Прочитал длинную заметку современного учителя о том, что не надо учить тех, кто не хочет учиться.
А я давно понял, что "всеобщее обязательной образование" придумали троцкисты-вредители. Тот, кто не хочет учиться, мешает тем, кто хочет. В результате — плохо всем.
Всеобщим обязательным должен быть минимум — читать, писать, считать, знать наизусть государственный Гимн. А далее — по интересам.
Тем, кто хочет и может — все условия. Субсидии, жилье, трехразовое питание, одежда, канцелярские принадлежности, компьютеры, лаборатории, библиотеки, стажировки в лучших научных центрах... Все то (за исключением компьютеров), что получали перспективные учащиеся при самодержавии... В качестве примера — смотрите биографию Ильи Николаевича Ульянова, отца Ленина.
Но вообще я думаю, что надо кончать с классической школой, потому что это, как ни крути — профанация. Она не готовит к реальной жизни. Педагоги — гегелевская "вещь в себе", или по простому — "конь в вакууме". Они — специалисты по обучению, но принципиально не могут сформулировать зачем учиться, а значит и определить чему учить. На эти вопросы должны отвечать философы, которых у нас, кроме меня — раз, два и обчелся, и профильные специалисты.
Развитие общества идет по спирали. Настало время от манипулятивного принципа обучения "делай, как я сказал", вернуться к средневековому "делай, как я". Для этого детей надо не приковывать к партам на долгие годы (За что!), а отдавать в ученики мастерам. Чтобы дети перенимали навыки и знания, мировоззрения тех, кто реально может и умеет. А грамоте, счету и гимну России пусть учат бабушки и дедушки — пенсионеры, которым государство за это будет хотя бы скромно доплачивать, что при нынешних пенсиях не лишне. Профессиональных же педагогов, во главе с министром образования надо направить в науку, народное хозяйство и культуру.
Отказ об насильственного обучения нежелающих давно продвигали лучшие представители отечественной педагогики. Русский и советский педагог Макаренко избавлялся от учащихся, которые не хотели учиться и мешали другим. Так же поступала директор средней советской школы, которую закончил я.
В этом не было ничего от социального дарвинизма, потому что те, кто не хотел или не мог учиться в рамках существующей школьной программы, могли состояться в сферах, не связанных с наукой и техникой.
Напомню пронзительную сцену из культового советского кинофильма "Доживем до понедельника". К главному герою, учителю истории, которого великолепно играет Вячеслав Тихонов,
приходит простая женщина, мать пятиклассника, которая просит, чтобы Тихонов поставил ему тройку, потому что с двойкой его выгонят из танцевального ансамбля.
Учитель Тихонов справедливо возмущен. Он обрушивается на бедную мать с обличительной тирадой, смысл которой сводится к тому, что никто не заставит его пойти против своей совести.
А та ему в ответ — свою правду. Да, говорит она, у моего мальчика проблемы с учебой, у него плохая память, он не может запоминать и пересказывать то, что учитель рассказывает на уроке, и что написано в учебнике. Он в этом не виноват, потому что у него плохая наследственность от отца. И танцы — это единственное, что у него хорошо получается.
И эти две правды, учителя и отчаявшейся матери превращаются в одну — Тихонов соглашается поставить ее сыну удовлетворительную оценку по своему предмету.
Я знаю множество подобных и противоположных примеров, когда как спасали, так и губили судьбы людей из-за того, что в детстве были проблемы с математикой, физикой, литературой, физкультурой...
А теперь вопрос — зачем и кому это надо?
В том же фильме "Доживем до понедельника" девочка пишет в сочинении, что мечтает выйти замуж и иметь много детей.
Разве для этого нужно уметь доказывать теорему Пифагора, или анализировать содержание письма Татьяны Лариной к Евгению Онегину?
На днях слушал выступление одного влиятельного российского политика, который хорошо поставленным голосом заявил, что надо отменить единый госэкзамен, восстановить советскую систему образования — и тогда заживем.
Такие заявления вызывают у меня тоску и тревогу за наше светлое будущее.
Тестовая система доказала свою эффективность не только в Америке, но и в Китае. Россия с ее введением опоздала. И теперь, чтобы догнать и перегнать, надо не отменять то, чем все успешно пользуются, а применить то, чего ни у кого нет. А это, я считаю, именно система образования "мастер — ученик", основанная на принципе "делай, как я".
Кто-то скажет — напрасно ты, автор, надрываешься, все равно "верхи" не услышат.
Я и сам так, по большому счету, думаю. Только опыт показывает — иногда то, о чем я пишу, сбывается на удивление мне самому.
Подборка моих публикаций "Вопросы образования".
Следите за моими публикациями на ДЗЕН-канале "Путешественник во Времени"