Найти тему
"Путешественник во Времени"

Кризис образования: Утрата цели

Основную причину кризиса современного образования еще в начале XIX века обозначил великий русский поэт А.С. Пушкин.

Современные преподаватели не понимают, зачем нужны предметы, которые они преподают. Фото из бесплатного фотобанка
Современные преподаватели не понимают, зачем нужны предметы, которые они преподают. Фото из бесплатного фотобанка
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь...
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин"

В чем же глубочайший смысл этих двух очевидных до невероятности строчек? В том, что из образования ушло самое главное - понимание его предназначения, которое изначально заключался в том, чтобы научить детей жить в реальном, а не абстрактном мире, описанном в учебниках и преподавательских методичках. Поэтому до появления школ, училищ и университетов в их современном виде, образование заключалось в перенимании необходимых и полезных навыков и знаний у их непосредственных носителей: мастеров, практикующих наставников, «играющих тренеров». Крестьянин учил детей быть крестьянином, ремесленник – ремесленником, священник - священником, воин - воином, лекарь – лекарем, ученый – ученым, философ - философом и т.д. и т.п. Учили посредством вовлечения в свои жизненные циклы, включающие профессиональную деятельность – сначала «принеси – подай», потом задания усложнялись пока ученик не постигал всего того, что умел и знал учитель. Это был способ обучения, основанный на принципе «делай, как я».

Понятно, что при этом все дети начинали с получения общего и обязательного для всех базового набора навыков и знаний, который включал в себя не только сугубо утилитарные бытовые вещи, но и исторические, моральные (о добре и зле) и эстетические (о прекрасном и некрасивом) понятия, присущие социальным группам и выполняющие функцию маячка «свой - чужой».

Так возникали и продолжают возникать ШКОЛЫ в изначальном, античном и средневековом смысле этого слова – «Школа Аристотеля», «Венецианская школа живописи», «Новгородская школа иконописи», «Петербуржская математическая школа»... Это не здания, не образовательные организации, это мастера и их подмастерья.

Такое образование носило сугубо рациональный характер, при котором все его элементы были направлены на достижение главной цели, которую мы указали выше – научить детей жить в реальном мире.

А потом появились те школы, училища и университеты, в которых учились мы. Там учащихся учили уже не мастера, не те, кто имел практический опыт в тех областях, которым обучал, а специалисты ПО ПРЕПОДАВАНИЮ чужих навыков и знаний.

Переход от системы «мастер — подмастерье», обучавшей детей жизни в реальном мире, к системе «преподаватель — ученик», основанной на словесном, по большей части, манипулировании ребенком его наставниками в зависимости от их субъективных взглядов, произошёл постепенно и незаметно. Поэтому вызванные этим переходом негативные последствия хотя и ощущаются всё острее, но не осознаются и не служат предметом исследований.

Мы привыкли воспринимать это манипулирование, которое все дальше уводит нас от реальности, как естественное и должное при обучении. Хотя на самом деле это и есть тот самый пресловутый кризис образования. А все, за что сегодня справедливо его критикуют, является следствием того, что оно утратило свою истинную цель — обучению жизни в реальном мире, подменив ее целью неестественной — обучением тому, что считают нужным преподаватели — специалисты по обучению, которые, как правило, сами не понимают, зачем в реальной жизни их ученикам нужны те предметы, которые они преподают.

Самый популярным "объяснением" с их стороны уже давно является то, что их предметы якобы развивают интеллект, внутренний мир и т.д. ребенка. Хотя на самом деле бессистемная и бессмысленные перегрузка детей ненужными знаниями, большинство из которых они забывают сразу после выпускных экзаменов, только уродуют их психику и отнимают у них самый ценные жизненный ресурс — время.

Представление о том, насколько современное образование утратило смысл, дает недавняя дискуссию по поводу того, каким должен быть единый учебники истории. Было много инновационных и не очень предложений, но в ходе обсуждения никто из историков так и не ответил на самый главный вопрос — зачем обыкновенному человеку история?

То же самое обстоит и с математикой, физикой, химией, биологией и т.д. А от ответа на такие вопросы зависит то, чему и как надо учить. И пока этого ответа нет, кризис образования будет расширяться и углубляться.

Кому и зачем нужна история?

История для простых смертных

История для профессионалов

Военные о кризисе образования

Мой телеграмм-канал