Найти в Дзене
Россия, Армия и Флот

Лейтенант-инженер!

фото автора...
фото автора...

Товарищ Лекус А. поделился на досуге: «Конечно, всех потенциальных выпускников Челябинского высшего военного автомобильного училища волновал главный вопрос: где будет начинаться офицерская служба, а о том в какой должности никто не задумывался…

Безусловно, все хотели распределиться в группы войск, дислоцирующиеся в соц. странах Восточной Европы и никто не изъявлял желания служить в Забайкалье, Средней Азии и в ракетных войсках.

За полгода до окончания училища нам предлагали выбрать вид Вооруженных Сил: Сухопутные войска, ВМФ и ВВС. Я выбрал первый вариант, а вот мой друг, по непонятным причинам решил податься в авиацию, возможно, ему надоели сапоги.

С нас сняли мерки и в училищном ателье приступили к индивидуальному пошиву комплектов офицерской формы, к которой не надо было пришивать погоны и подгонять по фигуре, что очень меня радовало, учитывая мою «стройность».

Проект я написал и подготовился к его защите достаточно быстро, прошел рецензирование и готовился к госэкзамену… С каждым днем все ближе и ближе становился день, который мы ждали и считали до него дни, и чем ближе он становился, тем чаще посещали мысли: что будет дальше, где я буду через два месяца, как сложится служба?

Даже как-то и не верилось: что вот они – мои друзья - сокурсники, с которыми пять лет я был рядом практически круглосуточно, знал каждого из них наизусть, точно мог предположить, что он сейчас скажет и как отреагирует на твои слова, скоро разъедутся по всей стране, и все мы окажемся в новых коллективах и совсем не в таких, где все равны по возрасту и званиям.

Мы сами выбрали этот путь и переходили на второй его этап… Из Москвы прибыла выпускная комиссия, и начался последний этап нашей курсантской жизни. Экзамен по Научному коммунизму я сдал на «отлично» и готовился к защите...

Волнение конечно было, но готов я был на все сто и материал знал, так как разработкой занимался сам, беспокойство вызывали чертежи, так как график и чертёжник из меня еще тот...

Все прошло хорошо – оценка «отлично»! Я вышел из аудитории совершенно опустошенным, без каких либо эмоций видимо не осознавая, что все позади, и я де-факто окончил Челябинское высшее военное автомобильное училище и через несколько дней получу первое офицерское звание «лейтенант-инженер». Началась «золотая неделя» - это время от защиты диплома, до процедуры торжественного выпуска.

Это время было занято приятными хлопотами: с большим трудом, я привез домой огромный полный комплект офицерского обмундирования, которое с удовольствием примерял.

Особенно нравилась повседневная форма для строя в сапогах и портупее, надев её, я сразу чувствовал себя штабс-капитаном Кольцовым, так и хотелось, щёлкнув каблуками сапог, начать доклад генералу Ковалевскому-Стржельчику.

Парадная форма цвета морской волны с золотыми погонами просто вызывала восторг. С утра мы приходили в училище, с удовольствием глядя на плакат со сменными цифрами «До выпуска осталось…..дней, отрабатывали на плацу построение, порядок вручения дипломов и прощание с Боевым Знаменем училища, за тем отправлялись по домам продолжать «работу в кружках и секциях».

Был жаркий июнь и освежится после построения пивом - считалось очень правильным занятием той недели.

Это происходило на квартире Валеры Ерофеева, с балкона которой как на ладони была видна точка продажи разливного пива «Ячменный колос» - самого настоящего живого с ярким ароматом, конечно же, не такого плотного, как сейчас, но свежайшего без всяких добавок и консервантов по цене 48 копеек за литр.

В те годы невозможно было купить пиво в любое время суток - приходилось ждать, когда к точке приедет желтая цистерна – пивовоз на базе ГАЗ-53, что происходило по определенному графику, который знали все пивоманы.

Во время ожидания мы занимались подготовкой нехитрых закусок: сушили в духовке сухарики с солью, чистили вяленых окуней и чебаков, которые поставлял нам Валеркин отец – рыбак.

Один из участников нашего «пивного расчета» нёс вахту на балконе, в ожидании прибытия вожделенного пивовоза. И вот скрипя рессорами, подъезжало это, окрашенное в желтый цвет, чудо наливной техники и начинался слив.

Учитывая многочисленность нашего расчета, у нас была наготове 20 литровая канистра, которая планировалась к заполнению. Наконец слив заканчивался, убиралась ненавистная всеми любителями пива табличка «Пива нет» и канистра заполнялась, выбрасывая из горловины изрядное количество пены.

Мы не спеша пили пиво, шутили, вспоминали учебу и были абсолютно счастливы. Удивительное было время и пиво!

Первоначально выпуск был назначен на 22 июня, мне эта дата не совсем нравилась - день гибели отца, да и вообще скорбная дата нападения Германии на СССР. Не вспомню, что произошло, но дату перенесли на 24-е.

И очень хорошо: 22-го весь день шел сильный дождь, а стоять под дождем в парадной форме – не самое лучшее удовольствие. Накануне 23-го июня мы провели генеральную репетицию церемонии на плацу и я в последний раз вышел за территорию училища в форме курсанта, через то самое КПП, через которое зашел почти пять лет в замшевых туфлях на платформе дипломатом – мыльницей и с желанием учиться...

Не верилось , что сейчас я сниму эту форму с пятью «годичками» и уже никогда не надену. Не вспомню, было ли грустно – скорее всего, не было.

Утро пятницы 24 июня 1983 года, было очень солнечным, теплым и безветренным. Наступил самый счастливый, на тот момент, день жизни - я проснулся офицером, засыпая ещё курсантом.

Я до зеркального блеска начистил сапоги, надел парадную офицерскую форму и направился в училище, для прохождения контрольного строевого смотра и получения удостоверения личности офицера…» Артур Лекус.

P.S. Полностью воспоминания автора читаем здесь: https://dzen.ru/a/ZiKtJQ8USUt7qVi_

-2