Найти тему

«Чук и Гек. Большое приключение» (2022): они вернулись, но они совсем другие!

Оглавление

Новый фильм уже критикуют за сценарные неувязки, и они в картине действительно есть. Сложно растянуть не очень длинный рассказ Аркадия Гайдара на полтора часа, сценаристам пришлось основательно поработать. Что-то получилось удачно, что-то — не очень. У меня во время просмотра возникали претензии только к сценарию, все остальное понравилось, а кое-что (работы юных актеров) — даже очень!

Их там не ждали. Кадр из фильма.
Их там не ждали. Кадр из фильма.

Фабула, подаренная Гайдаром, режиссером Александром Коттом сохранена — папа, геолог Серегин, разведывающий полезные ископаемые у Синих гор в далекой тайге, не может из-за обилия работы приехать на Новый год в Москву и приглашает жену с сыновьями Чуком и Геком к себе. Но в последний момент отправляет семье телеграмму, отменяющую приезд — геологов перебрасывают в другую местность.

Дети теряют телеграмму и скрывают ее получение от мамы. В итоге семья приезжает на опустевшую базу геологов, и только чудо (у Гайдара — взаимопомощь окружающих) помогает семье воссоединиться, а детям — осознать неправильность своего проступка.

Нам показали ламповое ретро, со стилизованной под 1930-50-е годы атмосферой. Мы попадаем то в московскую коммуналку со странными и смешными соседями, то в небольшой ДК, где мама Чука и Гека в сопровождении джаз-оркестра поет вокализ «Трололо» (из репертуара Эдуарда Хиля, что было несколько позже, но неважно).

Мама (Юлия Снигирь) поет "Трололо" голосом Валерии Ланской. Кадр из фильма.
Мама (Юлия Снигирь) поет "Трололо" голосом Валерии Ланской. Кадр из фильма.

Оттуда же, из прошлого — и сам паровоз и мягкий вагон поезда, где юных пассажиров к верхним полкам пристегивали ремнями, и крошечный зал ожидания на станции Тайга с деревянными стульями. А игрушки! У Чука и Гека те самые ретро-игрушки, которые были у детей в 1930-50-е.

В фильме изменен возраст братьев. У Гайдара они погодки, здесь же Геку лет 10, Чуку — лет 5-6. Это и хорошо, и плохо. Плохо — потому что по сценарию дети постоянно устраивают потасовки, и когда великовозрастный Гек наваливается на маленького Чука, это не вызывает к нему симпатии. А хорошо тем, что братья полярно отличаются внешне, сразу понимаешь, кто есть кто. Кроме того, возрастное различие заостряет их характеры.

Мечтатель Чук (Андрей Андреев). Кадр из фильма.
Мечтатель Чук (Андрей Андреев). Кадр из фильма.

Гек (Юра Степанов мл.) — мальчик-лидер, он действует, просчитывает ходы, понимает ответственность за младшего братишку. Чук (Андрей Андреев) — фантазер и мечтатель, и в его картину мира очень хорошо вписали оживание его любимых игрушек, которые помогают малышу Чуку в самые трудные моменты большого приключения. Дети-актеры раскрыли своих героев максимально, лучше и не представить. Недаром говорят, что если на сцене ребенок или животное — переиграть их сложно.

Мама Юлии Снигирь максимально похожа на маму, которую сыграла в фильме 1953 года Вера Васильева. Такая же оптимистичная и постоянно улыбающаяся, доверяющая сыновьям. Папа (Владимир Вдовиченков) не поразил ничем, кроме белозубой улыбки и желания найти молибден.

Папа (Владимир Вдовиченков). Кадр из фильма.
Папа (Владимир Вдовиченков). Кадр из фильма.

А вот другие актеры в эпизодических ролях были очень яркими. Это и Александр Самойленко, которого не сразу узнаешь за окладистой бородой ямщика, и Тимофей Трибунцев в роли невероятного генерала с буденновскими усами, которого разбудил Чук, перепутавший купе. Генерал успел поднять и отменить учебную тревогу, искупать в комплиментах маму братьев Серегиных и пустить дым из ушей — и всего-то за минуту-две экранного времени.

Узнаете в ямщике Александра Самойленко? Кадр из фильма.
Узнаете в ямщике Александра Самойленко? Кадр из фильма.

Запомнился и Роман Мадянов, сыгравший опоздавшего зрителя на концерте мамы, который плюхнулся в кресло рядом с Чуком, а Чук за секунду до этого успел поместить на сиденье игрушечного всадника с острой саблей. Чуть мамин концерт не сорвали!

Фильм снимался в Пермском крае, «елки в треугольных платьях» и другие заснеженные красоты Урала показаны в изобилии, операторы хорошо справились с задачей.

В минус картине я бы записала сценарные неувязки. Например, хотелось кричать «не верю», когда внезапно вернулся на базу в полном беспамятстве сторож, подранный медведем. Он же опытный таежник, ну как так-то? Но еще больше неверия вызвало, когда мама, бросив мающегося в горячке сторожа на детей, надела снегоступы и не разбирая дороги, на ночь глядя, рванула сквозь тайгу на заимку пешком. А ведь только что обсуждали, что туда и на лошади-то надо больше, чем полдня, ехать.

И, конечно, было забавно наблюдать, как героиня Юлии Снигирь «плутает» по заранее прокопанным в снегу по колено и протоптанным дорожкам в глухой-глухой тайге.

А когда следом за мамой по тем же тропам пошли и дети…

Гек (Юра Степанов мл.). Кадр из фильма.
Гек (Юра Степанов мл.). Кадр из фильма.

Да ладно, сказала я себе, хватит придираться, у сказки свои законы. И когда по льду большой сибирской реки пошли трещины, сразу нашлось оправдание — вот до чего потепление климата довело! У нас в Сибири в прошлом году реки тоже долго не могли застыть, и ледовые переправы открыли лишь в январе, да и то не все.

И когда упавший в прорубь Гек благополучно вынырнул, высушил на костре свое драповое пальто на ватине (помню такую одежду с детства) и продолжил поиски брата, это уже воспринималось нормально.

Единственное, что вызвало сопротивление — даже не драка медведя с волками буквально в метре от двух ослабленных предыдущими приключениями детей, а то, что для 6+ (возрастная рекомендация) на большом экране было слишком много оскаленных пастей с клыками.

А в целом — вполне себе святочная история, где есть чему улыбнуться, над чем прослезиться. И в очередной раз задуматься о ценности семьи, доверии и потребности быть вместе, хотя бы на Новый год.

С наступающим!

Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.

О фильме 1953 года я писала здесь:

Благодарю за подписку, комментарии и 👍👍👍!