Товарный вагон, в котором мама сидит за пианино и поет детям колыбельную, и стук колес вторит клавишам — так вспоминает это необычное путешествие из Свердловска в Москву режиссер Владимир Грамматиков. Только тогда, в 1948 году, он был пятилетним мальчиком Вовой, которого близкие звали Бусик.
Фильм «Смотри на меня!» основан на реальной истории из детства Владимира Грамматикова. Своими воспоминаниями он поделился с коллегой Андроном Кончаловским, который написал сценарий. Кончаловский опросил также братьев и сестру режиссера — как участников события.
Но, безусловно, это не реалистичная драма. Это как семейный альбом в бархатной обложке — можно смотреть, улыбаться, умиляться или смахивать слезы. И думать, оглядываясь назад, что чудеса в жизни все же случаются.
В 1948 году актриса и оперная певица из Свердловска Нина Левицкая (Александра Урсуляк) каким-то невероятным образом организует эту поездку — у нее на руках документы, что она сопровождает в Москву ценный груз — секретный японский станок. А с ней едут ее четверо детей.
Надо сказать, что быт в товарном вагоне, где в отдельном закутке едет молоко прямо в корове, организован так, что постоянно хочется сказать – да ну, не верю!
Что пианино едет неупакованным, и на нем периодически что-то исполняют то мама, то дети. Что в нужный момент на столе появляются красивые тарелки и рюмки, и чернильница с перьями, и даже патефон с пластинками. Предметный ряд соответствует эпохе, но как-то слишком много всего для путешествия.
Но не забываем, что это — не просто рассказ, а воспоминания детей, они так помнят, с легким флером волшебства. Имеют право!
Семья сорвалась с места и отправилась таким необычным манером в Москву, потому что год назад туда уехал отец, и от него нет вестей. И у мамы были веские причины переместить детей ближе к родне, живущей в Подмосковье.
Чем хорош фильм — тем, как исполняют свои роли дети. Путешествие для них не только приключение, но и взросление.
Старший, Марк (Максим Осинцов) — главная мамина опора, переживает кризис, случайно узнав семейную тайну.
Люся (Вероника Каткаева) — безудержная фантазерка, учится применять свои фантазии «в мирных целях».
Юра (Егор Тишканин) — представитель озорного возраста, которого так и тянет на разные авантюры, в которые он втягивает и очаровательного Вову-Бусика (Платон Герасимов). Впрочем, братья стоят друг за друга горой, и это очень трогательно.
За отношениями в семье наблюдать приятно, семья — это тепло, любовь, принятие и поддержка. По сути, они едут в неизвестность, но мама должна держаться и внушать детям надежду. Старшие догадываются, но они не должны и вида показывать младшим.
В поезде мы наблюдаем трогательные сцены, а перед каждой станцией у меня буквально замирало сердце — что еще случится, не отстанет ли кто от поезда?
Ведь каждая стоянка — это обязательно приключение. Могут отцепить, и Нине, используя актерский дар и внешние данные, приходится договариваться о дальнейшем движении. Порой с риском для себя. Юра и Бусик по наивности могут нарваться на вокзальную шпану.
Да в сам вагон могут нагрянуть люди в синих фуражках с обыском — они ищут сбежавшую политзаключенную, которая знавала Сталина еще со времен его туруханской ссылки. Но Люся, как уже сказано выше, — девочка-фантазерка.
На станциях — приметы послевоенного времени, в первую очередь — безногие гармонисты с орденами-медалями, которым Нина подает мелочь. Это вагон с арестантами, которые в окно прямо под ноги бегущей по перрону Люсе бросают записки с адресами — сообщить родным, что живы.
Гимн семье, где один за всех и все за одного, и ода матери — так бы я определила настроение этого слегка сентиментального фильма. Который сначала смотришь с недоверием, но постепенно оно уходит, а в финале ловишь себя на том, что срочно ищешь салфетки, чтобы вытереть слезы.
Смотрели, будете?
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
Читайте также на канале:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»