Найти в Дзене
Ural Cossacks

Брак в казачьих станицах: исторический обзор

В дореволюционной России выбор супруги для казаков был тесно связан с их образом жизни и социальными реалиями. Избегая передачи менталитета покорности, присущей крепостному праву, казаки стремились к свободолюбивым и независимым избранницам.

На ранних этапах своего существования, из-за опасной и непредсказуемой жизни, казаки преимущественно оставались холостяками. Постепенно, с развитием общин, возникла потребность в создании семейных уз.

Дефицит свободных казачек привел к тому, что казаки стали выбирать жен из числа "ясырок" - плененных женщин других национальностей, преимущественно мусульманок из знатных семей. В XVII-XVIII веках, в период постоянных войн с Турцией, казаки, как основная военная сила на границе, часто возвращались с пленницами. Культурное влияние этих женщин обогатило казачьи общины.

Государство также оказывало влияние на ассимиляцию "ясырок", меняя их имена на русские: Надира становилась Надеждой, Заира - Зоей, Дайра - Дарьей. Запорожские и донские казаки чаще всего брали в жены турчанок, терские - чеченек и дагестанок, уральские - ногаек. Сибирские казаки, в свою очередь, обращались за невестами к донским казакам.

К XIX веку практика браков с "ясырками" сократилась, а среди казаков распространилось мнение о недопустимости браков с неказачками. Причиной тому стало увеличение численности потомков пленниц, которые стали неотъемлемой частью казачьих общин.

Важно отметить, что в казачьих общинах жестокое обращение с женщинами строго преследовалось законом. Например, изнасилование казачки каралось высшей мерой наказания. Взаимоотношения между казаками и казачками характеризовались взаимным уважением и равноправием. Вдовы имели право наследования имущества своих мужей и могли рассчитывать на поддержку общины.

Газета "УРАЛЬСКИЙ КАЗАК"