Найти тему
Модная лавка 19 века

Прекрасная леди-южанка. Развод, четверо мужей и… косметика!

Нашла красивый портрет, написанный в тот период, когда начинается действие романа «Унесённые ветром». Поискала информацию о нём и узнала, что здесь запечатлена скандальная дама-южанка.

По-моему, по сравнению с этой дамой Скарлетт – образец благопристойности. И её ещё за что-то осуждали!

Но я уже давно пришла к мнению, что штат Джорджия был дремучей «дырой». Хуже, наверное, была только Южная Каролина, где родился Ретт Батлер.

А вот эта дама жила в других местах американского юга.

Джордж Питер Александр Хили. Портрет Салли Уорд, 1860 год.
Джордж Питер Александр Хили. Портрет Салли Уорд, 1860 год.

Салли Уорд (1827 – 1896) была «южной красавицей». Родилась в аристократической семье южного штата Кентукки.

После неудачного брака с представителем бостонской элиты ("северянином") выходила замуж еще три раза и стала светской львицей в Новом Орлеане и Луисвилле (штат Кентукки). Она была одной из первых женщин в Соединенных Штатах, которая пользовалась косметикой и носила смелые наряды.

В статье про Салли Уорд на англоязычном сайте сказано, что она развелась с первым мужем из-за культурных различий. Вероятно, причина – в разнице менталитетов. Хотя…

Там же написано, что Салли во время войны между Севером и Югом поддерживала Линкольна (то есть была за северян). А её второй муж воевал в армии южан и погиб…

А если бы не погиб? То, наверное, Салли бы и с ним развелась…

Третий её муж был торговцем. После его смерти, уже в немолодом возрасте, Салии вышла замуж за майора, уроженца своего родного штата Кентукки.

Фотографический портрет Салли Уорд.
Фотографический портрет Салли Уорд.

Рассмотрим получше её дивное платье.

Не знаю, как такой оттенок назвать. Наверное, светлым серо-сине-зелёным.

Наряд сшит из муара и украшен плотными кружевами, которые кажутся золотыми.

Это напоминает раннюю эпоху Возрождения. Кружево из металлических золотых нитей, что производили в Генуе в начале 16 века.

Но конечно, на платье Салли кружева не золотые, а бежевые.

Джордж Питер Александр Хили. Портрет Салли Уорд, 1860 год. Музей искусств в Луисвилле.
Джордж Питер Александр Хили. Портрет Салли Уорд, 1860 год. Музей искусств в Луисвилле.

Знаете, что странно?

Эпоху кринолинов часто называют «вторым рококо». Но ведь это неправильно! Правильно было бы называть этот модный стиль «вторым ренессансом».

А «второе рококо» – это уже мода конца 1860-х и 1870-х. Именно платья с турнюрами, а не с кринолинами смахивают на наряды 18 века.

Кружева на платье Салли Уорд.
Кружева на платье Салли Уорд.

При взгляде на портрет Салли мне сразу вспомнились муаровые платья Скарлетт.

Одно из них упоминается в начале книги. Платье из светло-зелёного муара с воланами из кремовых кружев, которое Скарлетт должна была надеть на бал. И второе, нефритово-зеленое муаровое платье.

Первое платье мне представляется сшитым не из муара, а из муар-антика. Эта ткань (муар с крупными разводами) была популярней муара и, если не ошибаюсь, стоила дешевле.

Платье из муар-антика, 1860-е.
Платье из муар-антика, 1860-е.
Платье из муар-антика, 1860-е. Верх.
Платье из муар-антика, 1860-е. Верх.

А второе платье наверняка было из дорогого муара с мелкими разводами.

Там уже, в романе – начало 1870-х. И я что-то не помню платьев того времени из муар-антика. Может быть, их и перестали носить в эпоху турнюров. Муар-антик, со своими крупными разводами, хорошо смотрелся на широких юбках с кринолинами. А для платьев с турнюрами лучше подходит муар.

День рождения Эшли и платье Скарлетт: зелёное против красного.

Ткань муар на платье с турнюром, 1870-е годы.
Ткань муар на платье с турнюром, 1870-е годы.

Ошибка Ретта Батлера: унизил от души Скарлетт и упал в её глазах навсегда.

«Вельможного старца с бриллиантами и муар-антиками»… О какой ткани говорится в повести Плещеева?

Роскошный атлас и шёлк на портретах середины 19 века.