— А если я это окаянное стекло разобью? Будет вам всем счастье?
— Ну, бабуль, ты даёшь! Нормальные люди смартфоны не бьют, а осваивают.
За окном накрапывал мелкий осенний дождь. Капли медленно стекали по стеклу, образуя извилистые дорожки. Ветер слегка покачивал ветви старого клёна, растущего прямо перед балконом хрущёвки. Жёлтые листья кружились в воздухе, прежде чем опуститься на мокрый асфальт.
Анна Михайловна неуверенно держала в руках новенький смартфон — подарок от детей на шестьдесят пятый день рождения. Устройство казалось ей инопланетным предметом, чужеродным и абсолютно бесполезным в её размеренной жизни.
— Не смеши меня, Машенька. Разве старухе вроде меня нужны эти современные штуки? — пожилая женщина попыталась вернуть коробку внучке, но подросток решительно отодвинула её руку.
— Перестань себя старухой называть! В Интернете полно блогеров твоего возраста, между прочим, — юная особа забрала смартфон из рук бабушки и начала быстро водить пальцем по экрану.
Светлая кухня, обставленная ещё в девяностые годы, выглядела уютно и немного архаично. Отслоившиеся в некоторых местах обои с мелким цветочным узором. Старенький холодильник "Минск", гудевший басовито и надрывно. На подоконнике — ряд глиняных горшков с геранью и алоэ. Большой деревянный стол, накрытый клеёнкой, помнил не одно семейное торжество.
— Какие ещё, прости господи, блохеры? — морщинистые руки Анны Михайловны нервно перебирали кружевную салфетку.
В глазах мудрой женщины читалось не столько раздражение, сколько растерянность перед новым, неизведанным. Всю жизнь проработав учительницей начальных классов, она привыкла всё знать и понимать. А теперь собственная внучка говорила на каком-то непонятном языке.
— Не блохеры, а бло-ге-ры, — по слогам произнесла Маша, закатывая глаза. — Люди, которые делятся своими знаниями, опытом или просто жизнью в интернете. Вот, смотри!
Маленькие ручки подростка открыли на экране какое-то приложение, где седая женщина что-то увлечённо рассказывала, стоя на современной кухне.
— Это Вера Никонова, ей 70 лет, а у неё два миллиона подписчиков. Готовит разные блюда и рассказывает истории из жизни.
— Два миллиона? — недоверчиво переспросила бабушка, всматриваясь в экран. — Быть такого не может.
— Ещё как может! — воодушевлённо воскликнула внучка. — А твои пирожки с капустой и вареники с вишней точно стали бы хитом. Ты же лучше всех готовишь!
Маленькая льстица знала, на какие кнопки нажимать. Кулинарное мастерство было предметом особой гордости Анны Михайловны. Всю жизнь собирала рецепты, записывала их в толстую тетрадь в коленкоровом переплёте. Некоторые достались от матери, другие — от свекрови, третьи — придуманы самостоятельно.
— Глупости какие, — старушка махнула рукой, но в голосе уже не было прежней категоричности. — И кому интересны мои старомодные рецепты?
— Да всем! — Маша вскочила со стула, едва не опрокинув чашку с чаем. — Сейчас как раз мода на всё бабушкино, домашнее, настоящее. Хватит уже прибедняться!
Дождь за окном усилился. Крупные капли барабанили по жестяному подоконнику, создавая своеобразную мелодию. В такие вечера особенно хотелось чего-то тёплого и душевного.
— Ладно, показывай, что там нажимать надо, — сдалась наконец пожилая женщина, поправляя очки на кончике носа.
Глаза Маши засияли триумфом.
— Вот! Другое дело! Сейчас мы тебе всё настроим...
***
За следующие две недели квартира Анны Михайловны превратилась в настоящую мини-студию. Маша принесла специальную подставку для смартфона, маленький кольцевой светильник и даже микрофон-петличку.
— У тебя просто идеальное естественное освещение на кухне днём! — восторженно объясняла юная наставница, устанавливая смартфон на подоконнике. — Многие блогеры мечтают о таком свете.
— Не говори ерунды, девочка, — хозяйка квартиры украдкой поглядывала в окно, проверяя, не видят ли соседи этих странных приготовлений. — Что скажут люди, если узнают, что старуха в интернет полезла?
— Скажут: "Вау, какая продвинутая бабушка у Маши!" — подросток настраивала ракурс камеры. — Давай попробуем записать первое видео. Что будем готовить?
Анна Михайловна достала потрёпанную тетрадь с рецептами.
— Может, ватрушки с творогом? Простой рецепт, но беспроигрышный.
— Супер! Начинаем с классики, потом усложняем! — Маша постоянно использовала какие-то странные слова и выражения, но пожилая женщина уже начинала привыкать к этому новому языку.
Первая съёмка оказалась катастрофой. Анна Михайловна постоянно смотрела в камеру, забывала ингредиенты, смущалась и запиналась. После третьей попытки она тяжело опустилась на табурет.
— Не получится у меня это. Не для того я на свет родилась, чтобы в телевизоре этом вашем выступать.
— Это не телевизор, бабуль, а социальные сети. И у тебя всё получится! — упрямо возразила внучка. — Просто представь, что ты на уроке объясняешь детям, как решать задачку. Только вместо задачки — рецепт.
Неожиданное сравнение попало в точку. Бывшая учительница выпрямила спину и взглянула на камеру другими глазами.
— Что ж, пожалуй, попробуем ещё раз...
***
— Неужели этим людям нечем заняться, кроме как писать гадости под чужими видео? — голос старушки дрожал от обиды.
Прошло три месяца с момента публикации первого рецепта. Маленький кулинарный блог "Бабушкины секреты" неожиданно начал набирать популярность. Сначала это были десятки просмотров, потом сотни, а сейчас счёт шёл на тысячи.
Кухонное пространство преобразилось. На стене появилась небольшая полка с красивой посудой специально для съёмок. Старую клеёнку сменила льняная скатерть ручной работы. Домашняя герань теперь соседствовала с модными ароматическими травами в глиняных горшочках.
— Это называется "хейт", бабуль. Не бери в голову, — Маша сидела рядом, просматривая комментарии под новым видео с грибным жульеном. — Это просто завистники.
— В мои времена в лицо гадости не говорили, а теперь, вишь как... — пожилая женщина поправила очки, всматриваясь в экран. — "Таким старым людям нечего делать в интернете". "Рецепт устаревший, сейчас так никто не готовит". "Фу, руки трясутся, смотреть противно"... Господи, что же это такое?
Морщинистое лицо исказилось от боли. За долгую жизнь Анна Михайловна привыкла к уважению. Сначала как учительница, потом как мать семейства, теперь как бабушка. А тут какие-то незнакомые люди пишут обидные слова, даже не зная её.
Маша захлопнула крышку ноутбука.
— Знаешь что? Давай просто не будем читать комментарии. Ты видела, сколько просмотров у твоего борща с фасолью? Восемьдесят тысяч! Людям нравится то, что ты делаешь!
— Да разве это возможно? Восемьдесят тысяч человек... Это же целый стадион, — растерянно произнесла бабушка, пытаясь представить такое количество зрителей.
— Ещё больше! И они все готовят по твоим рецептам! — подросток открыла другую вкладку. — Смотри, вот это фотографии блюд, которые приготовили твои подписчики. Видишь, какая красота получается?
На экране появились десятки фотографий с разными вариациями блюд из бабушкиных рецептов.
— Матерь божья, — прошептала Анна Михайловна, разглядывая изображения. — Неужели это правда?
— Правда-правда! — Маша обняла бабушку за плечи. — Ты стала настоящей звездой интернета!
Новость о неожиданной популярности быстро разлетелась по семье. Сначала позвонила дочь из Краснодара.
— Мама, мне тут коллега показала какое-то видео в интернете... Это правда ты там вареники лепишь? — в голосе Нины слышалось недоверие.
— Я, доченька, я, — с нескрываемой гордостью ответила Анна Михайловна. — Машенька меня научила. Уже пять тысяч человек на меня подписались.
— С ума сойти! Мама в шестьдесят пять стала блогером! — дочь не знала, радоваться ей или беспокоиться. — Только осторожнее там, ладно? В интернете всякие люди бывают.
— Знаю я, знаю. Уже столкнулась с этими... как их... хейтерами.
— Кем?! Мама, ты знаешь слово "хейтеры"?! — изумлению Нины не было предела.
— А то! — с гордостью ответила пожилая женщина. — И про лайки знаю, и про репосты, и про алгоритмы.
Следом позвонил сын из Петербурга, потом племянница из Иркутска. К вечеру Анна Михайловна устала объяснять родственникам свою новую деятельность.
***
В один из декабрьских вечеров, когда за окном кружился пушистый снег, а на кухне стоял дивный запах корицы и ванили (снимали рождественское печенье для блога), раздался звонок в дверь.
— Ты кого-то ждёшь? — спросила Маша, помешивая глазурь для украшения печенья.
— Нет вроде, — старушка вытерла руки о фартук и направилась в прихожую.
На пороге стоял молодой человек в униформе курьерской службы.
— Анна Михайловна Кудрявцева? — спросил он, сверяясь с планшетом. — Доставка для вас.
— Какая ещё доставка? Я ничего не заказывала, — растерялась хозяйка квартиры.
— Тут написано: "Бабушке-блогеру от благодарных подписчиков", — курьер протянул объёмную коробку. — Распишитесь, пожалуйста.
Дрожащими руками Анна Михайловна поставила подпись и приняла неожиданную посылку.
— Машенька! Иди-ка сюда, — позвала она внучку. — Что это за диковина такая?
Подросток выбежала из кухни, вытирая руки полотенцем.
— Ого! Это подарок от подписчиков! — восторженно воскликнула она, разглядывая коробку. — Давай откроем!
Внутри оказался новенький планшет с подставкой и запиской: "Дорогая Анна Михайловна! Спасибо за Ваши рецепты и душевные разговоры. Снимать на смартфон неудобно, примите этот скромный подарок от сообщества "Любители настоящей домашней кухни". С уважением, администраторы и участники группы".
Пожилая женщина опустилась на стул в прихожей, держа планшет дрожащими руками.
— Господи, что же это делается... — прошептала она. — Совершенно незнакомые люди дарят мне такие дорогие вещи.
— Это потому что ты особенная, — Маша осторожно забрала планшет и помогла бабушке подняться. — Пойдем, научу тебя пользоваться. Тут экран больше, будет удобнее смотреть комментарии.
— Только хорошие! — строго сказала Анна Михайловна, возвращаясь на кухню.
***
Весна пришла неожиданно. Ещё вчера лежал снег, а сегодня воздух наполнился свежестью и ароматом пробуждающейся природы. В маленькой хрущёвке было шумно и тесно — впервые за много лет собралась вся семья.
— Мама, покажи, как ты эту штуку прикрепляешь, — Нина, приехавшая из Краснодара, с интересом разглядывала кольцевую лампу. — У тебя так профессионально всё выглядит!
— Обычное дело, — с напускной скромностью ответила Анна Михайловна, но было видно, как она гордится своими достижениями. — Сейчас все так снимают.
Сын Павел, суровый инженер из Петербурга, настраивал новый микрофон, купленный специально для маминого блога.
— Звук будет лучше, — объяснял он, возясь с проводами. — Я почитал отзывы, этот микрофон рекомендуют для кулинарных блогов.
Маша сидела на подоконнике, наблюдая за этой суетой с улыбкой. Именно она полгода назад начала это безумие, но даже представить не могла, к чему оно приведёт.
— Тридцать тысяч подписчиков! — восхищённо повторял её младший брат Костя, листая страницу бабушкиного блога. — Бабуля, ты настоящая звезда!
— Перестань, — смущённо отмахнулась Анна Михайловна, но было видно, что ей приятно.
На большом кухонном столе, накрытом новой льняной скатертью, теснились блюда с пирогами, салатами и закусками. Семейный обед был в самом разгаре.
— Самое удивительное, — задумчиво произнесла Нина, накладывая себе маминых фирменных голубцов, — что мы впервые за пять лет собрались все вместе. И всё благодаря твоему увлечению, мама.
— И правда, — поддержал сестру Павел. — Помню, как скептически отнёсся к твоему блогерству. Думал, это какая-то блажь.
— А оказалось, что самая современная у нас — бабушка, — рассмеялась Маша, подмигнув Анне Михайловне.
Старушка окинула взглядом своих детей и внуков, собравшихся за одним столом. Раньше они созванивались от случая к случаю, встречались на крупные праздники, да и то не всегда получалось. Каждый был погружён в свою жизнь, работу, проблемы. А теперь...
— Знаете, я вчера получила письмо от одной женщины, — сказала Анна Михайловна, разливая компот по стаканам. — Она написала, что благодаря моим рецептам вспомнила свою бабушку и начала готовить блюда из детства. И что её семья теперь каждое воскресенье собирается вместе за обедом.
— Как мы сейчас, — тихо заметил Костя.
— Именно, — кивнула бабушка. — Я думала, что просто делюсь рецептами. А оказывается, помогаю людям вспомнить о главном — о семье.
В этот момент в кармане фартука завибрировал смартфон. Анна Михайловна достала его и расплылась в улыбке.
— Представляете, телеканал "Домашний очаг" предлагает мне вести рубрику о традиционной кухне! — она недоверчиво смотрела на экран. — Господи, на старости лет стану телезвездой!
— Да ты уже звезда, мама, — Павел поднял бокал с компотом. — Предлагаю тост за нашу знаменитую бабушку-блогера!
Все рассмеялись и подняли стаканы.
— Нет, — мягко возразила Анна Михайловна. — Давайте выпьем за семью. За то, что мы снова вместе.
Она обвела взглядом родные лица. Нина, которая стала приезжать каждый месяц, помогая записывать новые рецепты. Павел, создавший сайт для маминого блога и оборудовавший кухню профессиональной техникой. Костя, взявший на себя монтаж видео. И Маша — та, что положила начало этому волшебному превращению обычной пенсионерки в любимицу интернета.
— Знаете, что самое ценное в этой истории? — продолжила Анна Михайловна, пока все с любовью смотрели на неё. — Не популярность и не подарки от подписчиков. А то, что мой поздний рецепт оказался самым важным.
— Какой рецепт, бабуль? — удивилась Маша.
Пожилая женщина улыбнулась, в уголках её глаз собрались морщинки.
— Рецепт семейного счастья. Берёшь смартфон, добавляешь щепотку современных технологий, немного бабушкиной мудрости и много-много любви. И вот результат — за одним столом собирается вся семья.
За окном снова шёл дождь, но никто не обращал на него внимания. В маленькой квартире было тепло от любви и смеха. И на кухонном столе, среди блюд и гаджетов, лежала потрёпанная тетрадь с рецептами — мост между прошлым и будущим, соединивший поколения.
Автор: Елены Стриж ©
Нравится рассказ? Тогда поддержите его. Автору будет приятно видеть ваши репосты, рекомендации друзьям, комментарии и лайки... )) Ну и конечно, не забудьте подписаться на канал!
📖 Также читайте: Замок из песка
Также читайте: 📖 — Предлагаешь, прикупит зятя? — спросила она у мужа и посмотрела на беременную дочь, которая беременна непонятно от кого