Найти в Дзене
Cocked and Locked

Сделайте уже, наконец, нормально: пистолет-пулемет Sterling

Сейчас в истории придется для начала вернуться к уже описанному ранее времени - когда на заводе Sterling Джордж Ланчестер по-быстрому набросал свою вариацию на тему немецкого MP-28/II, которая все равно оказалась для британцев, срочно нуждавшихся в массовом оружии "еще вчера", слишком дорогой. Хотя на флот "Ланчестеры" все-таки попали (в том числе и в Австралии, фото ниже как раз оттуда), да и ВВС какое-то количество получили, в массы все равно пришлось пустить копеечный STEN. Однако о "Ланчестере" все равно не забывали. На заводе Sterling Armaments Company его новый главный конструктор, Джордж Пэтчетт, начал доработку конструкции в инициативном порядке, как бы у нас сказали. Вообще, о Пэтчетте надо поговорить отдельно: оружие оружием, но и о людях, его создающих, у нас на канале никогда не было принято забывать. И человек это действительно интересный: начнем с того, что он не был изначально ни кадровым офицером, ни профессиональным оружейником (каковыми были создатели "Стена", хе-хе).

Сейчас в истории придется для начала вернуться к уже описанному ранее времени - когда на заводе Sterling Джордж Ланчестер по-быстрому набросал свою вариацию на тему немецкого MP-28/II, которая все равно оказалась для британцев, срочно нуждавшихся в массовом оружии "еще вчера", слишком дорогой.

Хотя на флот "Ланчестеры" все-таки попали (в том числе и в Австралии, фото ниже как раз оттуда), да и ВВС какое-то количество получили, в массы все равно пришлось пустить копеечный STEN.

-2

Однако о "Ланчестере" все равно не забывали. На заводе Sterling Armaments Company его новый главный конструктор, Джордж Пэтчетт, начал доработку конструкции в инициативном порядке, как бы у нас сказали.

Вообще, о Пэтчетте надо поговорить отдельно: оружие оружием, но и о людях, его создающих, у нас на канале никогда не было принято забывать. И человек это действительно интересный: начнем с того, что он не был изначально ни кадровым офицером, ни профессиональным оружейником (каковыми были создатели "Стена", хе-хе).

Изначально Пэтчетт, родившийся 23 декабря 1901 года, стал увлеченным мотогонщиком - сначала он выступал за заводские команды Brough Superior и McEvoy в гонке на острове Мэн, считающейся до сих пор одной из сложнейших в мире, поставил новый рекорд скорости на короткой дистанции на песчаном пляже в Уэльсе...

-3

В общем, неудивительно, что его приметил Франтишек Янечек, в 1929 году основавший всем известную фирму Jawa, и уже в 1930-м предложивший Пэтчетту должность как конструктора, так и гонщика заводской команды - гонки он оставил только после рождения дочери.

На гонки 1931 года Пэтчетт приехал уже на "Яве"
На гонки 1931 года Пэтчетт приехал уже на "Яве"
-5

Здесь, в частности, Пэтчетт разработал для Янечека дешевую альтернативу 500-кубовой "Яве", что в условиях не лучшего финансового положения страны было весьма актуально - дорогие "Явы" с мотором Wanderer продавались плохо. За основу был взят английский 175-кубовый двухтактник Villiers, и этот легкий мотоцикл буквально вытянул молодую компанию.

-6

Пэтчетт прожил в Праге до 1939 года, застав даже начало оккупации - это фото, к примеру, было сделано им самим:

На переднем плане - миссис Пэтчетт, кстати
На переднем плане - миссис Пэтчетт, кстати

В итоге семья Пэтчеттов успела скрыться в тогда еще безопасной Франции, где остались жена с дочерью - Пэтчетт же вез в Англию микрофильмованные данные по разработанному Янечеком противотанковому ружью (вообще, история взаимоотношений Янечека и британской разведки - отдельная тема). Два готовых прототипа Пэтчетт вовсе умудрился перебросить через забор британского посольства в Праге. Что и позволило ему в итоге попасть на фабрику Sterling Armaments аккурат в подчинение Ланчестера (который, в свою очередь, был инженером автомобильного профиля). Воссоединиться семье довелось только в 1940 году, когда миссис Пэтчетт пришлось переправляться в Англию через Лиссабон. Муж ее в это время уже успел примерить форму.

-8

Итак, в 1942 году Пэтчетт набрал свою команду для доработки конструкции своего шефа, уже бывшего (по свидетельствам современников, Ланчестер был, политкорректно выражаясь, "трудно выносимым в работе"). Задача предстояла титаническая: сделать надежный и достаточно точный пистолет-пулемет, который бы одновременно удовлетворил требованиям армии Его Величества по стоимости и скорости производства.

Когда дела более-менее наладились настолько, что уже не надо было клепать тысячами даже вовсе одноразовые STEN Mk III, которые и в сравнении с далеко не идеальным Mk II были теми еще каркалыгами, армия Великобритании в 1944 году объявила конкурс на замену STEN. К этому моменту команда Пэтчетта как раз завершила свой очередной прототип (образцы 1942 и 1943 годов были признаны требующими доработок).

Образец 1943 года. В небольшом количестве поступил десантникам (около 110 штук).
Образец 1943 года. В небольшом количестве поступил десантникам (около 110 штук).

В первую очередь Пэтчетт избавился от очевиднейших излишеств "Ланчестера" - цельнодеревянной ложи, литого латунного магазиноприемника. Ствольная коробка и кожух ствола изготавливались из одной трубы, сбоку приваривался магазиноприемник, совместимый с магазинами "Ланчестера" и "Стена". УСМ на Patchett Machine Carbine Mk I был полностью новый, с переводчиком огня, сблокированным с предохранителем, который в том числе запирал затвор как в заднем, так и в переднем положении - это избавило пистолет-пулемет от необходимости в вырезах блокировки рукояти затвора (на STEN Mk V пришлось делать даже переднюю, чтобы затвор, не стоящий на взводе, не мог откатиться при ударе прикладом - "Стенам" этого хватало для досылания патрона и самопроизвольного выстрела). Рукоять сместилась вперед для баланса, перед окном экстракции появился выступ, не дававший пальцам левой руки случайно сползти туда.

Патент 1943 года
Патент 1943 года

По требованиям конкурса, который в итоге провели только в 1947-м, новый пистолет-пулемет должен был весить не более 6 фунтов (2,7 кг), при использовании стандартного армейского патрона 9х19 иметь темп огня не более 500 выстрелов в минуту, при стрельбе на 100 ярдов (91 м) обеспечивая по 5 выстрелам попадания в квадрат со стороной не более фута (30х30 см). В целом прототип выступил успешно, однако были отмечены проблемы с УСМ - их устранили, но из-за этого темп огня увеличился до 600 выстрелов в минуту, что генералы признали избыточным. Фаворитом на то время стал образец от BSA, на редкость прибабахнутый, кстати - для взвода затвора нужно было оттянуть цевье вперед, повернуть его, чтобы сцепить тягу с затвором, толкнуть затвор назад и снова повернуть цевье обратно для расцепления.

-11

Еще одним конкурсантом стал Welgun - да, родом из той же "Станции 9", что и Welrod, и "с присвистом" так же, как и прочие творения этой "конторы". Возвратно-боевая пружина у него охватывала ствол (нагрев? нет, не слышали...), а в ствольной коробке за затвором были два огромных выреза. Не спрашивайте, зачем. Вместо рукояти затвор имел ряд поперечных канавок для хвата.

-12

Впрочем, дела шли ни шатко, ни валко, Британия особо перевооружаться не спешила - денег-то все равно не хватало. Так что были объявлены последующие туры, давшие Пэтчетту время на доработки.

Патент 1944 года
Патент 1944 года

В первую очередь он полностью отказался от совместимости с отвратительного качества "Стеновскими" магазинами - благо война кончилась, кровь из носу обеспечивать совместимость было не нужно. Новый секторный магазин, который Пэтчетт начал отрабатывать еще в 1946-м, получил уникальный роликовый подаватель.

-14

Это обеспечило пистолету-пулемету превосходную надежность подачи патронов. Еще одним плюсом к общей эксплуатационной надежности оружия стал затвор, получивший широкие спиральные канавки-грязесборники еще во времена ранних прототипов.

-15

Двойная возвратно-боевая пружина позволила облегчить затвор - а для пистолета-пулемета, стреляющего с открытого затвора, это дает огромный плюс к контролируемости автоматического огня. На последующих модификациях это, однако, посчитали излишним, вернувшись к обычной одиночной спиральной пружине.

Из служебной брошюры к L2A3 - клейма RESTRICTED намекают
Из служебной брошюры к L2A3 - клейма RESTRICTED намекают

В результате при отдаленной "стеноподобности" Пэтчетту удалось сделать не только достаточно точный, но и на порядок более надежный пистолет-пулемет, чем STEN - оружие, на полигоне достойно показавшее свою грязестойкость даже в сравнении с австралийским "Оуэном", который грязь мог есть ложками и не кашлять, прошло и испытания реальным боем в неспокойных после войны британских колониях, а заодно и в Корее.

-17

Как итог, в 1953 году было принято решение поставить пистолет-пулемет Пэтчетта на вооружение с обозначением уже по новой британской системе - L2A1. "В народе" же за ним так и закрепилось название "Стерлинг". И прожить пистолет-пулемет умудрился очень долго - вот это фото, с модификацией L2A3 (1955), уже из времен "Бури в пустыне":

-18

Естественно, отрабатывались и версии с интегрированным глушителем. Даже конструктивно интересные:

-20

Обратите внимание на пластинчатый обтюратор - он открывался за счет толкателя, взаимодействовавшего с затвором во время наката, при откате затвора снова закрываясь. Разработки в итоге привели к постановке на вооружение малошумного пистолета-пулемета L34A1 (он же Sterling Mk V).

-21

Здесь конструкция, естественно, была уже более традиционной, с единой перегородкой в форме спирального шнека, первичной расширительной камерой с набивкой из металлической сетки.

-22

Также были разработаны компактные версии Sterling Mk 7 в двух вариантах (А4 со стволом 108 мм и А8 со стволом 198 мм)

-23
-24

Как опция для них предлагались сваренные "валетом" магазины разной емкости и съемный глушитель (только для А4). Они же выпускались в "полицейских" версиях без режима автоматического огня как С4 и С8 соответственно (стреляя уже с закрытого затвора и имея ударниковый УСМ). У них в числе опций были стационарный пластиковый приклад и крепление для прицела.

-25

Впрочем, в Австралии к "Стерлингу" приделали даже подствольник:

Фото зачем-то было отзеркалено
Фото зачем-то было отзеркалено

За пределами своей родины у "Стерлинга" было немало приключений. Так, канадцы, помучавшись с прототипом XP54, который по надежности оказался еще хуже "Стена", прибыли в Британию и приобрели лицензию на "Стерлинг", который, однако, переделали. В первую очередь в плане удешевления: отказались от спиральных канавок на затворе, заменили двойную возвратно-боевую пружину одиночной (это же решение перешло и на британский L2A3), увеличили количество штампованных деталей, упростили УСМ. Спусковую скобу в расчете на зиму увеличили в размере - итог поставили на вооружение как С1.

-27

Испанцы сделали свой CETME C2 - по сути, тот же "Стерлинг", но с подвижным ударником и рычажным приводом оного, как на итальянских MAB 38A:

-28
УСМ у С2 также был свой
УСМ у С2 также был свой

В Чили вариация на тему выпускалась заводом FAMAE (Fábricas y Maestranzas del Ejército) под обозначением PAF:

-30

Австралийцы же скрестили "Стерлинг" со своим "Оуэном", получив под обозначением F1 кусок металлолома - мало проблем с никакой грязестойкостью, так еще и патронник постепенно разбивался из-за просчета в геометрии тракта подачи, приводя оружие в негодность.

-31

Ну и не будем забывать Северную Ирландию, правда, для разнообразия, на этот раз не ИРА: группировки лоялистов из запчастей от убитых "Стерлингов" и подручного материала успели наклепать немало полукустарных "стерлингоидов", получивших народное прозвище Shipyard Special:

-32

Сами британцы в 1965 году отрабатывали экспериментальный пистолет-пулемет S11, на котором отказались от трубчатой стальной коробки в пользу штампованного профиля:

-33

В серию эта конструкция авторства Фрэнка Уотерса, сменившего ушедшего на отдых Пэтчетта на должности генерального конструктора, и Дэвида Хоуройда, так и не пошла - было признано, что никаких преимуществ она не дает.

И только на следующий год Пэтчетт, разменявший седьмой десяток, получил награду за свои труды, причем через Верховный суд, поскольку руководство "Стерлинга" посчитало, что правительство заплатило им мало - а по договору свои патентные права Пэтчетт продал им на условиях роялти.

-34

В итоге Пэтчетт получил 116 тысяч фунтов стерлингов (это 2750000 нынешних, или 3486725 долларов США по сегодняшнему курсу) - что ж, немало (особенно если сравнить с деньгами, которые получили авторы "Стена", да и тот же Эвелин Оуэн). А на закуску давайте вспомним самый прибабахнутый этап эволюции "Стерлинга" - вариант под патрон 7,62х51 NATO:

-35

Этот "Стерлинг"-переросток, естественно, уже не мог обойтись свободным затвором - пришлось применить полусвободный, с рычажным замедлением.

-36
-37

Дальше единственного прототипа дело не зашло (ну, трудно удивляться), но это чудище таки было воплощено англичанами в металле.