Основную причину кризиса современного образования еще в начале XIX века обозначил великий русский поэт А.С. Пушкин.
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь...
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин"
В чем же глубочайший смысл этих двух очевидных до невероятности строчек? В том, что из образования ушло самое главное - понимание его предназначения, которое изначально заключался в том, чтобы научить детей жить в реальном, а не абстрактном мире, описанном в учебниках и преподавательских методичках. Поэтому до появления школ, училищ и университетов в их современном виде, образование заключалось в перенимании необходимых и полезных навыков и знаний у их непосредственных носителей: мастеров, практикующих наставников, «играющих тренеров». Крестьянин учил детей быть крестьянином, ремесленник – ремесленником, священник - священником, воин - воином, лекарь – лекарем, ученый – ученым, философ - философом и т.д. и т.п. Учили посредством вовлечения в свои жизненные циклы, включающие профессиональную деятельность – сначала «принеси – подай», потом задания усложнялись пока ученик не постигал всего того, что умел и знал учитель. Это был способ обучения, основанный на принципе «делай, как я».
Понятно, что при этом все дети начинали с получения общего и обязательного для всех базового набора навыков и знаний, который включал в себя не только сугубо утилитарные бытовые вещи, но и исторические, моральные (о добре и зле) и эстетические (о прекрасном и некрасивом) понятия, присущие социальным группам и выполняющие функцию маячка «свой - чужой».
Так возникали и продолжают возникать ШКОЛЫ в изначальном, античном и средневековом смысле этого слова – «Школа Аристотеля», «Венецианская школа живописи», «Новгородская школа иконописи», «Петербуржская математическая школа»... Это не здания, не образовательные организации, это мастера и их подмастерья.
Такое образование носило сугубо рациональный характер, при котором все его элементы были направлены на достижение главной цели, которую мы указали выше – научить детей жить в реальном мире.
А потом появились те школы, училища и университеты, в которых учились мы. Там учащихся учили уже не мастера, не те, кто имел практический опыт в тех областях, которым обучал, а специалисты ПО ПРЕПОДАВАНИЮ чужих навыков и знаний.
Переход от системы «мастер — подмастерье», обучавшей детей жизни в реальном мире, к системе «преподаватель — ученик», основанной на словесном, по большей части, манипулировании ребенком его наставниками в зависимости от их субъективных взглядов, произошёл постепенно и незаметно. Поэтому вызванные этим переходом негативные последствия хотя и ощущаются всё острее, но не осознаются и не служат предметом исследований.
Мы привыкли воспринимать это манипулирование, которое все дальше уводит нас от реальности, как естественное и должное при обучении. Хотя на самом деле это и есть тот самый пресловутый кризис образования. А все, за что сегодня справедливо его критикуют, является следствием того, что оно утратило свою истинную цель — обучению жизни в реальном мире, подменив ее целью неестественной — обучением тому, что считают нужным преподаватели — специалисты по обучению, которые, как правило, сами не понимают, зачем в реальной жизни их ученикам нужны те предметы, которые они преподают.
Самый популярным "объяснением" с их стороны уже давно является то, что их предметы якобы развивают интеллект, внутренний мир и т.д. ребенка. Хотя на самом деле бессистемная и бессмысленные перегрузка детей ненужными знаниями, большинство из которых они забывают сразу после выпускных экзаменов, только уродуют их психику и отнимают у них самый ценные жизненный ресурс — время.
Представление о том, насколько современное образование утратило смысл, дает недавняя дискуссию по поводу того, каким должен быть единый учебники истории. Было много инновационных и не очень предложений, но в ходе обсуждения никто из историков так и не ответил на самый главный вопрос — зачем обыкновенному человеку история?
То же самое обстоит и с математикой, физикой, химией, биологией и т.д. А от ответа на такие вопросы зависит то, чему и как надо учить. И пока этого ответа нет, кризис образования будет расширяться и углубляться.