Сейчас в истории придется для начала вернуться к уже описанному ранее времени - когда на заводе Sterling Джордж Ланчестер по-быстрому набросал свою вариацию на тему немецкого MP-28/II, которая все равно оказалась для британцев, срочно нуждавшихся в массовом оружии "еще вчера", слишком дорогой.
Хотя на флот "Ланчестеры" все-таки попали (в том числе и в Австралии, фото ниже как раз оттуда), да и ВВС какое-то количество получили, в массы все равно пришлось пустить копеечный STEN.
Однако о "Ланчестере" все равно не забывали. На заводе Sterling Armaments Company его новый главный конструктор, Джордж Пэтчетт, начал доработку конструкции в инициативном порядке, как бы у нас сказали.
Вообще, о Пэтчетте надо поговорить отдельно: оружие оружием, но и о людях, его создающих, у нас на канале никогда не было принято забывать. И человек это действительно интересный: начнем с того, что он не был изначально ни кадровым офицером, ни профессиональным оружейником (каковыми были создатели "Стена", хе-хе).
Изначально Пэтчетт, родившийся 23 декабря 1901 года, стал увлеченным мотогонщиком - сначала он выступал за заводские команды Brough Superior и McEvoy в гонке на острове Мэн, считающейся до сих пор одной из сложнейших в мире, поставил новый рекорд скорости на короткой дистанции на песчаном пляже в Уэльсе...
В общем, неудивительно, что его приметил Франтишек Янечек, в 1929 году основавший всем известную фирму Jawa, и уже в 1930-м предложивший Пэтчетту должность как конструктора, так и гонщика заводской команды - гонки он оставил только после рождения дочери.
Здесь, в частности, Пэтчетт разработал для Янечека дешевую альтернативу 500-кубовой "Яве", что в условиях не лучшего финансового положения страны было весьма актуально - дорогие "Явы" с мотором Wanderer продавались плохо. За основу был взят английский 175-кубовый двухтактник Villiers, и этот легкий мотоцикл буквально вытянул молодую компанию.
Пэтчетт прожил в Праге до 1939 года, застав даже начало оккупации - это фото, к примеру, было сделано им самим:
В итоге семья Пэтчеттов успела скрыться в тогда еще безопасной Франции, где остались жена с дочерью - Пэтчетт же вез в Англию микрофильмованные данные по разработанному Янечеком противотанковому ружью (вообще, история взаимоотношений Янечека и британской разведки - отдельная тема). Два готовых прототипа Пэтчетт вовсе умудрился перебросить через забор британского посольства в Праге. Что и позволило ему в итоге попасть на фабрику Sterling Armaments аккурат в подчинение Ланчестера (который, в свою очередь, был инженером автомобильного профиля). Воссоединиться семье довелось только в 1940 году, когда миссис Пэтчетт пришлось переправляться в Англию через Лиссабон. Муж ее в это время уже успел примерить форму.
Итак, в 1942 году Пэтчетт набрал свою команду для доработки конструкции своего шефа, уже бывшего (по свидетельствам современников, Ланчестер был, политкорректно выражаясь, "трудно выносимым в работе"). Задача предстояла титаническая: сделать надежный и достаточно точный пистолет-пулемет, который бы одновременно удовлетворил требованиям армии Его Величества по стоимости и скорости производства.
Когда дела более-менее наладились настолько, что уже не надо было клепать тысячами даже вовсе одноразовые STEN Mk III, которые и в сравнении с далеко не идеальным Mk II были теми еще каркалыгами, армия Великобритании в 1944 году объявила конкурс на замену STEN. К этому моменту команда Пэтчетта как раз завершила свой очередной прототип (образцы 1942 и 1943 годов были признаны требующими доработок).
В первую очередь Пэтчетт избавился от очевиднейших излишеств "Ланчестера" - цельнодеревянной ложи, литого латунного магазиноприемника. Ствольная коробка и кожух ствола изготавливались из одной трубы, сбоку приваривался магазиноприемник, совместимый с магазинами "Ланчестера" и "Стена". УСМ на Patchett Machine Carbine Mk I был полностью новый, с переводчиком огня, сблокированным с предохранителем, который в том числе запирал затвор как в заднем, так и в переднем положении - это избавило пистолет-пулемет от необходимости в вырезах блокировки рукояти затвора (на STEN Mk V пришлось делать даже переднюю, чтобы затвор, не стоящий на взводе, не мог откатиться при ударе прикладом - "Стенам" этого хватало для досылания патрона и самопроизвольного выстрела). Рукоять сместилась вперед для баланса, перед окном экстракции появился выступ, не дававший пальцам левой руки случайно сползти туда.
По требованиям конкурса, который в итоге провели только в 1947-м, новый пистолет-пулемет должен был весить не более 6 фунтов (2,7 кг), при использовании стандартного армейского патрона 9х19 иметь темп огня не более 500 выстрелов в минуту, при стрельбе на 100 ярдов (91 м) обеспечивая по 5 выстрелам попадания в квадрат со стороной не более фута (30х30 см). В целом прототип выступил успешно, однако были отмечены проблемы с УСМ - их устранили, но из-за этого темп огня увеличился до 600 выстрелов в минуту, что генералы признали избыточным. Фаворитом на то время стал образец от BSA, на редкость прибабахнутый, кстати - для взвода затвора нужно было оттянуть цевье вперед, повернуть его, чтобы сцепить тягу с затвором, толкнуть затвор назад и снова повернуть цевье обратно для расцепления.
Еще одним конкурсантом стал Welgun - да, родом из той же "Станции 9", что и Welrod, и "с присвистом" так же, как и прочие творения этой "конторы". Возвратно-боевая пружина у него охватывала ствол (нагрев? нет, не слышали...), а в ствольной коробке за затвором были два огромных выреза. Не спрашивайте, зачем. Вместо рукояти затвор имел ряд поперечных канавок для хвата.
Впрочем, дела шли ни шатко, ни валко, Британия особо перевооружаться не спешила - денег-то все равно не хватало. Так что были объявлены последующие туры, давшие Пэтчетту время на доработки.
В первую очередь он полностью отказался от совместимости с отвратительного качества "Стеновскими" магазинами - благо война кончилась, кровь из носу обеспечивать совместимость было не нужно. Новый секторный магазин, который Пэтчетт начал отрабатывать еще в 1946-м, получил уникальный роликовый подаватель.
Это обеспечило пистолету-пулемету превосходную надежность подачи патронов. Еще одним плюсом к общей эксплуатационной надежности оружия стал затвор, получивший широкие спиральные канавки-грязесборники еще во времена ранних прототипов.
Двойная возвратно-боевая пружина позволила облегчить затвор - а для пистолета-пулемета, стреляющего с открытого затвора, это дает огромный плюс к контролируемости автоматического огня. На последующих модификациях это, однако, посчитали излишним, вернувшись к обычной одиночной спиральной пружине.
В результате при отдаленной "стеноподобности" Пэтчетту удалось сделать не только достаточно точный, но и на порядок более надежный пистолет-пулемет, чем STEN - оружие, на полигоне достойно показавшее свою грязестойкость даже в сравнении с австралийским "Оуэном", который грязь мог есть ложками и не кашлять, прошло и испытания реальным боем в неспокойных после войны британских колониях, а заодно и в Корее.
Как итог, в 1953 году было принято решение поставить пистолет-пулемет Пэтчетта на вооружение с обозначением уже по новой британской системе - L2A1. "В народе" же за ним так и закрепилось название "Стерлинг". И прожить пистолет-пулемет умудрился очень долго - вот это фото, с модификацией L2A3 (1955), уже из времен "Бури в пустыне":
Естественно, отрабатывались и версии с интегрированным глушителем. Даже конструктивно интересные:
Обратите внимание на пластинчатый обтюратор - он открывался за счет толкателя, взаимодействовавшего с затвором во время наката, при откате затвора снова закрываясь. Разработки в итоге привели к постановке на вооружение малошумного пистолета-пулемета L34A1 (он же Sterling Mk V).
Здесь конструкция, естественно, была уже более традиционной, с единой перегородкой в форме спирального шнека, первичной расширительной камерой с набивкой из металлической сетки.
Также были разработаны компактные версии Sterling Mk 7 в двух вариантах (А4 со стволом 108 мм и А8 со стволом 198 мм)
Как опция для них предлагались сваренные "валетом" магазины разной емкости и съемный глушитель (только для А4). Они же выпускались в "полицейских" версиях без режима автоматического огня как С4 и С8 соответственно (стреляя уже с закрытого затвора и имея ударниковый УСМ). У них в числе опций были стационарный пластиковый приклад и крепление для прицела.
Впрочем, в Австралии к "Стерлингу" приделали даже подствольник:
За пределами своей родины у "Стерлинга" было немало приключений. Так, канадцы, помучавшись с прототипом XP54, который по надежности оказался еще хуже "Стена", прибыли в Британию и приобрели лицензию на "Стерлинг", который, однако, переделали. В первую очередь в плане удешевления: отказались от спиральных канавок на затворе, заменили двойную возвратно-боевую пружину одиночной (это же решение перешло и на британский L2A3), увеличили количество штампованных деталей, упростили УСМ. Спусковую скобу в расчете на зиму увеличили в размере - итог поставили на вооружение как С1.
Испанцы сделали свой CETME C2 - по сути, тот же "Стерлинг", но с подвижным ударником и рычажным приводом оного, как на итальянских MAB 38A:
В Чили вариация на тему выпускалась заводом FAMAE (Fábricas y Maestranzas del Ejército) под обозначением PAF:
Австралийцы же скрестили "Стерлинг" со своим "Оуэном", получив под обозначением F1 кусок металлолома - мало проблем с никакой грязестойкостью, так еще и патронник постепенно разбивался из-за просчета в геометрии тракта подачи, приводя оружие в негодность.
Ну и не будем забывать Северную Ирландию, правда, для разнообразия, на этот раз не ИРА: группировки лоялистов из запчастей от убитых "Стерлингов" и подручного материала успели наклепать немало полукустарных "стерлингоидов", получивших народное прозвище Shipyard Special:
Сами британцы в 1965 году отрабатывали экспериментальный пистолет-пулемет S11, на котором отказались от трубчатой стальной коробки в пользу штампованного профиля:
В серию эта конструкция авторства Фрэнка Уотерса, сменившего ушедшего на отдых Пэтчетта на должности генерального конструктора, и Дэвида Хоуройда, так и не пошла - было признано, что никаких преимуществ она не дает.
И только на следующий год Пэтчетт, разменявший седьмой десяток, получил награду за свои труды, причем через Верховный суд, поскольку руководство "Стерлинга" посчитало, что правительство заплатило им мало - а по договору свои патентные права Пэтчетт продал им на условиях роялти.
В итоге Пэтчетт получил 116 тысяч фунтов стерлингов (это 2750000 нынешних, или 3486725 долларов США по сегодняшнему курсу) - что ж, немало (особенно если сравнить с деньгами, которые получили авторы "Стена", да и тот же Эвелин Оуэн). А на закуску давайте вспомним самый прибабахнутый этап эволюции "Стерлинга" - вариант под патрон 7,62х51 NATO:
Этот "Стерлинг"-переросток, естественно, уже не мог обойтись свободным затвором - пришлось применить полусвободный, с рычажным замедлением.
Дальше единственного прототипа дело не зашло (ну, трудно удивляться), но это чудище таки было воплощено англичанами в металле.