше. Разумеется, не забыл Володя и о выпивке, взял две бутылки беленькой и дорогущего красного вина. На удивленный взгляд продавщицы, тожественно объявил, да так, чтобы все, кто в магазине был, услышали
- Брат приехал из Магнитогорска! Вот так там люди живут! Пойдем, Сереж, тебе, наверно, кажется много потратился? Так, мы же не зараз съедим, запас должен быть, верно?
- Ничего мне не кажется! Купил и купил!
Пир закатили, на весь мир! Владимир от радости едва ли не плясал
- Серега, Вера, как мы сейчас заживем! Я тебя, Сергей, в понедельник сам в Отдел кадров отведу, договоримся сразу насчет барака. Я тебе помогу в нем порядок навести.
Посидев за столом и закусив, как следует, Володя позвал брата на улицу
- Пойдем, Серега, посмотрим, где баню поставим, где хлев. Да, надо будет забор загородить, у меня все руки не доходят, один и есть один. Вдвоем мы с тобой живо два построимся.
С улицы мужчины вернулись не одни, а в компании еще трех мужиков. Володя выставил еще пару бутылок. Маша принялась нарезать сало, хлеба побольше
- Витек, Славка! Не стесняйтесь, все свои. Вижу, с Серегой познакомились, а это Вера, его законная жена.
Вера поглядела на все это и поняла, была права, ждать хорошего нечего. Неделю, раскажинный вечер, в бараке праздновали приезд Сереги.
Маша, сначала обрадовалась было приезду Веры, но, оказывается, она забыла, какая Вера есть. Не песен от нее не басен. Никогда не поддержит компанию, боится губы в вине смочить.
- Вера, ну, ты прямо, как старуха! Выпила бы малость, повеселилась бы вместе со всеми. Маринка тоже дуется, чем, ей-то не угодили?
- Маша, мне и так не скучно. Не хочется тебя учить, но у тебя взрослые дети, каково им видеть мать в таком виде? У вас все женщины пьющие?
- А отца им видеть можно? У нас в стране равноправие, женщины не пьют, а выпивают по праздникам. У нас праздник, брат к Володе приехал.
- Как знаешь, только не нравится мне такая жизнь, Маша. Когда Володя обещал устроить Сергея на работу, и все откладывает.
- Думаешь, это так просто? Завод один на весь город, попробуй, в него попади!
- Зачем же тогда Володя звал нас, зачем обещал, работа будет и жилье?
- Ой, ты будто его не знаешь, он такой самонадеянный, да и хвастать любит. У Сергея своя голова на плечах, думать надо было.
В воскресенье Вера дошла до скандала, поругавшись с мужем
- Сергей, ты мог бы и в Магнитогорске пировать, меньше бы денег пропил. Ты что творишь? На работу не устроился, жить где будем, ты не думаешь. Что с тобой?
- Молчи, баба, без тебя разберемся, не позорь меня перед братом. Мы столько с ним не виделись, имеем право отметить.
- Ты на работу думаешь устраиваться или нет? Если думаешь, не пей сегодня.
- Ничего себе, твоя командует – Владимир ухмылялся, глядя прямо в лицо Сереге – моя Маша никогда не вмешивается в мужские дела. Она у меня вот тут! - Володя сжал кулак и покачал перед собой. – Она пикнуть у меня не смеет.
- Верно говоришь, Володенька! – Вера рассмеялась невеселым смехом – зато у тебя рубля в кармане нет, и пируешь ты за счет брата.
- Ничего подобного! Вы сами нам еще должны! Продали батин дом, половина нам причитается. Я на эти деньги хлев и баню поставлю.
Вера тоже не вчера родилась, она все помнит.
- Когда вы уезжали, батя отдал вам деньги за половину дома и за половину коровы. Вторая половина наша с Сергеем.
- Когда это было? Тогда батя вообще дешево оценил дом, теперь все подорожало.
- Может и подорожало, но лишних денег у нас нет. Сергей, если ты сегодня снова выпьешь, и не пойдешь завтра устраиваться на работу, я с детьми уеду обратно.
- Куда ты поедешь? Что ты там станешь делать?
- Видно будет, свободные бараки сейчас не только здесь, но и в Магнитогорске есть. Детей в садик отдам, пойдем с Мариной работать, на хлеб всяко заработаем.
- Не дури, Вера! Никуда ты не поедешь! Ладно, пойду завтра и устроюсь на работу, ключи от барака попрошу, начнем жить заново.
Егор Ильич встретил братьев неласково
- Володя, ты чего здесь болтаешься в рабочее время?
- Так, Егор Ильич, пришел просить Вас, взять на работу моего брата.
- Он сам немой? Ступай, работай, я сам с ним поговорю. Ну, рассказывайте, какая у Вас профессия, чем занимались на прежней работе?
- На электростанции работал, следил за приборами, записи в журнале делал, неполадки мелкие устранял.
- Хорошая работа. Но у нас электростанции нет. Записывать циферки, следить за приборами своих хватает, хоть отбавляй. Нам нужны токаря, слесаря, но Вы уже по возрасту не подходите. У нас проходили практику десятиклассники, отобрали из них лучших. Они пойдут учениками.
Так вот, как-то. Есть работа, стружку у токарей убирать, в цехах подметать, но там оклад совсем небольшой. Не для здорового мужика это дело.
- Да, я и не пойду! Я к себе на электростанцию в глаженной рубашке ходил, меня начальство ценило и уважало.
- Зачем сюда приехал? Работал бы там, где тебя ценят. Во, люди пошли! Явятся неведомо откуда, работу им хорошую подавай. Нет у меня такой работы для Вас!
Сергей выскочил из кабинета, и не видя ничего перед собой, помчался в барак. Во дворе его встретила Маша, поймала за рукав
- Сергей, ты бы дал сколько-нибудь денег на пропитание, а то вас вон, какая орава!
- Нету у меня больше денег для вас! Мы в столовой будем питаться.
- А съедете от нас, когда?
- Не переживай, потерпи немного, недолго задержимся.
Продолжение Глава 54