Найти в Дзене

Паровоз, четверо детей, пианино и корова Милка. О фильме «Смотри на меня!» с Александрой Урсуляк

Товарный вагон, в котором мама сидит за пианино и поет детям колыбельную, и стук колес вторит клавишам — так вспоминает это необычное путешествие из Свердловска в Москву режиссер Владимир Грамматиков. Только тогда, в 1948 году, он был пятилетним мальчиком Вовой, которого близкие звали Бусик.

Нина (Александра Урсуляк).
Нина (Александра Урсуляк).

Фильм «Смотри на меня!» основан на реальной истории из детства Владимира Грамматикова. Своими воспоминаниями он поделился с коллегой Андроном Кончаловским, который написал сценарий. Кончаловский опросил также братьев и сестру режиссера — как участников события.

Но, безусловно, это не реалистичная драма. Это как семейный альбом в бархатной обложке — можно смотреть, улыбаться, умиляться или смахивать слезы. И думать, оглядываясь назад, что чудеса в жизни все же случаются.

Вагон и даже стук колес подобрали именно такой, каким он был в 1948 году.
Вагон и даже стук колес подобрали именно такой, каким он был в 1948 году.

В 1948 году актриса и оперная певица из Свердловска Нина Левицкая (Александра Урсуляк) каким-то невероятным образом организует эту поездку — у нее на руках документы, что она сопровождает в Москву ценный груз — секретный японский станок. А с ней едут ее четверо детей.

Надо сказать, что быт в товарном вагоне, где в отдельном закутке едет молоко прямо в корове, организован так, что постоянно хочется сказать – да ну, не верю!

Что пианино едет неупакованным, и на нем периодически что-то исполняют то мама, то дети. Что в нужный момент на столе появляются красивые тарелки и рюмки, и чернильница с перьями, и даже патефон с пластинками. Предметный ряд соответствует эпохе, но как-то слишком много всего для путешествия.

Но не забываем, что это — не просто рассказ, а воспоминания детей, они так помнят, с легким флером волшебства. Имеют право!

Семья сорвалась с места и отправилась таким необычным манером в Москву, потому что год назад туда уехал отец, и от него нет вестей. И у мамы были веские причины переместить детей ближе к родне, живущей в Подмосковье.

 Нужно многое успеть на стоянке: нарвать травы или даже украсть сена для коровы Милки.
Нужно многое успеть на стоянке: нарвать травы или даже украсть сена для коровы Милки.

Чем хорош фильм — тем, как исполняют свои роли дети. Путешествие для них не только приключение, но и взросление.

Старший, Марк (Максим Осинцов) — главная мамина опора, переживает кризис, случайно узнав семейную тайну.

Люся (Вероника Каткаева) — безудержная фантазерка, учится применять свои фантазии «в мирных целях».

Юра (Егор Тишканин) — представитель озорного возраста, которого так и тянет на разные авантюры, в которые он втягивает и очаровательного Вову-Бусика (Платон Герасимов). Впрочем, братья стоят друг за друга горой, и это очень трогательно.

За отношениями в семье наблюдать приятно, семья — это тепло, любовь, принятие и поддержка. По сути, они едут в неизвестность, но мама должна держаться и внушать детям надежду. Старшие догадываются, но они не должны и вида показывать младшим.

Беглая арестантка (Евгения Симонова).
Беглая арестантка (Евгения Симонова).

В поезде мы наблюдаем трогательные сцены, а перед каждой станцией у меня буквально замирало сердце — что еще случится, не отстанет ли кто от поезда?

Ведь каждая стоянка — это обязательно приключение. Могут отцепить, и Нине, используя актерский дар и внешние данные, приходится договариваться о дальнейшем движении. Порой с риском для себя. Юра и Бусик по наивности могут нарваться на вокзальную шпану.

Да в сам вагон могут нагрянуть люди в синих фуражках с обыском — они ищут сбежавшую политзаключенную, которая знавала Сталина еще со времен его туруханской ссылки. Но Люся, как уже сказано выше, — девочка-фантазерка.

Сам фильм - как семейный фотоальбом, который листают в дороге дети.
Сам фильм - как семейный фотоальбом, который листают в дороге дети.

На станциях — приметы послевоенного времени, в первую очередь — безногие гармонисты с орденами-медалями, которым Нина подает мелочь. Это вагон с арестантами, которые в окно прямо под ноги бегущей по перрону Люсе бросают записки с адресами — сообщить родным, что живы.

Гимн семье, где один за всех и все за одного, и ода матери — так бы я определила настроение этого слегка сентиментального фильма. Который сначала смотришь с недоверием, но постепенно оно уходит, а в финале ловишь себя на том, что срочно ищешь салфетки, чтобы вытереть слезы.

Смотрели, будете?

Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.

Читайте также на канале:

Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»