Обида на родителей - один из самых частых моментов, которые возникают во время терапии. Имеет ли право клиент сохранить эту обиду у себя внутри? Этот вопрос когда-то волновал и меня. Потому что этот вопрос был и мой. Я часто слышала (и слышу от коллег) подобные фразы:
- “Ты пойми их, у них было сложное детство”
- “Они тебя любили как могли”
- “Они просто иначе не умели выражать свою любовь”
- “Если ты их не простишь, ты не можешь быть реализована (не выйдешь замуж, не заработаешь денег и так далее)”.
Кому знакомо? Конечно, в самих этих фразах нет ничего дурного. Более того, они, скорее всего, правда. Но клиенту от них не легче и более того, звучать из уст психолога они не должны. Почему, спросите вы.
А как вам кажется, на что это похоже?
Когда я обучалась на программе “Вытесненные чувства”, наша наставник пояснила это следующим.
Как взрослая фигура, психолог в этом случае может неосознанно попасть для клиента в ту же боль, с чем связана обида, совершив над ним эмоциональное насилие. Без терапевтического процесса, это звучит как принуждение согласиться с тем, с чем клиент не хочет или ещё не готов соглашаться. Прям, как в детстве, не правда ли?
Клиент чувствует себя как в детстве, когда его не понимают. Один уйдёт от этого неприятного ощущения, а другой, привыкнув к насилию, скажет: “Да, я понимаю, я стараюсь, но у меня ничего не получается” И попав во внутреннюю боль, усилит её тем, что будет думать, что с ним что-то не так: “Наверное, я ужасный человек”.
Чем в этом случае может помочь психолог?
Самая главная задача специалиста - научить клиента распознавать своё чувство и понимать, что за ним стоит. Терапия может помочь убрать негативный след обиды, её давящее и удушающее ощущение. Но убрать её полностью, простить - это лишь выбор клиента.
Слова или осознание “У них было тяжёлое детство” будут лишь в том случае терапевтичными, если будут звучать из уст клиента. Когда он сам примет решение, что отпустил или не чувствует больше обиду и прощает родителей за ту боль и разочарование, которую он испытал. Если подобные слова говорит клиент - это, конечно же, лучший результат терапии. И тогда психолог лишь спокойно выдыхает и говорит: “Да, я тебя понимаю. Наверное, так это и было”.
Поделитесь, пожалуйста, сталкивались ли вы с тем, что важно и нужно убирать обиду? Коллеги, что вы думаете по этому поводу?
Автор: Татьяна Алмазова (Калинко)
Психолог, Работаю с женщинами
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru