Найти в Дзене
Extreme Sound

Y&T: «Бон Скотт тусовался с нами чаще, чем с AC/DC. Он считал их скучными»

Оглавление

Играли круче Van Halen, дружили с Боном Скоттом, перепивали Mötley Crüe – калифорнийцы Y&T заслуживают гораздо большего признания, чем получили.

Недооцененные герои хард-рока

Калифорнийцы Y&T из Сан-Франциско были одной из величайших хард-рок-групп конца 70-х и 80-х благодаря таким альбомам, как "Earthshaker" и "Black Tiger", и песням вроде "Rescue Me" и "Summertime Girls". Но их репутация мощной рок-машины так и не совпала с уровнем продаж. В 2005 году фронтмен Дэйв Меникетти вспоминал для журнала Classic Rock карьеру одной из самых крутых, но невезучих групп в роке.

Y&T
Y&T

Возвращение легенды

Будем честны: большинство реюнионов – отстой. Часто собранные от отчаяния, без ключевых участников, они редко могут воссоздать дух и качество оригинала. Но когда хард-рокеры Y&T из Сан-Франциско приехали в Великобританию летом 2005 года – впервые за 22 года – их мощные живые выступления ничем не уступали концертам былых времен.

Хотя группе еще предстояло вернуться в студию, а ритм-гитарист Джоуи Алвес, к сожалению, отсутствовал, голос гитариста Дэйва Меникетти почти не ослабел, басист Фил Кеннемор выглядел так, будто его криогенно заморозили в конце 80-х, а барабанщик Леонард Хэйз, хоть и похудел, лупил по установке с прежним пылом и мастерством. Кроме того, у Y&T был роскошный и обширный репертуар.

«Большую часть вечеров у нас нет как такового четкого сет-листа, – рассказывал Дэйв Меникетти перед концертом. – Мы выходим, играем полчаса запланированного материала, а потом открываем шоу для заявок – и играем два часа. Фанаты сами говорят нам, что хотят услышать».

Начало пути: Yesterday & Today

Группа Yesterday & Today (их первоначальное название) образовалась в Калифорнии на рубеже 70-х. Они подписали контракт с London Records, где уже были ZZ Top, и выпустили два альбома: дебютный в 1976-м и "Struck Down" в 1978-м.

Лос-Анджелес и будущие звезды

Сократив название до Y&T («Фанаты все равно нас так называли», – объясняет Меникетти), они уже имели своих поклонников в Лос-Анджелесе. Там, в клубе Starwood, на разогреве у них выступали Van Halen и Mötley Crüe (для последних это был дебют). Так началась долгая дружба.

«Многие группы, ставшие потом знаменитыми, приходили посмотреть на нас в Starwood, хотели попасть за кулисы, – вспоминает Меникетти. – Бобби Блотцер [барабанщик Ratt] был большим фанатом, Блэки Лолесс [из WASP] тоже. Годы спустя, в турах, группы говорили нам: ‘Чуваки, мы учились играть, смотря на вас в Starwood’. Я слышал это столько раз, что сбился со счета».

Прорыв в Европе

«Мы понятия не имели, что "Earthshaker" произведет такой эффект, особенно в Европе, – утверждает Меникетти. – Только когда мы приехали сюда, в Британию, записывать [следующий альбом] "Black Tiger", мы узнали, что люди вообще знают, кто мы такие».

Классический оригинальный состав Y&T: (слева направо) Дэйв Меникетти, Фил Кеннемор, Леонард Хейз, Джои Алвес
Классический оригинальный состав Y&T: (слева направо) Дэйв Меникетти, Фил Кеннемор, Леонард Хейз, Джои Алвес

Действительно, невероятные сцены разворачивались на двух легендарных концертах Y&T в июне 1982 года в старом клубе Marquee на Уордор-стрит в Лондоне. Говорят, в парилке клуба даже расплавилась резина на гитарной стойке.

«Чистая правда! – клянется Меникетти. – У меня потом даже был тепловой удар. Людей туда буквально втискивали ломами. Это не только шокировало нас, но и заставило нашего букинг-агента [Рода МакСуина] обратить на нас внимание».

Успех "Black Tiger" и холмы Суррея

Второй альбом под вывеской Y&T, вышеупомянутый "Black Tiger" 1982 года, записывался в Суррее с Максом Норманом и оказался таким же удачным, как "Earthshaker".

«Быть в Суррее, среди холмов, овец и зданий XVI века, было потрясающе – это действительно повлияло на атмосферу записи, – размышляет Меникетти. – А после тех первых удивительных европейских шоу… Боже, в альбоме слышен и этот шок».

Тур с AC/DC и дружба с Боном Скоттом

Альбом "Mean Streak" (’83) был слабее предшественников («Мы немного поэкспериментировали с песнями, возможно, оттолкнув некоторых хардкорных фанатов», – признает Дэйв). Но Y&T произвели впечатление на фестивале в Рединге и получили предложение поехать в тур с AC/DC, продвигавшими "For Those About To Rock…".

-3

«Парни из AC/DC видели нас в Рединге и вспомнили, как мы разогревали их в Техасе, когда Бон Скотт был еще жив, – рассказывает гитарист. – Они нас очень уважали; на самом деле, Бон предпочитал тусоваться с нами, а не с ними. Он считал их скучными, потому что они не пускали девчонок в автобус. Мы были еще молоды, курили травку и зависали с групиз, так что он ездил с нами».

Предложение от Оззи

Именно во время тура с AC/DC Меникетти получил необычное предложение от Оззи Осборна.

«В Дублине он пришел за кулисы с Шэрон, – рассказывает Дэйв. – И перед всей моей группой Оззи встал на колени и сказал: ‘Дэвид, пожалуйста, присоединяйся к моей группе’. Я оглянулся и подумал: ‘О нет, остальным парням это не понравится’. Я ответил: ‘Спасибо, но я как бы занят’, на что Оззи настоял, чтобы я научил его гитариста, Брэда Гиллиса, быть рок-звездой».

Перепивая Mötley Crüe

Самим Y&T не нужны были уроки по части рок-н-ролльного угара. Меникетти настаивает, что тур-менеджеру Mötley Crüe однажды пришлось устанавливать правила в гримерке, утверждая, что его подопечных сбивают с пути истинного их тогдашняя группа поддержки.

«Crüe считались главными тусовщиками, – усмехается он. – А через две недели тура нам говорили: ‘Можете держать своих парней подальше от наших? Леонард и Фил плохо влияют’. За кулисами шло постоянное соревнование: массовые оргии и все такое. Никки Сикс однажды потушил сигарету о руку Фила. Фил воспринял это как вызов; мы подкладывали им тухлую рыбу на микрофоны».

Проблемы с лейблом и разочарование

Y&T согласились на предложение лейбла A&M посотрудничать с сонграйтером Джеффом Лейбом на следующем альбоме, "In Rock We Trust" 1984 года. «Мы думали, что сделали очень глубокую запись, но британская пресса нас разгромила», – морщится он.

Прилетев на интервью за два дня до фестиваля в Касл-Донингтоне в том же году, Y&T вышли на сцену совершенно подавленными, где-то в середине звездного состава: AC/DC, Van Halen, Оззи Осборн, Гэри Мур, Accept и Mötley Crüe.

«Мы молились, чтобы фанаты нас тоже не возненавидели, – признается Дэйв. – Но после двух дней травли в прессе, и учитывая, что до этого в нас никогда ничего не кидали на британских фестивалях, те несколько бутылок с мочой, что все-таки долетели, мы приняли близко к сердцу».

-4

"Summertime Girls" и конец эпохи A&M

Y&T не играли в Британии почти два десятилетия. Концертный альбом "Open Fire" следующего года включал студийный трек "Summertime Girls", чей уморительный клип показывал пухлого Хэйза, красующегося среди красоток в бикини. Поскольку "Summertime Girls" две недели была десятой по запрашиваемости песней в Америке в 85-м, A&M свели их с продюсером REO Speedwagon Кевином Бимишем для альбома "Down For The Count". Бимиш, работавший с Aerosmith и Crüe, хотел назвать альбом "Poised For Platinum" («Готовы к платине»), но пути группы и лейбла разошлись. Учитывая громкие туры, Меникетти не винит во всем только A&M.

«В Европе и Японии они были великолепны, – говорит он. – Но в Америке – другая история. Они постоянно давили на нас, чтобы мы попробовали те или иные песни, идеи, даже обложки. Любая другая компания, работавшая с качественным хард-роком, вроде Atlantic, раскрутила бы нас как минимум на два альбома раньше».

Geffen, гранж и распад

Освободившись от контракта во время тура, Y&T встретились с Джоном Калоднером из Geffen, который подписал их для альбомов "Contagious" и "Ten". На первом Хэйза сменил Джимми ДеГрассо, на втором место Алвеса занял Стеф Бёрнс в 1990-м. «Это были 90-е; проблемы с наркотиками, личные проблемы – все подряд, – говорит Меникетти. – Некоторые из нас теряли мотивацию». Хуже того, новый контракт оказался не таким радужным.

«Калоднер сказал нам: ‘A&M – худший лейбл в мире; моя племянница могла бы раскрутить "Summertime Girls"’, – улыбается Меникетти. Но фанаты отнеслись к прилизанному звучанию "Contagious" с подозрением, и Geffen не смогли добиться успеха там, где провалились A&M. «"Contagious" вышел на той же неделе, что и два альбома, о которых вы, возможно, слышали: "Appetite For Destruction" Guns N' Roses и "1987" Whitesnake», – устало вздыхает Дэйв.

Группа решила распасться, если Geffen не поддержит "Ten", и двух недель тура хватило для решения. «Наше долголетие работало против нас, – объясняет Дэйв. – Приходил гранж, все было ясно».

Дэйв Меникетти и Фил Кеннемор из Y&T на сцене в 1983 году
Дэйв Меникетти и Фил Кеннемор из Y&T на сцене в 1983 году

Завершение 17-летнего пути и новое начало

17-летняя история Y&T закончилась в канун Нового 1990 года концертом в Сан-Хосе, позже выпущенным как двойной концертник "Yesterday & Today Live". Однако группа осталась друзьями и возвращалась для реюнион-концертов. В 1995-м вышел альбом "Musically Incorrect" для японского рынка, за ним "Endangered Species" в 1997-м. После успешного выступления на Sweden Rock Festival в 2003-м Y&T решили воссоединиться на постоянной основе, с Джоном Найманом вместо Алвеса.

В том же году обновленный состав присоединился к Whitesnake и Гэри Муру в британском туре Monsters Of Rock. Выпустив два сборника архивного материала "Unearthed", группа задумалась о новом студийном альбоме.

«Мы вернулись навсегда и зажигаем каждый вечер, может, даже больше, чем когда-либо, – с гордостью заявляет Дэйв (в 2005 году). – Но если бы вы спросили меня о новом альбоме полгода назад, я бы сомневался. Есть ли вообще спрос? Музыканты Whitesnake говорили мне, что отчаянно хотят выпустить что-то новое, чтобы доказать, что они хороши, но Дэвид [Ковердейл] был настроен типа: ‘Зачем? Давайте просто выпускать DVD’. Я не очень понимаю такой подход. Даже если это никому не нужно, кроме группы и нескольких фанатов, я все равно считаю, что мы должны постараться это сделать».