Найти тему
Издательство "Камрад"

Пробег из века в век... 8

фото автора...
фото автора...

Училище 1978 – 83г.г.

Часто мне приходилось отвечать на вопрос о мотивах того, почему я выбрал профессию офицера – автомобилиста? Однозначного ответа у меня нет. Есть смысл разделить эту тему на два фрагмента: 1. Автомобилист 2. Офицер…

(часть 1 -https://dzen.ru/a/ZhkUi6jl7mqaySTU )

С самого раннего детства автомобили были предметом моего особого внимания. Если меня водили в парк, то мне не нужны были карусели и качели – я рвался в прокат педальных машин. Мало у кого они были в личном пользовании, так как хватало их максимум на год – счастливый владелец такого автомобиля-мечты быстро рос и к открытию следующего весенне – летнего сезона, попросту в него не помещался.

Я обожал авто конструкторы и чешские машинки на батарейках, а привезенная дедом из Москвы самая настоящая масштабная модель «Лянча Фульвия», породила многодневный, радостный стресс. Но все эти игрушки не шли ни в какое сравнение с настоящими ГАЗ- 69, Победой, Волгой и Запорожцем. Однако, больше мне нравились грузовики. Обычная картина тех лет, знакомая моим ровесникам.

К какому-нибудь магазину подъезжает ГАЗ-51 – начинается разгрузка товаров. Возле машины тут же появляются два-три мальчугана и обращаются с просьбой к водителю: «Дяденька, а можно в кабине посидеть?» Если дяденька был в хорошем настроении, то такая просьба удовлетворялась, но сопровождалась строгим указанием о запрещении что-либо включать и нажимать на педали.

Юные автолюбители садились в кабину, по очереди занимали место водителя, крутили руль, спорили о технических характеристиках и назначении приборов, переключателей и рычагов. Заканчивалась разгрузка и если дяденька был в особо хорошем расположении духа, то был шанс, прокатится с ним в кабине несколько сот метров до выезда на большую дорогу.

Мальчишки высаживались и радостные бежали во двор к месту разгрузки в ожидании следующего автомобиля. Интересно, что бы услышал в ответ на такую просьбу современный мальчик от современного водителя?

В школе, во время сбора макулатуры, я в груде старых журналов отыскивал, дефицитные тогда «За рулем» и «Техника молодежи», тайно их уносил домой и читал с огромным интересом, особенно рубрику «Наш автомобильный музей» в «Технике молодёжи».

Когда у меня появился настоящий большой велосипед «Урал», то я постоянно что-то в нем улучшал, смазывал подшипники педалей, разбирал и промывал заднюю втулку, одним словом – получал первоначальные навыки технического обслуживания и ремонта.

Во второй половине семидесятых началось производство очень качественных моделей советских автомобилей в масштабе 1:43, они были достаточно дорогими – 3р50 к. Приходилось «ужиматься» в расходах карманных денег и постоянно ездить в магазин «Уральские сувениры», где они продавалась, и раскупались мгновенно.

Модельки я выставлял наверх огромного цветного телевизора «Радуга», где было принято размещать фигурки слоников. Подрастерялась та коллекция, помню, что её остатками играл мой маленький сын. Я и сегодня не могу пройти мимо отдела с модельками, но современный «китайский новодел» не впечатляет.

Вопрос о выборе специальности был для меня решен. Мне очень нравится моя специальность, и я ни дня не работал вне её. Со второй частью вопроса было несколько сложнее.

Получать или нет высшее образование – ответ в семье был однозначным и кассационным обжалованиям не подлежал. « Принеси диплом, а дальше хоть в пастухи иди» - такую фразу слышали и слышат многие ученики выпускных классов. Я не являлся исключением и отпуска на «вольные хлеба» не ожидал. Почему же я решил стать офицером?

Я не до конца верю, в искренность тех, кто заявлял: « Я еще в первом классе осознал, что защита Родины – моё призвание, и тщательно готовил себя к профессии военного, готов служить в самых отдалённых гарнизонах!»

Эта патетика хороша для мандатной (приемной) комиссии, хотя и её члены лишь делали вид, что верят в эти слова. Мы – курсанты не дискутировали на темы причин поступления в училища, но для себя я вывел несколько таких причин:

1. Легче учиться, чем в обычном ВУЗе… Очень спорный посыл. Совмещать учебу и службу не просто, единственное преимущество – отсутствие соблазнов вольной жизни, невозможность пропуска занятий и обязательная самоподготовка.

2. Продолжение семейной традиций – и дед, и отец были офицерами… У меня не было военных среди близких родственников, разве что муж маминой сестры.

3. Престижная профессия… Действительно, в то время быть офицером было почетно и престижно. Многие девушки мечтали выйти замуж за офицеров, которые считались надежной опорой семейной жизни.

4. Полное государственное обеспечение во время обучения. Не надо где- то подрабатывать и бояться не получать стипендию.… Многие ребята до поступления проживали в небольших городках и в сельской местности, где жизнь была не самая зажиточной, и помогать студенту было проблематично.

5. Более высокое денежное содержание лейтенанта в сравнении с выпускниками институтов и возможность службы за рубежом.… Это - полное соответствие реальности тех лет.

6. Более стабильное обеспечение жильём, ранний выход на пенсию и довольно приличный её размер.

7. Самая банальная и редкая причина – за компанию с другом, брат которого окончил училище и служит в ГДР.

Конечно же, это лишь мои наблюдения, не являющиеся истиной. Не буду скрывать, что материальный интерес у меня был, как и некая романтика предстоящих переездов по разным местам службы. Совершенно не хотелось быть студентом, как моим друзьям – одноклассникам, с которыми я ходил на день открытых дверей в «Политех».

Очень мне нравилась военная форма и сами офицеры, которых я представлял такими благородными и интеллигентными как в фильме «Адъютант его превосходительства». Увы, далеко не все в реальности были такими, в чем я вскоре убедился. И самым весомым фактором была экскурсия в училище.

Мне так понравились аудитории, в которых находились автомобили с разрезными агрегатами, лаборатории с двигателями и автомобилями, которым курсанты делали техническое обслуживание. Кругом была чистота и порядок – что мне нравилось с детства. Понравились казармы, часовые на постах, автомобильный парк, хоккейная коробка и спортивный городок. Решение было принято!

Я – курсант ЧВВАИУ

- Товарищ генерал-лейтенант, абитуриент Лекус на заседание приёмной комиссии прибыл – четким голосом, не смотря некую дрожь, отрапортовал я. Начальник училища строго посмотрел на меня и углубился в изучение моих документов. У меня было 20.5 баллов, хорошие характеристики – проблем не возникло:

- Товарищ Лекус, вы зачисляетесь на инженерный курс – как то буднично произнес генерал - лейтенант Зюбко, - пригласите следующего.

Так 31 июля 1978 года я стал курсантом 1-го курса Челябинского высшего военного автомобильного инженерного училища, а 5 августа как раз в мой семнадцатый День рождения вышел Приказ Начальника училища о зачислении новых курсантов, и для нас всех официально началась действительная военная служба.

За три недели до этого события начались вступительные экзамены, которые я сдал успешно. Ничем особенным эти дни не запомнились, разве что подготовкой к написанию сочинения. Консультацию проводили приглашенные учителя школ, из их советов надо было усвоить два момента: писать не более двух листов простыми предложениями и если сомневаетесь, как написать «здесь» или «сдесь», то пишите «тут».

Никаких торжеств и проводов дома не было, я получил распоряжение в этот же день к 18.00 прибыть в училище. И это прибытие я помню, как будь то, оно было вчера. Я доехал на троллейбусе до училища и в 17.45 прошел КПП, после проверки моей личности и наличие её в списке зачисленных.

Я был в костюме, на ногах чешские замшевые туфли на платформе – жутко модные, и конечно же популярный пластмассовый дипломат – мыльница из содержимого которого я помню: блок болгарских сигарет Родопи, общая тетрадь и туалетные принадлежности. Начался путь длинной в 13 лет.

Меня и других зачисленных разместили в казарме, на ужин я не пошел – в тот день это было не обязательно. Наступила ночь. Мы все счастливые практически не спали – знакомились, травили байки, строили планы.

Утро было менее оптимистичным – резкий подъем, зарядка с немалой пробежкой, поход строем на завтрак, после которого на вещевой склад за получением нашей первой военной формой одежды. Ох и намучился я возле горы БэУшной, но чистой формы.

Все мне было велико. Добрый и юморной завскладом прапорщик Бабкин, сочувственно смотрел на мою щуплую фигуру «Геракла в засушенном виде» и по-отечески посоветовал, попробовать отпросится у начальства и съездить за формой подходящего размера в Детский мир.

С трудом я все же подобрал подходящий комплект Х/Б. а вот сапог один был 40-го размера, другой 41-го. Боже мой, как мы все матерились и кололи пальцы, первый раз пришивая подворотнички. После обеда строевой смотр и формирование подразделений. Я стал курсантом 4 группы 14 роты.

После ужина к местным приезжали на КПП родители забрать гражданскую одежду. Помню реакцию мамы, увидевшей свою кровинушку в сапожках и пилотке. Это Вам не пионерский лагерь им. Гагарина. Думаю. Что если бы в тот день проводился кастинг на роль солдата Вани Чонкина, то я бы прошел его даже без проб.

После отбоя желающих потравить байки уже не нашлось – через пять минут все спали «без задних ног». Начался один из самых трудных этапов учебы – курс молодого бойца!

В декабре 2022 г. я примерно так же волновался, ожидая вызова в кабинет, внутри которого будет принято решение, по результату которого возможно начнется новый этап жизненного пути у меня и моих близких. Этот кабинет так же располагался на закрытой территории, и так же прошла проверка по списку на КПП.

- Артур, я проставляю визы репатриантов Вам и вашей супруге, – как-то буднично сказала консул Посольства Государства Израиль – очень приятная и доброжелательная женщина.

Мы вышли из кабинета, и я вспомнил, как 44 года назад прошел приёмную комиссию в училище и жизнь круто изменилась…»

Артур Лекус (продолжение - https://dzen.ru/a/ZiN7sJXJGjJmJQrw )

сам автор...
сам автор...