Найти тему
Культура Урала

Пётр Чайковский — стеклянный мальчик с железного завода

Оглавление

Как бы хотелось заполучить в земляки всеми признанного гения! Такое счастье выпадает не всем. Уральцы застолбили за собой право на Чайковского. Свое детство он провел на Урале, сначала по западную сторону хребта, а потом по восточную — в Алапаевске.

Когда говорят, что Пётр Чайковский жил в Алапаевске, у жителей других регионов России возникает два вопроса: а где это, и что он там делал?

-2

Сегодня Алапаевск — город в Свердловской области. Во времена детства Петра Чайковского – металлургический завод, где его отец был управляющим.

Петя Чайковский, которого из-за чрезмерной чувствительности гувернантка называла стеклянным мальчиком, родился на уральском железоделательном заводе. Правда, не в Алапаевске, а в Воткинске. В Алапаевске семья Чайковских оказалась из-за доверчивости и открытости отца. Илья Петрович был крупным деятелем горной промышленности, сентиментальным и общительным человеком. Порядок в семье, стратегия и планирование было обязанностью матери Александры Андреевны. Она была младше мужа на 17 лет. Родила Илье шестерых детей, воспитывала его дочь от первого брака, а потом приняла еще и четырех племянниц. Когда подросли сыновья, Александра Андреевна хотела, чтобы дети получили достойное образование в ее родном Санкт-Петербурге. Муж уволился со службы. Семья выехала в Москву, где Илье Петровичу обещали хорошее место. Но, увы, на радостях он рассказал об этом товарищу, и тот опередил слишком открытого Чайковского и занял его место.

Чтобы обеспечить семью, Илье Петровичу пришлось согласиться на должность управляющего Алапаевскими заводами на Урале. А у его сына Пьера (так называли родители Петра) появилась годовая отсрочка перед взрослой жизнью. Петя был слаб здоровьем, и мать оставила учиться в Петербурге только его старшего брата Николая. Петра увезли на Урал.

Алапаевская отсрочка перед взрослой жизнью

-3

Исследователи считают, что Пётр Чайковский очень хорошо понимал детей. Чего только стоит его «Детский альбом». Это и не удивительно. Ведь в душе он навсегда остался робким мальчиком, в глазах которого застыли картины счастливой жизни в Алапаевске, а в сердце — трепет обожания матери.

После первой попытки учебы в Санкт-Петербурге, когда его и брата отдали в частный пансион, а другие ученики их не приняли, юный Пьер Чайковский не ждал от учебы ничего хорошего. Потому время в Алапаевске, эта отсрочка перед неминуемым взрослением, была очень важна для формирования личности будущего композитора.

В Алапаевск Петр Чайковский попал в начале 1849-го года, когда ему шел девятый год, и покинул его одиннадцатилетним. Каким тогда был Урал? Очень патриархальным. Он еще не пережил экономического кризиса 1860-х, еще не было отменено крепостное право. Управляющий заводами (должность отца) один из самых высоких социальных статусов того времени и тех мест. Так что детство «стеклянного мальчика» было самым привилегированным. Маленький принц, которого окружала забота прислуги, любовь семьи. Чайковские поселились в особняке с мезонином недалеко от завода.

Ребенок Чайковский глазами современных психологов

-4

Пятнадцать месяцев, проведенных Петром Чайковским на Среднем Урале, – не такая уж большая часть жизни. Но, конечно, нам, уральцам, хочется доказать, что это время было особенным для Петра Чайковского. Современные психологи подтверждают, что мы совершенно правы. Вот что они говорят о мальчиках в десять лет.

Именно возраст десяти лет большинство психологов называют «концом детства». Десять лет – возраст, в котором дети постепенно становятся подростками: одни раньше, другие позже. У ребенка меняется тело, мышление и ощущения себя. Десятилетка часто сам не понимает, что с ним происходит, бывает вспыльчив и раздражителен. «Бунтарское» настроение — бурные протесты против каких-либо запретов, просьб, которые ребенок не хочет выполнять. Частые перемены настроения, переход из крайности в крайность.

И как подтверждение этих фраз цитаты писем матери Пети Александры Андреевны бывшей его гувернантке Фанни Дюрбах:

«Дети уже не те, что были с вами, в особенности Пьер, характер которого очень изменился. Он стал очень нетерпелив и на каждое сказанное ему не по вкусу слово — слезы уже тут, и ответ готов».
«Петю нельзя узнать — он ленив и ничем не занимается, я не знаю, что с ним делать. Он часто заставляет меня плакать». И еще: «Пьер заплакал от радости, когда получил ваше письмо… Он говорит, что хочет уверить себя, что это сон — его пребывание в Петербурге, что он желает проснуться в Воткинске».

В физиологии ребенка в этом возрасте также происходят перемены. Развитие происходит неравномерно: рост увеличивается, а сердечно-сосудистая система не развита настолько хорошо. Дети могут быстро утомляться. Повышается подвижность, координация, скорость реакции. Нормализуются обменные процессы и активизируется гормональная система. Начинается период полового созревания.

-5

Из письма сестры композитора (Алапаевск, 1849 год):

«...по вечерам читаем или танцуем под музыку Пети. Он очень мило играет, можно подумать, что взрослый человек. Нельзя сравнить его теперешнюю игру с игрою на Воткинском заводе».

Но это еще ребенок, которому очень важна поддержка, одобрение. Потому психологи советуют не только внимательно выслушивать своих детей, но иногда «сойти с ума» вместе. Попрыгать на кровати, подраться подушками…

Мать композитора скорее всего такого не позволяла, но дом был полон детей. Обосновавшись в Алапаевске, Чайковские пригласили к себе жить Елизавету, овдовевшую сестру Александры Андреевны с тремя её детьми. Воспитывали сироту Лидию. Всего в Алапаевске в доме Ильи Чайковского проживало 20 человек, в основном женщины и дети.

Это пёстрое братство постоянно выдумывало игры. Отголоски этих развлечений потом попали в пьесы «Детского альбома» Чайковского. Например, «Похороны куклы» описаны в воспоминаниях кузины Петра Амалии Шоберт:

«...под скатами деревянных гор для зимнего катания, напоминавших Пете египетские пирамиды, дети играли в жрецов. Они бальзамировали и погребали старую куклу младшей сестры Сашеньки. Все равно она никуда не годилась с отбитым носом и сломанными руками…»

Ещё веселее выглядели рождественские дни, когда ставили ёлку и разыгрывали спектакли. Народные мотивы в музыке тоже уходят корнями в алапаевские времена.  Из письма Пети (Петербург, 1850 год), в котором он поздравляет отца с именинами:

«Мне было весело, когда я вспоминал прошлого году этот день. Я помню, как мы ездили на гулянье Старик и Старуха (скалы в окрестностях Алапаевска), я помню лодку, я помню хор мужиков, помню оркестр Екатеринбургский».
-6

У Чайковского так и не наступил бунт против авторитета родителей, присущий, по мнению современных психологов, для поведения десятилетних. У юного Пети он переродился в невыносимую тоску по близким и особенно по матери, с которой был вынужден расстаться, поступая в Училище правоведения в Санкт-Петербурге.

Вынужденное расставание

-7

Мама Александра Андреевна не умела ярко выражать своих чувств. Она была сирота и воспитывалась в Училище женских сирот. Заведение было привилегированным, давало качественное образование как стать образцовой супругой и хозяйкой. Дети и муж ее обожали. Она их любила и очень беспокоилась о своем сокровище, как она называла Петю. Еще она называла его «золото и жемчужина семьи». Александра Андреевна была скупа на ласки, но ради своего мальчика оставила в Алапаевске новорожденных близнецов, чтобы поехать с Петром в Петербург и дать ему привыкнуть к перемене в его жизни.

Она провела в Петербурге несколько месяцев. По первоначальному плану Александры Чайковской все должно было выглядеть иначе. Семья должна была переехать в Петербург, чтобы оказывать поддержку детям. Из-за того, что Илья Петрович не смог получить места, сложилось по-другому.

Мать Пети уже не могла дольше держать сына при себе. Ему уже пора было начинать учёбу, входить во взрослую жизнь. Александре Андреевне пришлось оставить Петра и старшего сына Николая в столице и вернуться на Урал к мужу и остальным детям. Для Петра это была трагедия. Все два года разлуки он в отчаянии ждал приезда родителей. В письмах Петр Чайковский то превозносил дни в Алапаевске, то называл его «противной Алапаихой», в которой вынуждены оставаться «ангельские папаша и мамаша», руки и ноги которых он целовал. Тяжело переживая разлуку с родными, одиннадцатилетний Петр Чайковский писал из столицы матери:

«Чем грустить, моя драгоценная, велите запрячь себе коляску, укатите в Екатеринбург. А там, Бог даст, Иван Иванович уговорит поехать в Казань, оттуда в Нижний Новгород, там Глафира Тимофеевна попросит поехать в Москву, там дяденька Петр Петрович уговорит поехать в дорогой Питер, а тут мы вас расцелуем так, что вы и не поедете в противную Алапаиху».

Пока Чайковский фантазировал, как произойдет встреча, он взрослел. Понял, что хочет заниматься музыкой, а не юриспруденцией. Наконец Алапаиха осталась позади. Через два года семья Чайковских покинула Урал и воссоединилась в Петербурге. Петр уже почти справился с переходом к взрослой жизни. Правда, счастье воссоединения с семьей было недолгим. Когда Петру было 14 во время эпидемии холеры умерла его мать, к которой он был очень привязан. Так и случилось, что самый счастливый период жизни Петра Чайковского оказался запечатан в Алапаевске.

Чайковский Веры Городилиной

-8

В XX веке Вера Борисовна Городилина, русская эмигрантка, ставшая после возвращения в СССР жительницей Алапаевска, по письмам и воспоминаниям собрала все, что было известно о пребывании Чайковских в Алапаевске, и даже зарисовала. Она была театральным художником.

В 1965 году в Доме управляющего в Алапаевске был открыт Музей Чайковского. Для него Вера Городилина создала макеты, собрала большую коллекцию музыкальных инструментов и создала уникальные рисунки, представляющие жизнь Чайковского в Алапаевске. Ей удалось перенести, а может быть возродить и сохранить дух старой интеллигентной царской России в залы провинциального музея.

Чтобы понять, где начинался тот Чайковский, которого слушает весь мир, стоит вернуться в его детство. Приехать в Алапаевск, пройти по тем же улицам, постоять в саду, побывать в музее…

Текст Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. В материале использованы фрагменты выставки "Дом-музей П.И. Чайковского" Свердловского областного краеведческого музея им О.Е. Клера