Как бы хотелось заполучить в земляки всеми признанного гения! Такое счастье выпадает не всем. Уральцы застолбили за собой право на Чайковского. Свое детство он провел на Урале, сначала по западную сторону хребта, а потом по восточную — в Алапаевске.
Когда говорят, что Пётр Чайковский жил в Алапаевске, у жителей других регионов России возникает два вопроса: а где это, и что он там делал?
Сегодня Алапаевск — город в Свердловской области. Во времена детства Петра Чайковского – металлургический завод, где его отец был управляющим.
Петя Чайковский, которого из-за чрезмерной чувствительности гувернантка называла стеклянным мальчиком, родился на уральском железоделательном заводе. Правда, не в Алапаевске, а в Воткинске. В Алапаевске семья Чайковских оказалась из-за доверчивости и открытости отца. Илья Петрович был крупным деятелем горной промышленности, сентиментальным и общительным человеком. Порядок в семье, стратегия и планирование было обязанностью матери Александры Андреевны. Она была младше мужа на 17 лет. Родила Илье шестерых детей, воспитывала его дочь от первого брака, а потом приняла еще и четырех племянниц. Когда подросли сыновья, Александра Андреевна хотела, чтобы дети получили достойное образование в ее родном Санкт-Петербурге. Муж уволился со службы. Семья выехала в Москву, где Илье Петровичу обещали хорошее место. Но, увы, на радостях он рассказал об этом товарищу, и тот опередил слишком открытого Чайковского и занял его место.
Чтобы обеспечить семью, Илье Петровичу пришлось согласиться на должность управляющего Алапаевскими заводами на Урале. А у его сына Пьера (так называли родители Петра) появилась годовая отсрочка перед взрослой жизнью. Петя был слаб здоровьем, и мать оставила учиться в Петербурге только его старшего брата Николая. Петра увезли на Урал.
Алапаевская отсрочка перед взрослой жизнью
Исследователи считают, что Пётр Чайковский очень хорошо понимал детей. Чего только стоит его «Детский альбом». Это и не удивительно. Ведь в душе он навсегда остался робким мальчиком, в глазах которого застыли картины счастливой жизни в Алапаевске, а в сердце — трепет обожания матери.
После первой попытки учебы в Санкт-Петербурге, когда его и брата отдали в частный пансион, а другие ученики их не приняли, юный Пьер Чайковский не ждал от учебы ничего хорошего. Потому время в Алапаевске, эта отсрочка перед неминуемым взрослением, была очень важна для формирования личности будущего композитора.
В Алапаевск Петр Чайковский попал в начале 1849-го года, когда ему шел девятый год, и покинул его одиннадцатилетним. Каким тогда был Урал? Очень патриархальным. Он еще не пережил экономического кризиса 1860-х, еще не было отменено крепостное право. Управляющий заводами (должность отца) один из самых высоких социальных статусов того времени и тех мест. Так что детство «стеклянного мальчика» было самым привилегированным. Маленький принц, которого окружала забота прислуги, любовь семьи. Чайковские поселились в особняке с мезонином недалеко от завода.
Ребенок Чайковский глазами современных психологов
Пятнадцать месяцев, проведенных Петром Чайковским на Среднем Урале, – не такая уж большая часть жизни. Но, конечно, нам, уральцам, хочется доказать, что это время было особенным для Петра Чайковского. Современные психологи подтверждают, что мы совершенно правы. Вот что они говорят о мальчиках в десять лет.
Именно возраст десяти лет большинство психологов называют «концом детства». Десять лет – возраст, в котором дети постепенно становятся подростками: одни раньше, другие позже. У ребенка меняется тело, мышление и ощущения себя. Десятилетка часто сам не понимает, что с ним происходит, бывает вспыльчив и раздражителен. «Бунтарское» настроение — бурные протесты против каких-либо запретов, просьб, которые ребенок не хочет выполнять. Частые перемены настроения, переход из крайности в крайность.
И как подтверждение этих фраз цитаты писем матери Пети Александры Андреевны бывшей его гувернантке Фанни Дюрбах:
«Дети уже не те, что были с вами, в особенности Пьер, характер которого очень изменился. Он стал очень нетерпелив и на каждое сказанное ему не по вкусу слово — слезы уже тут, и ответ готов».
«Петю нельзя узнать — он ленив и ничем не занимается, я не знаю, что с ним делать. Он часто заставляет меня плакать». И еще: «Пьер заплакал от радости, когда получил ваше письмо… Он говорит, что хочет уверить себя, что это сон — его пребывание в Петербурге, что он желает проснуться в Воткинске».
В физиологии ребенка в этом возрасте также происходят перемены. Развитие происходит неравномерно: рост увеличивается, а сердечно-сосудистая система не развита настолько хорошо. Дети могут быстро утомляться. Повышается подвижность, координация, скорость реакции. Нормализуются обменные процессы и активизируется гормональная система. Начинается период полового созревания.
Из письма сестры композитора (Алапаевск, 1849 год):
«...по вечерам читаем или танцуем под музыку Пети. Он очень мило играет, можно подумать, что взрослый человек. Нельзя сравнить его теперешнюю игру с игрою на Воткинском заводе».
Но это еще ребенок, которому очень важна поддержка, одобрение. Потому психологи советуют не только внимательно выслушивать своих детей, но иногда «сойти с ума» вместе. Попрыгать на кровати, подраться подушками…
Мать композитора скорее всего такого не позволяла, но дом был полон детей. Обосновавшись в Алапаевске, Чайковские пригласили к себе жить Елизавету, овдовевшую сестру Александры Андреевны с тремя её детьми. Воспитывали сироту Лидию. Всего в Алапаевске в доме Ильи Чайковского проживало 20 человек, в основном женщины и дети.
Это пёстрое братство постоянно выдумывало игры. Отголоски этих развлечений потом попали в пьесы «Детского альбома» Чайковского. Например, «Похороны куклы» описаны в воспоминаниях кузины Петра Амалии Шоберт:
«...под скатами деревянных гор для зимнего катания, напоминавших Пете египетские пирамиды, дети играли в жрецов. Они бальзамировали и погребали старую куклу младшей сестры Сашеньки. Все равно она никуда не годилась с отбитым носом и сломанными руками…»
Ещё веселее выглядели рождественские дни, когда ставили ёлку и разыгрывали спектакли. Народные мотивы в музыке тоже уходят корнями в алапаевские времена. Из письма Пети (Петербург, 1850 год), в котором он поздравляет отца с именинами:
«Мне было весело, когда я вспоминал прошлого году этот день. Я помню, как мы ездили на гулянье Старик и Старуха (скалы в окрестностях Алапаевска), я помню лодку, я помню хор мужиков, помню оркестр Екатеринбургский».
У Чайковского так и не наступил бунт против авторитета родителей, присущий, по мнению современных психологов, для поведения десятилетних. У юного Пети он переродился в невыносимую тоску по близким и особенно по матери, с которой был вынужден расстаться, поступая в Училище правоведения в Санкт-Петербурге.
Вынужденное расставание
Мама Александра Андреевна не умела ярко выражать своих чувств. Она была сирота и воспитывалась в Училище женских сирот. Заведение было привилегированным, давало качественное образование как стать образцовой супругой и хозяйкой. Дети и муж ее обожали. Она их любила и очень беспокоилась о своем сокровище, как она называла Петю. Еще она называла его «золото и жемчужина семьи». Александра Андреевна была скупа на ласки, но ради своего мальчика оставила в Алапаевске новорожденных близнецов, чтобы поехать с Петром в Петербург и дать ему привыкнуть к перемене в его жизни.
Она провела в Петербурге несколько месяцев. По первоначальному плану Александры Чайковской все должно было выглядеть иначе. Семья должна была переехать в Петербург, чтобы оказывать поддержку детям. Из-за того, что Илья Петрович не смог получить места, сложилось по-другому.
Мать Пети уже не могла дольше держать сына при себе. Ему уже пора было начинать учёбу, входить во взрослую жизнь. Александре Андреевне пришлось оставить Петра и старшего сына Николая в столице и вернуться на Урал к мужу и остальным детям. Для Петра это была трагедия. Все два года разлуки он в отчаянии ждал приезда родителей. В письмах Петр Чайковский то превозносил дни в Алапаевске, то называл его «противной Алапаихой», в которой вынуждены оставаться «ангельские папаша и мамаша», руки и ноги которых он целовал. Тяжело переживая разлуку с родными, одиннадцатилетний Петр Чайковский писал из столицы матери:
«Чем грустить, моя драгоценная, велите запрячь себе коляску, укатите в Екатеринбург. А там, Бог даст, Иван Иванович уговорит поехать в Казань, оттуда в Нижний Новгород, там Глафира Тимофеевна попросит поехать в Москву, там дяденька Петр Петрович уговорит поехать в дорогой Питер, а тут мы вас расцелуем так, что вы и не поедете в противную Алапаиху».
Пока Чайковский фантазировал, как произойдет встреча, он взрослел. Понял, что хочет заниматься музыкой, а не юриспруденцией. Наконец Алапаиха осталась позади. Через два года семья Чайковских покинула Урал и воссоединилась в Петербурге. Петр уже почти справился с переходом к взрослой жизни. Правда, счастье воссоединения с семьей было недолгим. Когда Петру было 14 во время эпидемии холеры умерла его мать, к которой он был очень привязан. Так и случилось, что самый счастливый период жизни Петра Чайковского оказался запечатан в Алапаевске.
Чайковский Веры Городилиной
В XX веке Вера Борисовна Городилина, русская эмигрантка, ставшая после возвращения в СССР жительницей Алапаевска, по письмам и воспоминаниям собрала все, что было известно о пребывании Чайковских в Алапаевске, и даже зарисовала. Она была театральным художником.
В 1965 году в Доме управляющего в Алапаевске был открыт Музей Чайковского. Для него Вера Городилина создала макеты, собрала большую коллекцию музыкальных инструментов и создала уникальные рисунки, представляющие жизнь Чайковского в Алапаевске. Ей удалось перенести, а может быть возродить и сохранить дух старой интеллигентной царской России в залы провинциального музея.
Чтобы понять, где начинался тот Чайковский, которого слушает весь мир, стоит вернуться в его детство. Приехать в Алапаевск, пройти по тем же улицам, постоять в саду, побывать в музее…
Текст Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. В материале использованы фрагменты выставки "Дом-музей П.И. Чайковского" Свердловского областного краеведческого музея им О.Е. Клера