Найти в Дзене
Культура Урала

Уральские люди Эйзенштейна

Неизвестно, считать ли это комплексом провинциала, выискивающего у знаменитостей корни, связывающие их с Уралом, или это попытка разобраться, что дал Урал будущим звездам кинематографа? Недавно мы обратили внимание, что в окружении кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна было как минимум два человека, чье становление в искусстве проходило именно на Урале. Это уроженец Екатеринбурга кинорежиссер Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ. Александров у Эйзенштейна учился, снимался, сопровождал его в поездке в Америку. Эдуард Тиссэ был «камерой Эйзенштейна». Вдвоем они сняли все главные фильмы Эйзенштейна. Актёр и режиссёр Григорий Александров Режиссёр, снявший «Весёлых ребят», «Весну», «Цирк», родился в Екатеринбурге в 1903 году. В зрелом возрасте он писал, что его фамилия первоначально была Мормоненко, но историки установили, что это не так. Он с рождения был Александровым, а порвать с прошлым решил по каким-то своим причинам. Вероятнее всего, из-за того, что у советского режиссёра должна б

Неизвестно, считать ли это комплексом провинциала, выискивающего у знаменитостей корни, связывающие их с Уралом, или это попытка разобраться, что дал Урал будущим звездам кинематографа? Недавно мы обратили внимание, что в окружении кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна было как минимум два человека, чье становление в искусстве проходило именно на Урале. Это уроженец Екатеринбурга кинорежиссер Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ. Александров у Эйзенштейна учился, снимался, сопровождал его в поездке в Америку. Эдуард Тиссэ был «камерой Эйзенштейна». Вдвоем они сняли все главные фильмы Эйзенштейна.

Актёр и режиссёр Григорий Александров

Режиссёр, снявший «Весёлых ребят», «Весну», «Цирк», родился в Екатеринбурге в 1903 году. В зрелом возрасте он писал, что его фамилия первоначально была Мормоненко, но историки установили, что это не так. Он с рождения был Александровым, а порвать с прошлым решил по каким-то своим причинам. Вероятнее всего, из-за того, что у советского режиссёра должна была быть идеально чистая анкета, желательно с пролетарским происхождением. В Екатеринбурге на Ивановском кладбище сохранились захоронения членов семьи Григория Александрова, а в самом городе проживают родственники режиссёра.

-2

Кроме фамилии, Александров ничего не скрывал и описал в своей биографии. Трудовую деятельность начал рано — с 9 лет. Сначала работал рассыльным в екатеринбургском театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссёра. В 1917 году окончил музыкальную школу (по классу скрипки).
Из воспоминаний Григория Александрова:

«В период колчаковщины к нашему дому прибился сибирский паренек Ваня Пырьев. Он, так же как и я, был горячо влюблен в театр. В июле 1919 года, как только Екатеринбург освободили от белогвардейцев, мы с Пырьевым принялись налаживать художественную самодеятельность в клубе ЧК».

По окончании курсов меня послали руководить фронтовым театром. В революционной III армии, ведущей тяжелые бои с Колчаком, был свой театр. Причем мы не были единственным армейским художественным коллективом. Театр в армии — такого не знала история! В этом мчавшемся по дорогам гражданской войны театре мне довелось осуществить свои первые режиссерские работы. В те времена все было очень просто: ночью писали пьесу, днем ее ставили, вечером играли спектакль. Сцена нашего фронтового театра помещалась на железнодорожной платформе, и, для того чтобы во время неожиданных обстрелов артистам было куда спрятаться, декорацию изготовили из толстого уральского железа.

Около года вместе с III армией театр колесил по Уралу. Работали рука об руку со старым режиссером Вадимовым, который тоже оказался в армии.

Вместе вернулись в Екатеринбург. Жажда режиссерской деятельности обуревала меня.

Кстати сказать, театром не ограничивалась наша бурная деятельность на ниве искусства. Когда в 1920 году я стал работать инструктором губнаробраза, в числе многих других дел мне был поручен контроль за кинорепертуаром. Советские художественные фильмы в нашем городе еще не шли. В фильмотеке же хранились старые русские и зарубежные картины, в большинстве своем совершенно непригодные по своей идеологической направленности. Мы безжалостно вырезали из картин все, что не соответствовало революционному духу. Приходилось давать к этим старым, не отвечающим требованиям времени картинам новые вступительные тексты, переделывать надписи, перемонтировать отдельные эпизоды. Одним словом, призвав на помощь всю свою изобретательность, мы пытались старое превратить в новое. Иногда это удавалось, иногда же результат не оправдывал затраченных сил. Помню, среди многих приспособленных для проката фильмов была картина «Сатана ликующий» с Иваном Мозжухиным в главной роли. С увлечением занимался я монтажно-идеологической переработкой старых лент, и в результате увидели свет 20 залежавшихся фильмов. Так нежданно-негаданно в Екатеринбурге возникла «контора по перемонтажу».

В конце лета 1921 года в Екатеринбург на гастроли приехала студия Художественного театра. И. А. Пырьев в своей биографии писал об этой встрече со мхатовцами: «Они играли «Потоп» и настолько захватили нас своей игрой, что мы решили поехать в Москву и по-настоящему учиться искусству».

Политотдел III армии решил направить Пырьева и меня в Москву на учебу.

Нас премировали трофейными шинелями, командирскими шапками и сапогами. Взяв командировочные удостоверения и по котомке соли — соль тогда была вместо денег, на нее можно было выменять и хлеб, и другую еду, — мы отправились в столицу.

Поезда ходили без всякого расписания. Состав не раз останавливался в пути — кончались дрова. Пассажиры, вооруженные пилами, топорами, шли в лес. Тендер снова заполнялся большими сырыми чурками. Когда их бросали в топку, то из трубы фейерверком летели сонмы золотых искр. Это было очень красиво, особенно вечером. Последней порции дров хватило только до станции Лосиноостровская (теперь город Бабушкин). Оттуда до Ярославского вокзала шли по шпалам. В котомках за плечами остатки соли — весь наш капитал.

….

При первом знакомстве я столкнулся с парадоксальным, эксцентрическим мышлением Эйзенштейна. Книги оказались на английском, французском, немецком языках, на которых он свободно говорил, читал и писал. Все они были посвящены проблемам гимнастики, физического действия и другим разнообразным исследованиям возможностей человеческого тела.

Впоследствии выяснилось, что Эйзенштейн научно и досконально изучал каждую проблему, с которой ему предстояло иметь дело .

Уроков по биомеханике ему было явно недостаточно. Не устраивала его и роль театрального художника. Он хотел стать режиссером. И уже сделал первый шаг на пути к этому поприщу, поставив третий акт «Мексиканца».

Вскоре мы организовались в группу. Нас было 19 молодых энтузиастов. И все мечтали о бродячем театре.

Из шести актеров, принятых осенью 1921 года в театр «Пролеткульта», пятеро — Александр Левшин, Александр Антонов, Михаил Гоморов, Максим Штраух и я — впоследствии станут ассистентами кинорежиссера Эйзенштейна — «железной пятеркой» Эйзенштейна. Но начинали мы с бродячего театра».

Вскоре Григорий Александров снимется у Сергея Эйзенштейна в его фильме «Стачка», а снимать это будет оператор Эдуард Тиссе, такая же легенда советского кинематографа, как Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров. Кинорежиссер Александров побывает еще на Урале, но его екатеринбургская история будет мелькать разве что в воспоминаниях. К столетию режиссера одну из улиц Екатеринбурга назовут в его честь, а вот фильмы будут смотреть с удовольствием. Они даже вдохновят на многочисленные постановки в местных театрах.

Оператор Эдуард Тиссэ

Главным человеком в окружении кинорежиссера Сергея Эйзенштейна был оператор Эдуард Тиссэ. Он стал камерой Эйзенштейна и снял самые главные его фильмы. Но еще до знакомства с режиссером Тиссэ успел оставить свой след на Урале.


Тиссэ оказался на Урале во время Гражданской войны, а позже, в 1920-х, снимал Северный Урал. Его фильм «От руды до рельсы» стал классикой. Более сорока лет Эдуард Тиссэ не расставался с кинокамерой, отсняв за это время свыше тридцати художественных фильмов и сотни частей кинохроники.


Тиссэ родился в Латвии, в Первую мировую войну попал на фронт. Уже тогда он был кинооператором. Ему было всего 17 лет, но это не уберегло Тиссэ от испытаний. Он был ранен и отравлен ядовитыми газами... Для него война в 1918 году не закончилась. После Мировой началась Гражданская, которую тоже Тиссэ снимал.

Эдуард Тиссэ
Эдуард Тиссэ

В 1919 году Тиссэ снял похороны Якова Свердлова. Потом снимал голод в Поволжье и на Урале. Трудно сказать, что чувствовал Тиссэ. В какой роли видел себя. Вокруг него умирали люди, а он снимал, часто рискуя жизнью. Один из таких эпизодов Тиссэ описал в воспоминаниях. «Выбирая высокую точку съемки, взобрался с аппаратом на ветряную мельницу. Увлекшись съемкой, не заметил, как она стала центром боя. Я продолжал снимать, пока кавалерия белых не подошла вплотную к мельнице. Но вот, к счастью, наши конники перешли в контратаку… С большим трудом, под обстрелом, мне удалось спуститься со своим киноаппаратом вниз. Меня подхватили на тачанку, и я получил возможность снять паническое бегство белых…»

Когда начался голод в Поволжье, Тиссэ с камерой был в самой гуще страшных событий. Основным объектом съемок являлись «питательные пункты» прибытия эшелонов с голодающими. Были показаны люди, вывезенные из объятых голодом местностей. Страшнейшую сцену (смерть крестьянского ребенка) Тиссэ поставил вместе с Пудовкиным. Приобретенный американским обществом АРА, фильм демонстрировался за океаном, содействуя сбору средств в помощь голодающим. В это время Эдуард Тиссэ снимает часть хроники и на Урале. Он видел случаи людоедства и сумасшествия, полностью обезлюдевшие деревни. В 1917 году Тиссэ давал интервью: «Вообще, кошмарное нечто там было. В особенности это неприятно, когда вы куда-нибудь в какое селение приезжаете — и ни живой души. Всё заколочено. Проедешь, бывало, мимо рощи, и вы не увидите ни одного листочка — только белая кора. Маленькие кустики, листья — всё это съедено, всё это было срезано, сварено и т. д. И когда видишь голую рощу, абсолютно ни одного листка, то думаешь, сколько же люди должны были работать, чтобы сделать всё это».

«Во всех деревнях чувствуется сильнейший голод, некоторые совершенно опухшие, масса смертных случаев и здесь же на подмогу явилась холера, уносящая в день по несколько сот человек. Крестьяне везут своих детей в город и бросают на произвол судьбы, в особенности у зданий Советов. Так называемые «подкидыши» местными властями подбираются по несколько сот в день (без преувеличения) — это факт, сам я очевидец и мною зафиксировано). Стол — питание крестьянина — самый разнообразный (каменного века) — ловят сусликов и варят с лебедой суп или же с крапивой и другими разными листьями, что касается хлеба, то конца нет разнообразию, как-то: морковный корень и меловой камень с лебедой или крапивой, некоторые с овсянкой мешают, а то просто без всякой муки. Около станции «Мелекес» пришлось натолкнуться на следующий факт: верстах в 70 от железнодорожной линии находится какая-то гора, куда крестьяне со всех окружающих деревень едут и режут куски слоя этой горы, которые каменеют, по их словам, хлеб без всякой меси (это факт: у меня есть кусок слоя этой горы и я сам ее пробовал) — цвет шоколадный, но вкус определить очень трудно».

-4

После этого становится понятна неправота тех, кто обвинял его в создании пропагандистских фильмов. Погружение на самое дно жизни требовало противоядия. И им стали съемки созидательной стройки в бывшем Надеждинске, затем Кабаковске, а после Серове. Город был молодой, основанный в самом конце XIX века с целью обеспечивать нужды железной дороги. Тиссэ снял фильм «От руды — до рельсы». Тень Эдуарда Тиссэ мелькает в кадре, когда на экране возникают проходящие вагонетки с рудой.


В 1924 году Тиссэ начинает работать с Сергеем Эйзенштейном на фильме «Стачка», в дальнейшем стал оператором всех его фильмов.
Перед съемками «Стачки» в 1924 году Григорий Александров, Эдуард Тиссэ и Сергей Эйзенштейн собрались вместе. Эйзенштейн ставил свой первый спектакль «Мудрец» с элементами кино. В этом спектакле Григорий Александров уходил по проволоке через весь зал на балкон. Тиссэ пришел, «чтобы подробнее выяснить, с кем он имеет дело». Проволока лопнула, Александров рухнул в зрительный зал, а стул рядом с Тиссэ развалился на куски. «Он, кажется, даже не вздрогнул», — хохотал потом Эйзенштейн. «Невозмутимая флегма и дьявольская быстрота», — говорил он о Тиссэ.


Уральских эпизодов в жизни Тиссэ больше не повторилось. На картине «Стачка» они работали вместе с Григорием Александровым. Затем все трое: Эйзенштейн, Александров и Тиссэ отправились в длительную командировку в Америку. Позднее пути Александрова и Эйзенштейна с Тиссэ разошлись.

Для созданной в 1943 году киностудии в Свердловске очень важна была причастность к мэтрам кинематографа и они вполне обоснованно относили к своим Григория Александрова, родившегося в Свердловске. И гордились, что такой важный для кинематографа человек как Эдуард Тиссэ снимал на Урале.

Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов и оформления допускается только с письменного разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.

Познакомьтесь с другими материалами канала Культура Урала и не забудьте подписаться.