Екатеринбург обречен на разговор о трагическом историческом выборе. В 1918 году здесь была убита Царская Семья. Это событие сделало провинциальный уральский городок известным во всем мире. Не Павел Бажов с «Малахитовой шкатулкой», не Уралмаш и военные заводы, даже не граница Европы и Азии сделали Екатеринбург узнаваемым во всем мире, а именно гибель семьи последнего русского царя.
Интерес к правлению последнего российского монарха не угасал весь XX век. Новая волна осмысления случившихся событий поднялась в 1970-х годах. Это происходило и на Западе, и в Советском Союзе. В 1967 году историк Роберт К. Мэсси написал биографическое исследование «Николай и Александра: интимный рассказ о последних Романовых и падении царской России». Сюжет заинтересовал кинематографистов.
В 1971 году был снят фильм «Николай и Александра», в котором впервые во всех подробностях показана роковая ночь в Екатеринбурге. Здесь в доме инженера Ипатьева с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны последний император Николай II, императрица Александра Феодоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей, а также доктор Евгений Боткин и трое слуг – Алоизий Трупп, Иван Харитонов, Анна Демидова.
Есть искушение продолжить обзор рассказом о том, как событие освещалось в отечественной культуре. Например, в 1967 году в Свердловске шла оперетта на музыку Тихона Хренникова «Белая ночь» о последних днях Романовых. В 1972–1974 годах в ленинградском журнале «Звезда» была впервые опубликована повесть Марка Касвинова «23 ступени вниз», но сосредоточимся на кинематографе. Выбор сюжетов и подача материала само по себе ценное свидетельство времени. Один из фильмов — «Цареубийца» — был снят с участием голливудской звезды Малкома Макдауэлла. «Романовы. Венценосная семья» снят режиссером, выросшим в Екатеринбурге. Сценаристом фильма «Конь белый» был человек, участвовавший в поисках и обнаружении останков Царской Семьи. Каждый из них решал свои художественные задачи, рассказывал свою историю событий. Вместе с тем они создавали образ Екатеринбурга и закрепляли за ним мрачную коннотацию места смерти и жестокости.
Интересно было бы разобрать каждый из представленных фильмов подборки, но ограничимся перечислением самых заметных художественных произведений кинематографа. Заранее приносим извинение за качество некоторых иллюстраций. Мы использовали скриншоты кадров фильмов.
1971 год
«Николай и Александра» (англ. Nicholas and Alexandra) — фильм Франклина Шеффнера. Экранизация книги Роберта Мэсси. Две премии «Оскар».
Фильм рассказывает о семейной жизни последнего российского императора Николая II. Сюжетная линия тянется с рождения великого князя и цесаревича Алексея и заканчивается расстрелом в Ипатьевском доме. В основном показаны сцены взаимоотношений между Николаем и его супругой, в православии Александрой Федоровной, параллельно представлены сцены петербургской жизни, а также важные события — Кровавое воскресенье, Первая мировая война, революции. На экране появляются также Ленин, Сталин, Троцкий, Керенский, Распутин и множество других исторических лиц.
1986 год
Анастасия: тайна Анны
«Анастасия: Тайна Анны» (англ. Anastasia: The Mystery Of Anna) — телефильм, снятый по заказу телеканала NBC. Производство США, совместно с Италией и Австрией. Сценарий к фильму написан на основе книги Питера Курта «Анастасия. Загадка великой княжны».
Фильм был удостоен двух телевизионных премий «Эмми» (музыка и дизайн костюмов), а также двух премий «Золотой глобус» — за мужскую (Ян Никлас) и женскую (Оливия де Хэвилленд) роли второго плана в мини-сериале или телефильме.
Фильм рассказывает одну из версий истории Анны Андерсон, которая в 1926 году объявила себя Великой Княжной Анастасией, дочерью последнего российского императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Анна Андерсон утверждала, что она — единственная выжившая после расстрела царской семьи в 1918 году. В фильме показана борьба Анны за признание своих прав общественностью и оставшимися представителями Дома Романовых, которой она посвятила всю свою жизнь.
Фильм был снят вскоре после смерти Андерсон, в те времена, когда однозначно так и не было установлено, кем же она всё-таки являлась на самом деле. Однако тесты ДНК, проведенные после обнаружения останков царской семьи в 1991 и 2007 годах, практически бесспорно указали на то, что Анна Андерсон не имела никакого отношения к царской семье.
1991 год
Цареубийца
«Цареубийца» — художественный фильм режиссёра Карена Шахназарова; психологическая драма с элементами мистики. Главные роли исполняют Олег Янковский, удостоенный за эту актёрскую работу национальной премии «Ника», и британец Малкольм Макдауэлл. Фильм целиком отснят в двух вариантах — на русском и английском языке (для европейского показа). Основные съёмки проходили в психиатрической больнице № 16, расположенной в Николо-Берлюковской пустыни.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге без суда и следствия был убит отрекшийся от престола Николай II вместе с женой, дочерьми и неизлечимо больным наследником.
О событиях той страшной ночи спустя несколько десятилетий рассказывает «очевидец» - бывший зэк, а ныне старожил психиатрической больницы, считающий себя цареубийцей.
1993 год
Конь белый
«Конь белый» — десятисерийный художественный фильм (телесериал), снятый на киностудии «Диапазон» при финансировании «Лада-Банком».
Режиссёр и автор сценария — Гелий Рябов, оператор — Олег Плаксин, композитор — Дмитрий Смирнов, звукооператоры Елена Демидова (совместно с Элеонорой Казанской).
Оригинальное название сценария автор применил в результате некоторого эсхатологического сходства событий 20-х годов XX-го столетия с событиями последней книги Нового Завета, Откровение Иоанна Богослова.
2 серия: Ненависть
Царская семья расстреляна в Екатеринбурге. Главный герой сериала Дебольцов во сне видит императора, который старается ему указать, где он и его семья были погребены. Белые затем занимают Екатеринбург. Дебольцову не удаётся убедить местные власти начать разбирательство по поводу убийства царской семьи.
2000 год
Романовы: венценосная семья
«Романовы. Венценосная семья» — российский художественный фильм 2000 года. Режиссёр-постановщик — Глеб Панфилов. Слоган: «История семьи… История любви… История России».
Главные роли: Александр Галибин, Линда Беллингэм, Владимир Грачев, Юлия Новикова, Ксения Качалина, Ольга Васильева.
Фильм представляет собой версию последних полутора лет жизни Николая II и его семьи, а также их гибели. Время действия: февраль 1917 – июль 1918. Последние кадры фильма дают историческую перспективу: канонизация царской семьи.
Режиссер Глеб Панфилов (уроженец Екатеринбурга) описывал задумку так: «Фильм о любви с конкретным историческим фоном и точной материальной средой. Время действия: февраль 1917 года — июль 1918 года. Мы занимались исследованием характеров императора, его жены, его детей. Зритель, как правило, хорошо знает, что случилось с Российской императорской семьей, но что они были за люди, он знает слабо или не знает вообще. Мы надеемся, что, посмотрев нашу картину, люди скажут: «„Теперь мы знаем, как это было на самом деле…“»
Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов и оформления допускается только с письменного разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.