Противники ЕГЭ мечтают вернуть советское образование. И их мечта может превратиться в реальность. Но отменят не единый госэкзамен, а одиннадцатилетку, вернув, как это было в СССР, десятилетний, или даже восьмилетний срок обязательного обучения.
Помните, как у нас появилось 11-тилетнее школьное обучение? Как подражание Западу.
А почему оно возникло на Западе?
Потому что надо было как можно дольше держать молодежь подальше от рынка труда, чтобы ее появление там не увеличивало безработицу.
"Рожденные в СССР" знают, как в "лихие 90-е" разорялись и закрывались заводы и фабрики, научно-исследовательские и проектные институты, колхозы и совхозы, больницы и поликлиники, воинские части и отделы милиции... И все это на фоне "кризиса неплатежей", когда руководители государственных и частных предприятий и учреждений задерживали любые выплаты, в т.ч. и зарплаты, пенсии и стипендии, помещая эти деньги в банки, чтобы присвоить набегающие проценты. К тому же новоявленные бизнесмены предпочитали брать на работу людей без официального оформления, чтобы экономить на налогах. Поэтому миллионы бывших ученых, инженеров, военных, милиционеров, работников культуры, рабочих и крестьян, чтобы не умереть с голода, были вынуждены зарабатывать деньги любыми, в том числе и криминальными способами. Все это подстегивало рост официальной безработицы и недовольство властями.
Вот тогда наши власти по примеру запада и ввели в школах одиннадцатилетку. А формирование школьных программ отдали на откуп учителям, которые, являясь узкими специалистами по обучению и будучи изолированы в своих педагогических серпентариях коллективах, понятия не имели, зачем и чему надо учить детей, чтобы это им пригодилось в реальной жизни. Не удивительно, что, предоставленные сами себе, учителя начали изощряться экспериментировать, как только можно, сильно перегрузив школьную программу и превратив ее не просто в издевательство опыты над людьми детьми и родителями, а в тотальный травматизатор угрозу для государства и общества.
Аналогичная ситуация сложилась в бывших профтехучилищах, переименованных на западный манер в колледжи, и в вузах, которые развернули массовые программы подготовки юристов, экономистов, экологов, психологов, журналистов и т.п. То есть тех, кто в таких количествах и такого качества был никому не нужен (см. "Журфаки давно превратились в фабрики ид..тов").
Однако власти не обращали на это внимания, потому что им не было дела до того, чему и как учат подрастающее поколение в школах и вузах. Ибо таким образом, как я уже говорил, решалась главная задача — торможение притока молодежи на рынок труда. Ведь ежегодно российские школы выпускали и выпускают в последний путь на большую дорогу свыше двух миллионов человек, большинство из которых после 11 классов отправляется в вузы и армию. Это улучшает ситуацию с безработицей и снижает градус недовольства. Ибо эти молодые люди как бы заняты делом.
Идеологически подлинную цель, на которую работало и работает наше образование, прикрыли лозунгом о том, что граждан надо учить "быть потребителями". И до поры до времени это всех, включая самих граждан, устраивало.
И вдруг мир изменился. Западные "партнеры" захотели отобрать у России нефть, газ и прочие ископаемые, которые мы меняли у них на яхты, автомобили, бытовую технику, одежду, обувь, продовольствие и западные программы обучения (см. "В чем суть отказа России от Болонской системы образования"). Тут даже "верхи" осознали, что страна остро нуждается в "реальном секторе" экономики — производстве всего вышеперечисленного + как можно больше и лучшего качества оружия. А для этого нужны кадры, то есть ученые, инженеры, рабочие...
Попробовали, опять же, по примеру запада, порешать вопрос с помощью мигрантов. Оказалось, что мигранты в принципе могут работать на стройках, или в ЖКХ (пока не найдут себе места на рынке, в смысле, в торговле), но двигать и наращивать высокие технологии, как говорил товарищ Сухов из культового советского кинофильма "Белое солнце в пустыне", — это вряд ли.
К тому же приток мигрантов обостряет напряженность в обществе. И вместе с ними в Россию проникают опасные идеологии и организации, представляющие угрозу для "власть предержащих".
А тут еще и "СВО"...
"Предержащие" пытаются, в силу уровня своего умственного развития, решить проблему кадров стимулированием рождаемости, выплачивая за это деньги. Но пока дети растут, кто-то должен заменить ушедших на СВО отцов и старших братьев в конструкторских бюро, заводских цехах, на полях и пастбищах, да даже за рулями такси в городах и селах нашей по прежнему пока еще необъятной Родины.
И тут мы подходим к тому, о чем "предержащие" пока либо не догадываются, либо стесняются говорить публично — к неизбежности возврата школы к десятилетке вместо одиннадцатилетки. Это дополнительно даст более двух миллионов работников ежегодно, что, думаю, позволит закрыть вопрос с недостатком кадров без привлечения мигрантов.
А если вспомнить, что в СССР существовала еще и восьмилетка (ищи в Интернете по ключевой фразе "Трудовые резервы"), то дополнительный ежегодный приток работников можно нарастить до шести и более миллионов.
А как же образование? Не пострадает ли оно от сокращения времени обучения.
И это, на мой взгляд, самое интересное. Потому что в случае сокращения сроков обучения из школьной программы придется убрать все лишнее, сделав образование предельно рациональным, нацеленным на получение действительно нужных в дальнейшей жизни навыков и знаний.
Здесь главное не упустить момент, использовав потребность "предержащих" в кадрах для того, чтобы сделать шаг вперед, а не топтаться на месте, или забрести не туда, куда надо. При правильном подходе это позволит России оказаться впереди планеты всей. Ведь реформа образования назрела не только у нас, но и в мировом масштабе.
Правильное образование — это правильные кадры. А кадры, как говорил товарищ Сталин — "решают все". Или всех. (Шутка).
— А каким, Путешественник во Времени, ты видишь образование будущего? — зададут мне вопрос некоторые прозорливые и въедливые читатели. Я работаю над этим уже не первый год.
Вот несколько цитат из некоторых моих заметок, собранных в подборке "Образование и воспитание".
"Кризис образования — утрата цели":
Основную причину кризиса современного образования еще в начале XIX века обозначил великий русский поэт А.С. Пушкин:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...
(с) А.С.Пушкин. "Евгений Онегин"
"А нужно ли нам всеобщее обязательное образование?":
"Я давно понял, что "всеобщее обязательной образование" придумали троцкисты-вредители. Тот, кто не хочет учиться, мешает тем, кто хочет. В результате — страдают все".
"Какой должны быть система образования"
"От принципа "делай, как я сказал" надо переходить к принципу "делай, как я, делай лучше меня". Это средневековая система образования "мастер — ученик-подмастерье, становящийся мастером".
"О научном мышлении, которому не учат в школе":
"Большинство учителей, в том числе практикующих в высшей школе, имеют о научном мышлении понятия, далекие от истины. Как правило, под научным мышлением они подразумевают систему своих собственных взглядов. Неудивительно, что точно также считают и их ученики, ибо посредством обучения распространяются не только знания, но и заблуждения".
"Школа, хватит мучить детей литературой!":
"Дети — тоже люди (хотя и несовершеннолетние). И, как написано в одной дореволюционной книге, их "нельзя перегружать страстями, с которыми они еще не в состоянии совладать".
Я понимаю, что то, что я пишу на эту, да и другие темы, далеко не бесспорно, и поэтому отношусь к своим заметкам как к приглашению к дискуссии.
А что вы, мои дорогие читатели, думаете о целесообразности возврата к десятилетке, или даже восьмилетке? Ваше мнение важно для меня, чтобы продолжить публикации о том, каким должно быть образование в России.
Тех, кто разделяет мои предложения, прошу поддержать его лайками и репостами, ибо, как говорил товарищ Ленин, когда идея овладевает массами, она становится материальной силой. Заставим "власть предержащих" сделать наше образование лучшим в мире.