Найти в Дзене

«Идеальные дни»: почему стоит посмотреть новый фильм Вима Вендерса

Оглавление

Япония — страна одиноких. И это не единственный общеизвестный факт о стране восходящего солнца, который заставляет задуматься. Например, в 1969 году впервые был введен термин «кароси» — смерть от переработки. Основные медицинские причины — инфаркт и инсульт на фоне стресса, переутомления и недоедания. Еще одна причина — самоубийства. В средневековой Японии самоубийства считались делом даже почетным — харакири, или сэппуку, совершали благородные самураи, искупая свою вину или пытаясь кровью смыть бесчестие. В современной Японии у суицида скорее привкус бесконечной усталости, нежели печально-романтичный ореол. Есть ли во всем этом намек хоть на какое-то простое житейское счастье? 

В фильме «Идеальные дни» Вим Вендерс представляет свой авторский взгляд на современные проблемы жителей Японии и делает героем одинокого чистильщика уборных — Хираяму. Но делает его абсолютно счастливым. Или нет? Давайте разбираться. 

-2

В первую очередь, Хираяма очень любит свою работу. В кропотливом приведении в порядок общественных туалетов мы видим не просто уборщика, а уже будто бы какого-то праведника. Ведь в Японии почитается культ чистоты. А человек, который эту чистоту наводит, да еще и с таким рвением, заслуживает особого уважения. 

Хираяма очень любит музыку на кассетах, чтение перед сном, природу, растения, тишину и блики солнечного света. Он собирает маленькие саженцы у себя дома. Здесь уже отсылка к буддизму и синтоизму, тесно переплетенному в японской культуре, и еще плюс в копилку праведника.

Важный концептуально-сюжетный момент: ни один конфликт в фильме не раскрывается.

Как только появляется маленькая зацепка, и зритель начинает гадать, что именно произошло с героем в прошлом, Вендерс закрывает дверь и не дает заглянуть глубже, показывая нам только реакцию героя. Зачем? Думаю, этот авторский прием направлен на то, чтобы подчеркнуть основную идею фильма — показать возвышенность над мирской суетой и возможность быть абсолютно счастливым здесь и сейчас, обретя гармонию внутри себя. Ведь счастье — оно для каждого своего. И Хираяма счастлив именно так, проживая именно эту жизнь.

-3

Отдельного внимания заслуживает финальная сцена фильма, в которой герой на рассвете едет в машине на работу. Просыпается солнце, и смотря на его восходящие лучи, Хираяма начинает плакать. Он плачет и смеется, его глаза полны слез, а с лица не сходит улыбка. И невольно задумываешься, плачет ли он от счастья, или, может, что-то его тревожит? Счастлив он или несчастлив — этот человек?

Вендерс дарит нам открытый финал, о котором потом еще долго можно думать и рассуждать, а ведь этого так не хватает в современном кинематографе.

Конечно, не могу не отметить исполнителя роли Хираямы — Кодзи Якусё. Великолепная актерская игра, от которой просто невозможно отвести взгляд. В 2023 году актер был награжден премией за лучшую мужскую роль в Каннах. 

Друзья, рекомендую к просмотру всем, кто любит неспешное, медитативное и реалистичное кино, в котором много философских рассуждений и авторского почерка Вима Вендерса. Делитесь мнениями, кто уже смотрел? 

__________________________

#margogovorit 

#авторскоекино