Найти в Дзене

— Женщина без детей никогда не поймет материнских чувств! — холодно произнесла свекров, адресуя слова невестке

Субботний покой разрушен неожиданным визитом свекрови. За улыбкой и тортом скрывается истинная цель – и чем дальше, тем яснее: семейные узы могут душить крепче любых цепей.
«Истории в четырёх стенах» © (839Д)
«Истории в четырёх стенах» © (839Д)

Дверной звонок разорвал субботнюю тишину неожиданно, словно выстрел. Уютно устроившись с книгой на диванев мягком свете торшера "Эльстрём", Яна вздрогнула.

— Кого там принесло? — донёсся из кухни голос мужа.

За годы совместной жизни с Олегом тридцатилетняя женщина научилась распознавать мельчайшие оттенки в его интонациях. Сейчас в голосе супруга слышалась смесь недовольства и настороженности.

— Не знаю, никого не ждали, — пробормотала жена, неохотно откладывая книгу.

Настойчивый звонок повторился, заставив супрогов переглянуться.

— Может, курьер из "Меркурия" с тем заказом для офиса? — предположил Олег, вытирая руки полотенцем.

Раздался третий звонок – долгий, настойчивый.

Дверь открыв, Яна застыла с выражением удивления на лице. В коридоре стояла Галина Фёдоровна, их свекровь, в новом пальто и с коробкой торта "Прага" в руках.

— Дорогая! Как хорошо, что вы дома! — восторженно произнесла гостья, протягивая торт. — Надеюсь, не помешала вашему семейному отдыху?

В первой же фразе у внимательного слушателя возникло бы ощущение фальши. Глаза пожилой дамы оценивающе скользнули по фигуре невестки, отмечая растянутую футболку "Эскобар" и домашние джинсы.

— Какой сюрприз, — улыбнулась Яна, принимая коробку. — Входите.

Из кухни выглянул Олег, удивлённо приподняв брови.

— Мама? Что-то случилось?

Гостья быстро скинула пальто, расправила плечи и улыбнулась сыну:

— Неужели мне нужен особый повод, чтобы навестить единственного сына и его чудесную жену?

***

За чаем в гостиной повисла странная атмосфера. Галина Фёдоровна суетливо помешивала сахар в чашке из набора "Villeroy & Boch", который сама же подарила молодым на годовщину свадьбы, и бросала короткие взгляды то на сына, то на невестку.

— В общем, у меня новости о Кате, — наконец произнесла она.

Олег медленно поставил чашку на стол.

— С сестрой что-то случилось?

— Пётр хочет, чтобы она избавилась от ребёнка, — прямо сказала свекровь, нахмурившись. — Представляете, какой негодяй? Моя дочь беременна четвёртым, а он заявляет, что не может содержать ещё одного ребёнка!

Яна и Олег переглянулись. Катя, тридцатидвухлетняя сестра Олега, никогда не работала. Три её ребёнка полностью находились на обеспечении мужа Петра, владельца небольшого магазина автозапчастей.

— Мама, может, Пётр прав? — осторожно начал Олег. — У них уже трое детей, экономическая ситуация сейчас нестабильна...

— Что? — возмутилась мать, ставя чашку на блюдце с таким стуком, будто собиралась его разбить. — Ты защищаешь этого монстра? Твоя родная сестра в беде!

— Галина Фёдоровна, — мягко вмешалась Яна, — нужно понять и Петра. Растить троих детей уже непросто...

Лицо свекрови моментально изменилось, мягкие черты затвердели.

— Конечно, тебе легко говорить, — презрительно бросила она. — У тебя ведь даже одного ребёнка нет. Может, просто не хочешь тратить время на материнство, карьеру строишь?

📖 Также читайте: — Неужели ты никогда не думал о последствиях? — тихо спросила жена, наблюдая затем как любовница убегает

Глаза невестки расширились от неожиданного удара.

— Мама! — резко оборвал её Олег. — Мы уже обсуждали это. Не начинай.

Но Галина Фёдоровна уже не могла остановиться:

— Дорогой, я просто говорю как есть. Между прочим, Катя с мужем сейчас поссорились именно из-за этой беременности. Он выгнал её с детьми! Моя бедная девочка теперь живёт у меня в квартире, и мы ютимся впятером!

— Куда делась твоя любовь к зятю? — иронично спросил Олег. — Ещё месяц назад ты называла его "прекрасным семьянином".

Мать поджала губы:

— Видимо, я ошибалась в нём. Знаешь, что этот подлец сказал? "Либо аборт, либо развод". Представляешь? Шантажирует мою девочку!

— Может, у него действительно финансовые проблемы? — предположила Яна.

— Ерунда! — отрезала свекровь. — У него новая машина "Тойота", а проблемы с деньгами? Просто эгоист! Как и... — она осеклась, но многозначительный взгляд в сторону невестки договорил за неё.

***

Натянутое чаепитие продолжалось. Через пятнадцать минут разговоров о несчастной судьбе Кати Галина Фёдоровна наконец перешла к истинной цели визита.

— В моей квартире совершенно невозможно разместить троих детей и беременную дочь, — заявила она, промокнув губы салфеткой. — Поэтому у меня возникла прекрасная идея.

Супруги напряглись, ожидая продолжения.

— Ваш загородный дом "Берёзки" пустует, — с обезоруживающей улыбкой произнесла свекровь. — Вы бываете там только на выходных, да и то не каждую неделю. А Кате с детьми было бы идеально там жить!

— Ты предлагаешь отдать наш дом Кате? — медленно произнёс Олег, словно пытаясь убедиться, что правильно понял.

— Временно, конечно, — поспешно добавила Галина Фёдоровна. — Пока она не помирится с мужем. Или пока не родит и не встанет на ноги.

Яна стиснула пальцами подлокотник кресла.

— Галина Фёдоровна, но ведь Катя не знает, как обращаться с печным отоплением, а в доме нет централизованного...

— Можно установить, — отрезала свекровь. — Олег, ты ведь заботишься о сестре? Неужели для тебя дорог какой-то дом, а не благополучие родной сестры и её детей?

СЫн откинулся на спинку дивана, внимательно глядя на мать.

— А почему Катя сама не позвонила мне с этой просьбой?

Галина Фёдоровна немного смутилась:

— Катя слишком горда... И потом, она в таком состоянии сейчас... Беременность, стресс...

— Подождите, — вмешалась Яна. — Но если вы действительно хотите помочь Кате, почему бы не использовать вашу квартиру в центре? Вы ведь говорили, что сдаёте её...

Лицо свекрови мгновенно изменилось, глаза сузились.

— Так вот оно что! — воскликнула она. — Тебе жалко своего добра для семьи мужа! Я так и знала! В трудную минуту всегда видно, кто есть кто!

— Мама, перестань, — жёстко сказал Олег. — Яна права. У тебя есть ещё однушка.

— Деньги от той квартиры — мой единственный доход, кроме пенсии! — возмутилась свекровь. — Ты предлагаешь матери голодать?

— Катя могла бы выйти на работу, — предложила Яна. — Младший уже в садике, старшие в школе...

— Какая работа беременной женщине? — со злостью в голосе произнесла Галина Фёдоровна. — Ты совсем безголовая! Хотя о чём это я... женщина, не желающая иметь детей, вряд ли поймёт материнские чувства.

— Достаточно, мам! — в голосе Олега зазвучал металл. — Если ты пришла оскорблять, то лучше уходи.

Свекровь мгновенно изменила тактику:

— Сынок, я не это имела в виду, — голос её смягчился до медовых ноток. — Просто волнуюсь за Катю. И кстати, помнишь, как ты всегда защищал сестрёнку в детстве? Говорил, что никому не дашь её в обиду?

Этот приём Олег знал с детства. Манипуляция детскими воспоминаниями была коронным ходом матери.

— Помню, мама. Но отдавать наш дом — не выход. Давай подумаем о других вариантах помощи Кате.

***

Глаза свекрови вспыхнули недобрым огнём.

— Значит, загородный дом для тебя дороже сестры? — ядовито произнесла она, нарочито медленно вставая с кресла. — А помнишь, как я продала бабушкины украшения, чтобы оплатить твою учёбу в университете?

📖 Также читайте: — Как только вырасту, тоже уйду! И никогда вернусь! — заявила дочь матери, и младшая сестра в знак поддержки встала рядом с ней

Олег тоже поднялся:

— Помню. Как и то, что я вернул тебе эти деньги с первой зарплаты. И потом помогал ремонтировать твою квартиру. И машину тебе покупал. И путёвки каждый год оплачиваю.

Ладони Галины Фёдоровны сжались в кулаки:

— Попрекаешь мать помощью? Какой стыд!

— Нет, — спокойно ответил сын. — Просто напоминаю, что я всегда помогал и тебе, и сестре. Но дом не отдадим. Тем более что когда мы его купили, ты говорила, что это "развалюха в глуши" и "безумная трата денег".

Яна молча наблюдала за перепалкой, понимая, что любое её слово будет использовано против неё.

— Это всё её влияние! — свекровь обвиняюще ткнула пальцем в сторону невестки. — Раньше ты был хорошим сыном! А теперь выбираешь эту...

Стоявший рядом с женой Олег взял её за руку:

— Ты хочешь со мной поругаться? Прошу уважать мой выбор.

— Прекрасно! — воскликнула Галина Фёдоровна, хватая сумку "Эйвон". — Тогда не удивляйтесь, когда Катя с детьми окажется на улице! Её кровь будет на ваших руках!

Супруги переглянулись.

— Мам, Катя живёт у тебя в трёхкомнатной квартире, — устало напомнил Олег. — Почему она должна оказаться на улице? Ты хочешь её выгнать?

— Потому что... потому что мне тяжело с ними! — внезапно выпалила свекровь правду. — Дети шумят, Катя всё время плачет! Я на пенсии, имею право на покой!

Вот она, истинная причина визита. Галина Фёдоровна просто хотела избавиться от неудобств в собственном доме.

— Может, стоит поговорить с Петром? — предложила Яна. — Узнать, в чём реальная проблема?

— С ним невозможно разговаривать! — отрезала свекровь. — Я пыталась, но он сказал, что это не моё дело!

— А что если это действительно не наше дело? — тихо спросил Олег. — Возможно, сестре и Петру нужно самим решить свои проблемы?

Галина Фёдоровна задохнулась от возмущения:

— Ты! Ты отказываешься помогать родной сестре и племянникам ради какого-то дома? — голос Галины Фёдоровны дрожал от злости. — Вот она, твоя настоящая сущность!

Воздух в гостиной стал как будто плотнее, тяжелее.

— Никто не отказывается помогать, — твёрдо ответил Олег. — Можем помочь Кате с устройством на удалённую работу или...

— Даже слушать не хочу! — взмахнула рукой мать. — Когда твоя сестра с тремя детьми ютится в одной комнате, ты предлагаешь ей какую-то "удалённую работу"? Какой позор!

Напрасно Яна пыталась вмешаться:

— Квартиру можно снять, мы бы помогли с оплатой...

— А-а-а! — театрально вскрикнула Галина Фёдоровна. — Теперь понятно! Выбрасывать деньги на съёмную квартиру — нормально, а отдать дом — нельзя! Да ты просто не хочешь, чтобы Катя жила в ТВОЁМ доме! Боишься, что она там лишнюю чашку разобьёт?

***

Дверь за разгневанной свекровью захлопнулась с такой силой, что задрожала люстра "Хексагон". Яна опустилась на диван, обхватив колени руками.

— Прости, — тихо сказал муж, садясь рядом. — Мама всегда была... сложной, но сегодня превзошла себя.

Телефон в кармане мужчины издал сигнал входящего сообщения. Прочитав текст, Олег покачал головой:

— Катя пишет, что я "предал семью" и "выбросил её на улицу с детьми". Мама уже успела ей всё рассказать в своей интерпретации.

В течение следующего часа телефоны супругов разрывались от звонков и сообщений. Тётя Маргарита из Новосибирска была возмущена "бессердечием Олега". Двоюродная бабушка Тамара пригрозила исключить его из завещания. Даже дальний родственник Игорь, с которым Олег виделся трижды в жизни, прислал гневное сообщение о "предательстве семейных ценностей".

Фронт обвинений стремительно расширялся. По версии Галины Фёдоровны, которую она распространяла среди всех знакомых, её сын и невестка выгнали беременную Катю с тремя детьми на улицу, предпочтя "свой комфорт в загородном дворце".

— Интересно, что думает по этому поводу Пётр? — задумчиво произнесла Яна, когда поток сообщений ненадолго прекратился.

Муж задумчиво посмотрел на экран телефона.

📖 Также читайте: — Ты живёшь одна, продай квартиру, деньги мне нужней! — кричал брат на сестру, а золовка ему поддакивала

— Знаешь, это хорошая мысль. Пожалуй, стоит позвонить ему напрямую.

Но этот разговор пришлось отложить. Телефон Олега снова завибрировал — на экране высветилось фото сестры.

— Как ты мог так поступить со мной? — без приветствия начала Катя, как только брат ответил на звонок. — Мама сказала, что ты смеялся над моей ситуацией!

— Что? — изумился брат. — Это неправда. Мы обсуждали, как лучше помочь тебе, но...

— Лжец! — перебила сестра. — Мама всё рассказала! Ты сказал, что мне следовало думать раньше, прежде чем рожать третьего, а теперь я не заслуживаю помощи!

Несколько минут Олег пробовал объяснить реальную ситуацию, но сестра не слушала. В конце концов Катя разрыдалась в трубку:

— Твоя бездушная жена настроила тебя против родной семьи! Я всегда знала, что она тебя изменит!

Завершив этот бессмысленный разговор, Олег выглядел опустошённым.

— Давай отключим телефоны, — предложила Яна, ободряюще сжав руку мужа. — Хотя бы на выходные. Нам нужно перевести дух.

Через несколько минут оба аппарата были деактивированы.

— В который раз поражаюсь скорости, с которой моя мамуля умудряется выставить меня злодеем, — горько усмехнулся Олег, наливая себе стакан воды из графина. — С детства так: если я не выполнял её требования, она тут же звонила всем родственникам с рассказами о моей "чёрной неблагодарности".

Жена задумчиво водила пальцем по странице недочитанной книги.

— Знаешь, меня больше всего удивляет, что никто из родственников не догадывается позвонить Петру. Все принимают версию твоей мамы за чистую монету.

Олег невесело кивнул:

— Это семейная традиция — верить маме безоговорочно. сестра всегда была её любимицей, а я... запасным вариантом. Тем, на кого можно свалить проблемы и перенаправить негатив.

Наступившая тишина была нарушена стуком в дверь — на этот раз не звонком, а именно стуком, решительным и тяжёлым.

— Может, не открывать? — нерешительно предложила Яна.

Муж покачал головой:

— Нет, давай уж разберёмся со всеми сразу.

На пороге стоял Пётр — высокий мужчина с усталым лицом.

— Можно войти? — без предисловий спросил он.

***

Но это уже другая история.

"Чтобы управлять другими, нужно сначала управлять собой." - Джон Локк

Продолжение

Настенный календарь "Тромсё" показывал декабрь, когда Яна и Олег припарковали седан "Шкода" у многоквартирного дома на улице Парковой. Подхватив пакеты с продуктами и яркие свёртки с подарками, супруги поднялись на третий этаж.

Дверь открыла Катя — похудевшая, с новой стрижкой, но с улыбкой на лице.

— Входите скорей! Дети заждались дядю Олега и тётю Яну.

Праздничный стол в гостиной ломился от угощений. Возле наряженной ёлки "Фейка" носились двое старших детей, а младший кружил над ними игрушечный вертолёт "Лего".

Пётр вышел из кухни, вытирая руки полотенцем:

— А вот и наши спасители! Проходите, всё готово.

История, начавшаяся августовским днём, приняла неожиданный оборот. В тот вечер, когда Пётр пришёл к ним домой, правда наконец прозвучала: магазин автозапчастей действительно переживал тяжёлые времена из-за кризиса, но Пётр никогда не требовал от жены аборта.

— Я только попросил подождать с четвёртым ребёнком, — объяснял он тогда в их гостиной. — Но тёща вмешалась, накрутила Катю и забрала её с детьми к себе. А потом началась эта история с вашим домом...

Реальность оказалась прозаичной: свекровь устала от одиночества, а идея с беременной дочерью и внуками под одной крышей быстро её разочаровала. Вместо того чтобы признать ошибку, Галина Фёдоровна решила переложить ответственность на Олега и Яну.

Взрослый разговор между братом и мужем Кати привёл к конструктивному решению: Олег помог Петру с краткосрочным кредитом, а Яна использовала свои связи в сфере маркетинга, чтобы разработать рекламную кампанию для магазина автозапчастей.

— Ваш бизнес-план спас нас, — признался Пётр, когда все уселись за стол. — Без вас я бы не выкарабкался.

Катя смущённо улыбнулась брату:

— Прости за те ужасные вещи, которые я наговорила. Мама умеет убедить...

— Кстати, где Галина Фёдоровна? — спросила Яна, помогая разложить закуски из контейнеров "Тапперваре". — Вы её пригласили?

В комнате повисла неловкая пауза.

— Мама улетела на Кипр, — наконец ответила Катя. — Сказала, что заслужила отдых после всех нервотрёпки что мы ей устроили.

— С новым другом Романом, — добавил Пётр с едва заметной усмешкой.

Детский смех разрядил атмосферу. Шестилетний Миша, забравшись на колени к дяде, деловито поинтересовался:

— А вы правда хотели выгнать нас на улицу?

Взрослые рассмеялись, и Олег крепко обнял племянника:

— Конечно, нет. Семья есть семья, даже когда бывает сложно.

Бокалы с безалкогольным шампанским "Шардене" мелодично зазвенели.

— За то, чтобы всегда разговаривать друг с другом, а не друг о друге, — предложил тост Олег.

На столе стояла семейная фотография в рамке "Ломвикен", сделанная прошлой весной. На ней Галина Фёдоровна улыбалась, обнимая детей дочери.

"Манипуляторы редко осознают, что манипулируют; жертвы манипуляций редко осознают, что ими манипулируют." – Эрик Берн

Автор: Владимир Шорохов ©

Всего один разговор о продаже квартиры, и мир Веры Николаевны перевернулся. Случайно обнаруженная на ноутбуке дочери переписка открывает шокирующую правду о «бизнесе на грани краха». Что скрывается за настойчивыми просьбами дочери? Что выберет мать: семейные узы или справедливость? И кто в итоге будет любоваться видом на море? читать рассказ...

📖 Также читайте: — Отдать тебе мою квартиру? С каких это щей, сестрёнка?! — холодно спросил брат Наташу

📖 Также читайте: — Рецепт семейного счастья. Берёшь смартфон, добавляешь щепотку современных технологий, немного бабушкиной мудрости и много-много любви.